"Пытаясь отмыть автомобиль, понял, что никогда не видел таких рек крови": как медики Донетчины помогают на востоке Украины
Андрей, Евга и Саид — парамедики Медицинского Добровольческого Батальона «Госпитальеры», которые уже больше года спасают жизнь гражданских и военных. Восточный вариант рассказывает их истории
Андрей Заболотников
Андрей Заболотников родом из города Горловка, который находится в Донецкой области и оккупирован российской федерацией с 2014 года. С 2022 года работает парамедиком в составе Медицинского Добровольческого Батальона «Госпитальеры» и спасает жизнь на востоке Украины.
“На момент оккупации Донецкой области мне было 10 лет, я только что закончил 5 класс. Потому с Горловкой у меня преимущественно детские приятные воспоминания. Это город, где я пошел в садик, а затем в школу. Первые кружки и друзья”, – вспоминает Андрей.
Парамедик рассказал, что к нему постепенно приходило осознание того, что началась война. Вспоминает, что сначала появлялись агитационные материалы в городе и были митинги в поддержку россии. Затем начали появляться баррикады и блокпосты с вооруженными людьми. Сменилось руководство в городе и флаг над администрацией. Приблизительно в то время, весной 2014-го года, вся семья Андрея уехала из Горловки.
“Я поначалу не понимал, что оставляю свой дом надолго. Думал, что это поездка на каникулы, и только в середине лета пришло осознание, что мы в Горловку больше не вернемся. По крайней мере до деоккупации города”, — делится парамедик.
Парень вспоминает, что было грустно все бросать, но еще печальнее наблюдать за происходящим с родным городом и людьми, которые остались под контролем российских оккупантов.
“Еще несколько месяцев после выезда я поддерживал связь с одноклассниками, поэтому имел представление о том, что происходит в городе. Рассказывали, как местные “днровцы” привозили в качестве “гуманитарной помощи” курятину, украденную из комбината, после которой более половины школы имело отравление. Поэтому я безгранично счастлив, что моя семья имела и имеет адекватную проукраинскую позицию и вовремя покинула временно оккупированную территорию”, — рассказывает Андрей.
Как Андрей стал парамедиком?
Парень рассказал, что в Медицинский Добровольческий Батальон “Госпитальеры” попал летом 2021 года, когда увидел объявление о наборе курсантов на обучение парамедиков.
По мнению Андрея, знания и навыки оказания первой домедицинской помощи нужно иметь каждому, поэтому он прошел обучение и сдал экзамен, получив возможность ездить на ротации. Впервые на фронт уехал в марте 2022 года, и с тех пор служит в рядах добровольческого батальона.
Парамедик рассказал, что было много запомнившихся историй с фронта. Например, когда во время первой ротации подразделение Андрея попало под перестрелку, возвращаясь ночью из дежурства мимо блокпоста. Обошлось без жертв.
“Обидно было видеть, когда привозили молодых военных с незначительными ранениями и турникетами, наложенными по 17 часов, потому что не было возможности их вытащить с поля боя и обследовать. И из-за этого люди теряли конечности”, — делится госпитальер.
Парень поделился историей об эвакуации животных из Бахмута и его окрестностей.
“Из более милого и приятного, была ситуация, когда мой экипаж из Бахмута вывозил трех котят, кота и пытался забрать собаку. Это не наш профиль, но мы у нас в тот день был выходной от дежурства. К моей коллеге обратилась организация, занимающаяся эвакуацией животных по просьбе владельцев и владелиц. В тот момент волонтерам и гражданским въезд в Бахмут уже был запрещен, поэтому они искали кого-то из военных, кто мог бы это сделать, и мы согласились”, — рассказывает Андрей.
По словам парамедика, всех забрать не получилось, ведь некоторые дома были слишком близки к линии столкновения, или вообще за ней. Однако несколько животных удалось эвакуировать.
“Было странно видеть, как мужчина отдавал своего кота, чтобы мы его вывезли и передали его семье в Киев, а сам при этом хотел оставаться в Бахмуте и отказывался эвакуироваться. Трех котят отдали из села неподалеку, и двое из них теперь живут у меня дома», — делится Андрей.
“После победы планирую посещение освобожденной Горловки”
Парень поделился своими планами.
“Уверен, что после войны будет еще много работы в общественном секторе. Хочу и в дальнейшем быть полезным стране. Из личного, у меня есть целый перечень того, что хочу сделать, но пока не могу из-за ограничения военного времени. Например, поездка за границу, прыжок с парашютом и путешествие по городам, которые сейчас оккупированы россиянами. Конечно, посещение освобожденной Горловки”, — рассказал Андрей.
Евгения “Ївга” Колесниченко
Евгения Колесниченко на позывной “Ївга” — парамедикиня Медицинского Добровольческого Батальона “Госпитальеры”. Спасает жизнь на востоке Украины с 2023 года. Сама родом из города Авдеевка, который находится в Донецкой области.
Парамедикиня поделилась воспоминаниями о родном городе.
“До 2014 года Авдеевка была маленьким уютным городком, полностью зависящим от коксохимического завода. Именно завод занимался всеми парками и развлечениями для горожан”, — рассказала “Ївга”.
Евгения рассказала, что она вместе с мужем начало боевых действий в 2014 году не застала.
"В день референдума мы с мужем попали в заложники к оккупантам. Нас отпустили, но при условии выезда из города без возвращения. Война изменила все. От города проживание до взглядов на жизнь", — делится “Ївга”.
Как Евгения стала парамедикиней?
Защищая Украину, в ноябре 2022 года муж “Ївги” погиб. И девушка в декабре этого года решила присоединиться к Медицинскому Добровольческому Батальону “Госпитальеры”. Сначала как волонтерка помогла на базе. В январе прошла обучение и в феврале 2023 уже выехала на первую ротацию.
Парамедикиня рассказала, что обычно запоминала хорошие истории из жизни. Однако из эвакуаций самой памятной была ситуация с первым большим количеством людей, когда экипаж “Ївги” ждал 3-х раненых, а привезли 8, из которых 3 были тяжелыми.
Женщина рассказала, что вычеркнула фразу “после победы” из своего лексикона.
“Мы с погибшим мужем многое планировали на “после победы”, но это время для нас никогда не наступит. Так что я просто живу и радуюсь каждому дню”, — делится “Ївга”.
Саид Исмагилов
Саид Исмагилов — водитель, парамедик Добровольческого парамедицинского подразделения, входящего в состав Медицинского Добровольческого Батальона “Госпитальеры”. В 2014 году вместе с семьей покинул оккупированный Донецк и впоследствии вернулся в Донецкую область как военный капеллан. А с апреля 2022-го ездит на восток Украины как парамедик.
“Я из Донецка, уехал в сентябре 2014 года и больше никогда не возвращался. Город достаточно окружен многими мифами. В советское время из него делали кузницу кадров, затем пророссийские олигархи внедряли собственную “философию”, вводившую в заблуждение обычных мещан. Моего Донецка уже нет, потому что город творят люди, а не стены. Вся тогдашняя элита (художники, духовенство, писатели) уехала или была замучена”, — делится парамедик.
В 2014 году вместе с семьей Саид покинул Донецк и поселился в Буче (его частично разрушенную квартиру в 2022-м россияне ограбят), а возвращался на Донбасс уже как военный капеллан.
Как Саид стал парамедиком?
Саид Исмагилов начинал свою деятельность еще в 2014 году, как мусульманский капеллан.
“В Медицинский Добровольческий Батальон “Госпитальеры” я попал случайно и даже не мог представить этого. Я готовился к полномасштабному вторжению заранее и поступил в ТРО в 2021 году. Я жил в Буче, но бучанское ТРО все еще не существует, поэтому я поступил в Святошинское ТРО в Киеве”, — делится парамедик.
Мужчина вспомнил, что с подразделением Медицинского Добровольческого Батальона “Госпитальеры” “ASAP RESCUE” познакомился еще во время капелланского служения и уже полноценно присоединился к ним в марте 2023 года.
“Когда была необходимость вывозить раненых военных и гражданских из Романовки (бывшее село, а ныне жилмассив около Ирпеня, рядом с которым расположен разрушенный мост — ред.), экипажей не хватало, поэтому мы начали вывозить раненых”, — рассказывает Саид.
Мужчина рассказал, что позже подразделение “ASAP RESCUE” предложило ему присоединиться к ним для работы на линии столкновения российских и украинских войск. Командир Святошинского батальона ТРО К-8 Владимир Варнаков согласился отпустить Саида.
“Когда российские войска сбежали с Киевщины, то экипажи подразделения присоединились к одной из бригад, которая отправилась в Лисичанск в Луганской области. 5 апреля мы четырьмя экипажами въехали в город и с тех пор продолжаем работать на фронте”, — делится парамедик.
“По дороге в больницу у нас взрывается заднее правое колесо”
Саид вспомнил многие истории по эвакуациям. Например, о раненом мужчине из поселка Тошковка, Луганская область.
“Мы с побратимами из Госпитальеров принимали “сырых раненых” (те, кому еще не оказана первая медицинская помощь) на эвакуации из-под Тошковки. Военные привезли мужчину с ранением в шею и поврежденной артерией. Турникет не наложить. Во время дороги открылось сильное кровотечение. Я был за рулем, пока другой парамедик всю дорогу, вплоть до операционного стола, зажимал рану пальцами. Пытаясь отмыть автомобиль, понял, что никогда не видел такие реки крови”, — рассказывает парамедик.
Также мужчина поделился историей о молодом парне с ранением.
“Кто знает Луганщину, то это бескрайняя степь. И во время дороги в больницу у нас взрывается заднее правое колесо. А у нас раненый на турникете, нужно что-то решать. Менять колесо не было времени, потому что это открытая местность и если бы кто захотел по нас пострелять, это было очень легко сделать. Я принял решение ехать без колеса. Мы медленно продвигались в больницу: в салоне кричал раненый боец, а диск от колеса стирался об асфальт. После этой ситуации у меня еще несколько дней болело сердце, потому что было очень стрессово”, — делится Саид.
Парамедик вспомнил, что летом 2022 года Лисичанск в Луганской области напоминал ему бетонные джунгли. На тот момент уже не было воды, отопления и света. Однако еще оставались гражданские.
“Собралась толпа возле волонтерского пункта выдачи еды и по нему российские войска открыли огонь. Мы с бригадой отвозили в больницу четырех гражданских: пожилую женщину, маленького мальчика, который имел серьезные ранения головы и мог пить только через трубочку, еще одного мальчика с контузией, которого постоянно тошнило, и сопровождающую их женщину”, — рассказывает Саид.
Мужчина поделился, что им пришлось по полям ехать из Лисичанска в гражданскую больницу в Краматорске. Это путь протяженностью в 105 км, который занимает около часа быстрой езды.
“Я спрашивал, почему никуда не уехали, почему не эвакуировались. Но слышал в ответ, что было некуда. Сказал, что они и так не вернутся в Лисичанск, а могли уехать здоровыми», — делится Сад.
“Чтобы Украина стала полноценным европейским государством, нужно уничтожить коррупцию”
Парамедик рассказал, что после победы намерен быть активным членом украинского гражданского общества и бороться с коррупцией.
“Пока наши защитники и защитницы борются с врагом, в тылу политики воруют как в последний раз. Волонтеры не могут закрыть сбор на необходимые для ВСУ вещи. Мы должны быть полноценным европейским государством, но пока существует коррупция, этого не произойдет”, — делится болью Саид.
***
Несмотря на все сложности, парамедики и парамедикини c Донбасса борются за жизнь гражданских и военных каждый день. И верят, что смогут вернуться в родные города на востоке Украины.