"Это состояние души": как мастерица из Северодонецка создает традиционные куклы
О магии древнего искусства — узнал “Восточный вариант”
Большинство из нас привыкли воспринимать куклу, как игрушку и забаву. Но наши предки вкладывали в нее более глубокий смысл. Такие куклы сопровождали человека всю его жизнь.
Мастерица Алина Тимощенко поделилась секретами мастерства, а также о традициях и современности в изготовлении кукол.
Научила мама
Алина занимается традиционными куклами 10 лет. Научила ее этому ремеслу мама, вспоминает женщина.
“После того, как я узнала о традиционной кукле и непосредственно перед тем, как скрутить свою первую куклу, прошло 9 месяцев. Словно я выносила ребенка. Знаете, говорят "всему свое время". Именно это время должно было пройти, чтобы я стала делать эти куклы осознанно, а не ради хобби или забавы”, — делится она.
Мама Алины выучилась ремеслу у другой мастерицы, а та, в свою очередь, у женщины, которой эти знания передавались из поколения в поколение.
"Очень важно учиться именно у мастера, в живую. Особенно в век современных технологий. Несмотря на изобилие всевозможной информации, мастер-классов и тому подобного, важно питать знания от живого человека. Тем более, сегодня в сети много манипуляций, подтасовок в плане истории возникновения и традиций изготовления кукол. Сам термин "кукла-мотанка" не совсем верный. Да и традиция изображать крест вместо лица была распространена лишь в некоторых регионах Украины, и та пришла с Кавказа", — объясняет Алина.
“Кукла сама мне говорит, как она должна выглядеть”
Сегодня мастерица делает куклы не сугубо по тем традициям, которые дошли к нам через века.
“Для начала мне понадобилось уйма времени, чтобы собрать информацию. Выбирала одну куклу и искала о ней все в разных источниках. И что-то общее для себя вычленяла. Куклы Украины, северных регионов России, Алтая, западных славян. У них много общего, но у каждой своя история. Сегодня, например, мне нравится многослойность в изготовлении кукол. Когда же я начинала 10 лет назад, я четко строго следовала написанному. Сказано вязать три узелка — вяжем три узелка. Сейчас же кукла сама мне говорит, как она должна выглядеть”, — делится мастерица.
Вообще, традиционных кукол очень много, и не все они выглядят так, как мы привыкли видеть на современных растиражированных выставках.
"Наших предков куклы сопровождали всю жизнь. Самая первая давалась младенцу в руку. Так формировалась крепкая хватка и мелкая моторика ребенка. Над кроваткой вешали разноцветных кукол "сестриц". Их делали из ярких тканей. Это учило ребенка концентрации", — объясняет Алина.
Мальчикам постарше давали сначала куклу "каталку", за которую он держался при ходьбе. А потом, наоборот, лошадку, которую он водил за собой.
"Это очень важно. Родители таким образом сначала поддерживали чадо, а потом учили его ответственности. Мальчик должен был понимать, что теперь он отвечает ещё за кого-то", — объясняет мастерица.
Главная кукла для девушки, несомненно, свадебная.
"Ее часто делали без рук. Ведь приходя в новую семью девушка должна была учиться всему заново. По тем правилам, которые были в семье мужа. Правильно готовить, правильно убирать, ухаживать за хозяйством и тому подобное", — говорит Алина.
Значение традиционной куклы
Кукла может о многом рассказать, говорит мастерица. Например, о народном костюме. Можно определить, в каком регионе сделана та или иная кукла, кто был ее владельцем.
“Главное, что кукла может нам рассказать о нас самих. Мы можем через нее познакомиться сами с собой и, главное, изменить себя. Кукла является внешним отражением нашего внутреннего состояния”, — делится тонкостями Алина.
От того, как сделаны отдельные части куклы можно узнать о ее предназначении и о мастерице, которая ее сделала.
“Куклу условно можно разделить на четыре части: голова, руки, грудь или талия и подол юбки. Каждая из этих частей символизирует определенные качества. Голова — это качество мудреца. Это наше умение обращаться с чувствами, мыслями, эмоциями, желанием получать знания, их передавать. Мудрец — часто аскет. Именно ущемление себя в физических благах делает мудреца мудрецом. Однако, у головы куклы есть ещё одно значение — наши идеи. Разные идеи", — объясняет Алина.
Руки — напротив, это практика. Это качество правителя, продолжает мастерицы:
"Это защита, это умение руководить, брать на себя ответственность. Отсюда и закономерность. Когда у куклы получается слишком большая голова, руки кажутся короткими. Так и в жизни: если у нас через чур много идей, до большинства из них просто не доходят руки. В данном случае буквально".
Грудь — это наша щедрость. Ещё она символизирует "качества торговца":
"На самом деле, главное качество торговца — это его щедрость. Торговец зарабатывает деньги не только для себя, а и для того, чтобы помогать окружающим. Не зря купцы были самыми главными меценатами. Но в кукле рассматривается не столько финансовая сторона щедрости, сколько — сердечная. Грудь показывает, сколько любви мы можем отдать ближнему
Подол юбки — это наше терпение, аккуратность. Ее наши предки называли "качества мастера", рассказывает Алина.
"Именно по подолу юбки куклы женихи выбирали себе невест. Они считали, что от того, насколько аккуратно будет выполнен низ куклы, так хозяйка будет вести себя в быту. Поэтому, к платью куклы девушки относились не менее бережно и аккуратно, чем к самой кукле", — объясняет мастерица.
При изготовлении куклы важно смотреть, какими получились ее пропорции и проецировать это на себя, резюмирует Алина:
"Это делать нужно все осознанно. Если голова получилась слишком большая, мы не просто достаем из нее лишние тряпочки. Мы одновременно с этим убираем и лишние мысли из своей головы. Именно поэтому не стоит легкомысленно относиться к изготовлению кукол. Ведь они — это ментальное изображение нас самих".
Читайте также: Мотанки со столетней историей. Как в Станице Луганской мастерица в четвертом поколении создает традиционные украинские изделия