
"Я лучше умру в Мариуполе, чем поеду через россию". Как мариупольчанка спасла 71-летнего родственника из ада
Мужчина долго считал, что его родные погибли во время авиабомбардировки мариупольского Драмтеатра. К тому же у него не было доступа к интернету и связи. Рассказываем историю Павла из Мариуполя и его семьи, которые смогли спасти старика из ада войны.
Фотография, опубликованная мариупольчанкой Марией Кутняковой, облетела многие региональные медиа. На ней девушка сравнивает собственную руку с рукой своего 71-летнего дяди Павла, проведшего в Мариуполе 107 дней после начала полномасштабного вторжения. Его рука значительно меньше руки его племянницы, ведь за время, пока мужчина находился в Мариуполе, он похудел на 15 килограммов.
Этой фотографией и постом Мария хотела показать, в каком трудном положении живут мариупольцы в оккупированном россиянами городе. Особенно тяжело приходится старикам, которые практически не умеют пользоваться смартфонами, не знают, как связаться с родными, и нуждаются в лекарствах.
Сейчас Павел уже вместе со своей семьей в Вильнюсе. Историю его поисков, неверие в том, жив ли он, а также спасения Мария Кутнякова рассказала Восточному Варианту.
Надеялись на эвакуационные автобусы
Мария, ее мама и старшая сестра в Мариуполе жили на проспекте Строителей, ее дядя жил на пересечении улиц Торговая и Митрополитская. Их дома находились примерно в трех километрах друг от друга. Пока в Мариуполе была вода, электроэнергия и банально работали магазины, Мария относила Павлу продукты.

Когда Мариуполь начали массово обстреливать, семья Марии не могла решить, как поступить: забрать Павла в свою квартиру или самим переехать к нему, чтобы заботиться о мужчине.
«Мы не придумали ничего лучше, чем просто ходить через весь город его навещать, пока над головой летают снаряды. К тому же у него был источник воды, и мы там набирали воду регулярно», — рассказывает Мария.
10 марта в ее дом попал снаряд. Тогда же район оказался под интенсивными обстрелами. Мария с мамой и сестрой некоторое время жили у соседей, а с утра 16 марта пришли в Драмтеатр Мариуполя, где хотели подождать эвакуационных автобусов.
Мария оставила родных в театре, а сама отправилась к дяде, чтобы попросить собрать документы и какие-то вещи, чтобы потом просто взять сумку, прийти в эвакуационные автобусы и сесть в один из них.
Но автобусы не приехали, а именно в то время как Мария была у Павла, российский самолет сбросил авиабомбу на драмтеатр. К счастью, мать и сестра Марии были в той части здания, которая меньше пострадала от бомбы, поэтому они, как говорит девушка, «отделались ушибами и царапинами».
Мария чудом нашла родных в этом хаосе. Люди еще не успели отойти от шока, когда российские войска начали обстреливать театр из артиллерии.

«Люди бежали куда только можно. Кто-то кричит “бегите на железнодорожный вокзал”, кто-то — “бегите в филармонию”. Мы побежали в филармонию. Но и ее пытались разрушить. Я лежала в холле первого этажа и всю ночь слышала, как витраж разбивается от обстрелов», — вспоминает Мария.
Все люди в филармонии тогда говорили об одном: нужно пешком идти в Мелекино. Это поселок в нескольких километрах от Мариуполя, в который в середине марта массово выезжали мариупольцы, спасаясь от того, что совершали россияне в городе.
«Мы с семьей не знали, что делать. Идти к нему? Центр обстреливался. К тому же Паша мог просто физически не пройти такой путь. Мы решили выйти в Мелекино самостоятельно, а оттуда уже пытаться его спасти», — говорит Мария.
Там они узнали, что Мелекино оккупировано и находиться там долго небезопасно. Несколько дней семья искала пути для того, чтобы вывезти дядю Марии, но все бесполезно. Связи с городом не было. Только через девять дней после выхода из Мариуполя они оказались в Запорожье, но и там не задержались. Знакомые Марии говорили, что Запорожье тоже рискует оказаться в том же положении, что и Мариуполь.
Через некоторое время семья уехала из Украины в Вильнюс.
«Там труп лежит, по описанию — ваш дядя»
Сначала Мария даже не знала, жив ли ее дядя. Семья без конца пересматривала списки эвакуированных и погибших.
Район, где он жил, контролировали украинские военные, поэтому он тоже сильно пострадал от обстрелов рашистов. Мария пыталась получить хоть какие-то данные о своем дяде через людей, выезжавших из того района.
«Одна женщина уехала с улицы Торговой в апреле. Я ей написала, указав точные координаты его дома. Она ответила: “А на этот дом упала авиабомба, дом разрушен. И там труп лежит у ворот, по описанию ваш дядя”. Но оказалось, что она что-то напутала, и это был другой дом», — говорит Мария.
Она несколько раз писала в социальные сети с просьбой сообщить ей информацию о дяде или хотя бы сделать репост. В конце концов, это сработало: ее сообщение увидела дочь соседки Павла и сообщила, что недавно видела Павла живым. Также она дала контакты мужчины, который ездил во двор, где жил Павел.
Так дядя узнал, что его родные живы. До этого он считал, что они погибли в драмтеатре. Через некоторое время к Павлу по просьбе Марии пришла уже ее знакомая.
«Она сняла видео, и мы увидели, какой он худой и голодный. Какие у него опухшие ноги…», — рассказывает Мария.

Павел болеет астмой, а также принимает много других лекарств — для нормализации давления, нормализации функции поджелудочной железы и так далее. Если запасы лекарства от астмы еще были, то другие закончились. Этим отчасти объясняется состояние мужчины. Дошло до того, что из-за опухших ног ему было тяжело ходить.
«Уже после того, как мы вышли из Мариуполя, начали приходить мысли: а может, стоило прийти к нему и сказать, что мы идем. Может, стоило остаться у него. В конце концов его квартиру тоже разрушили», — говорит Мария.
Павел чудом выжил, когда в его дом попал снаряд. Он лежал на кровати, укрытый плотным и теплым одеялом, что защитило его от упавшего на него потолка.
Три тысячи километров, 107 дней и минус 15 килограмм
Наконец, увидев живого родственника, Мария начала продумывать план его спасения из Мариуполя и заботиться о том, чтобы ему купили и доставили продукты, поскольку сам Павел не мог дойти до мест, где началась хоть какая-нибудь торговля.
«Когда ему впервые сказали, что он, скорее всего, будет ехать через россию, потому что через Запорожье нереально, он возмутился и сказал: “Нет. Никакой россии. Я лучше умру в Мариуполе, чем поеду через россию”. Но я записала ему видео, где убеждала его и давала наставления, чего не стоит говорить на блокпостах и как вообще себя вести», — объясняет Мария.
Хотя сама девушка долгое время искала водителя, ей повезло, поскольку ее коллега тоже собиралась вывезти свою бабушку из Мариуполя. Она же нашла водителя, который повез ее пожилую родственницу и дядю Марии в Таганрог.

Павел выехал буквально с одним пакетом вещей, где собрал самое ценное — любимую кружку, документы на квартиру и фамильные столовые приборы — ножи, вилки и т.д.
«Россияне на каждом блокпоста осматривали эти ножи и постоянно прикапывались к нему, мол, это он холодное оружие везет», — говорит Мария.
Еще Павел очень хотел забрать с собой кота, но у него не было переноски, но это не самая большая проблема. Он похудел на 15 килограммов, а это четверть его веса до начала вторжения. Ему бы физически не хватило сил нести кота.

В Таганроге какие-то знакомые коллеги Марии купили бабушке и дедушке билет в Санкт-Петербург. Там удалось найти других далеких знакомых, купивших Павлу билет в Таллин, где его уже встретила Мария.
Павел проехал три тысячи километров. Даже для молодого человека такой путь за 4 дня довольно изнурительный, о старых людях говорить не приходится. Но шансов уехать через Запорожье почти не было.

«Самыми сложными в Мариуполе, по его словам, был информационный вакуум. Потому что у него и его соседей старенькие телефоны и они не могли смотреть какие-то новости. “Феникс” он также найти не смог. Все время он вынужденно слушал только радио “днр”. И, конечно, ему не верил. А там транслировались новости о том, что Запорожье уже захвачено россиянами. Он не знал, что и думать», — пересказывает слова дяди Маша.
Сейчас она думает, как эвакуировать из Мариуполя кота Павла, за которым пока ухаживают соседи. Семья израсходовала часть своих сбережений на спасение дяди, поэтому сейчас они пытаются подзаработать на содержание и будущую перевозку кота из Мариуполя.
Если вы хотите помочь Марии в спасении кошки, мы оставим номер ее карты:
5355 2802 0778 3455
Как спасти пожилого родственника из Мариуполя
✅ Как и где искать человека
Мария сделала пост с фотографией и последним известным местом пребывания Павла на своей странице в социальных сетях и сама сделала репосты в около 40 мариупольских локальных группах. В конце концов, именно это и сработало: какая-то девушка увидела ее пост через сотни других репостов и сообщила ей информацию о родственнике.
После того как Мария нашла Павла, она удалила посты из всех групп, поскольку переживала, что для него есть риск быть задержанным рашистами из-за проукраинской позиции Марии.
Также можно оставлять сообщения о поиске в специальных группах, например, «Поиск родных и близких Мариуполь 2022» и другие схожие по тематике. Но предупредим, что некоторые группы созданы оккупантами, поэтому через них они могут отслеживать проукраинских людей в Мариуполе.
✅ Продукты, лекарства и уход
«Я решила, что буду искать любые пути помощи ради дяди. Поэтому писала и в “мчс днр”, и донецким волонтерам, и так далее. В конце концов мне помогли несколько моих знакомых, которые сейчас находятся в Мариуполе. Я перечисляла им на карточку деньги, они снимали наличные деньги там, в Мариуполе, и приносили моему дяде деньги и продукты», — рассказывает Мария.
Также она искала в Фейсбуке сообщения людей из Мариуполя, которые писали, что могут отвезти продукты по адресу. Нескольким таким людям Мария написала, они откликнулись на ее просьбу и действительно доставили Павлу еду.
✅ Поиск перевозчика
«Нужно сразу настроиться на то, что вы не сможете найти перевозчика, который отвезет вашего родственника из точки А в точку Б. Из-за всех этих блокпостов и того, что россияне закрывают города на въезд-выезд, поездка из несколькочасовой превращается в многодневную», — говорит Мария.
Поэтому она советует подготовиться к тому, что нужно будет сменить несколько перевозчиков и, возможно, ночевать в населенных пунктах.
Сейчас большинство мариупольцев едут в Украину через россию и Европу, поскольку пути в Запорожье частично контролируются солдатами рф. Также на участках ведутся боевые действия.
Через этот сайт можно спланировать маршрут для своего родственника.
✅ Деньги
«Вам нужно найти человека в Мариуполе, который сможет снять наличные деньги для вашего родственника, чтобы когда за ним приедет водитель, он только тогда мог внести задаток за перевозку. Перевод на карту непосредственно водителю — опасен, вас могут “кинуть”», — объясняет Маша.
Она советует искать перевозчиков только по рекомендации друзей и знакомых.
✅ Фильтрация
Людям старше 65 лет не нужно проходить фильтрацию, устроенную рашистами. Но с оккупированных территорий продолжают поступать сообщения о том, что даже 70-летних могут «развернуть» на блокпосте оккупантов с требованием пройти фильтрацию.
Павлу удалось проехать без фильтрации, но Мария не исключает, что над ним просто сжалились из-за его возраста.
✅ Мошенники
«Сейчас в мариупольских пабликах, посвященных поиску родных, встречаются сообщения следующего содержания: “Я хочу порекомендовать вот этого замечательного человека, он вывез моего родного/передал продукты/помог”. Чаще всего это пишут мошенники», — предостерегает Мария.
Также после того, как вы опубликуете сообщения с просьбой найти или помочь родственнику, вам могут писать люди и говорить, что за предоплату они могут помочь. В такой ситуации почти невозможно проверить достоверность намерений этого человека, на что и надеются мошенники. Поэтому просто предостерегаем вас: будьте осторожны с предоплатой.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.