16 марта 2022 года российская армия совершила страшный теракт — нанесла бомбовый авиационный удар по Драматическому театру в Мариуполе. Во время блокады города это было одно из крупнейших убежищ для людей, дети и взрослые находились на каждом этаже помещения. По разным оценкам в здании и бомбоубежище театра находилось от 800 до 1200 мирных людей, а точное количество погибших до сих пор не известно. При этом после бомбардировки театра российские оккупанты цинично отрицают свою вину и создают фейки и манипуляции об этой трагедии.
Ранее Восточный Вариант подробно рассказывал, как оккупанты уже два года врут о бомбардировке Драмтеатра. В этом же материале мы расскажем о том, как киевский Центр пространственных технологий собирает истории свидетелей российского преступления в Мариуполе.
Центр пространственных технологий (CST) — киевская трансдисциплинарная группа, которая работает на пересечении архитектурных, расследовательских, антропологических и художественных практик. С началом эскалации войны россии против Украины CST работает с темой военных преступлений и нарушением прав человека. Центр сотрудничает как с художественными и исследовательскими институтами и низовыми инициативами, так и с правозащитными и криминалистическими организациями.
В рамках своей деятельности CST запустили проект “Мариупольский драматический театр. Пространственный архив”, который исследует российский авиаудар по Мариупольскому драмтеатру. Исследователи поставили себе цель собрать в одном пространстве голоса свидетелей этой трагедии и усилить их материалами исследования.
Из-за отсутствия доступа к месту трагедии, а также уничтожения россией многочисленных доказательств военного преступления единственными доказательствами являются фото и видеоматериалы самих мариупольцев, которые выжили в блокадном городе и выехали на свободную территорию. Поэтому, в рамках своей деятельности, CST записал 10 интервью со свидетелями атаки на Мариупольский драмтеатр.
Записывая интервью со свидетелями атаки, команда Центра пространственных технологий работала с техникой “пространственных интервью”, разработанной партнерской организацией Forensic Architecture.
“Во время таких пространственных интервью было использовано пространство и элементы 3D-моделирования как инструменты, которые помогли свидетелям и свидетельницам рассказать о травматических событиях периода блокады Мариуполя. Через смоделированное 3D-пространство театра на экране свидетели и свидетельницы смогли лучше вспомнить период пребывания там и описать детали, которые помогли воссоздать последствия взрыва. Углубление в воспоминания очевидцев дало возможность увидеть связь между событиями в театре и более широким контекстом блокады города и его систематическим уничтожением”, — пояснила Восточному Варианту команда Центра пространственных технологий.
В интервью Виктория Дубовицкая рассказывает о жизни и быте Драмтеатра, сложной гуманитарной ситуации в здании во время блокады города, волонтерской самоорганизации в театре и собственных воспоминаниях о последствиях атаки.
“Они прекрасно понимали, что бьют по гражданским”, — рассказывает Виктория Дубовицкая, которая находилась вместе с детьми на втором этаже здания в комнате звукорежиссера во время взрыва 16 марта.
“Доля секунды и ты понимаешь, что что-то произошло. Меня практически сразу отбросило из одной комнаты в другую. Дышать было нечем”, — вспоминает Виктория.
Одна из свидетельниц атаки Оксана Мазина рассказала о взаимопомощи между обитателями театра, которая сформировалась там во время блокады Мариуполя. 5 марта 2022 года Оксана вместе с дочерью Елизаветой Фатеевой, тогдашним парнем Елизаветы Дмитрием Муранцевым и их котом прибыли в Драмтеатр для эвакуации из города.
Вследствие срыва “режима тишины” армией российской федерации, она с семьей была вынуждена прятаться в театре. Находясь здесь, Оксана почти не выходила из здания и преимущественно размещалась в подвале.
“Даже воздух становился другим. Густым и темным. Казалось, что трудно дышать... Когда говорят, что люди погибли — одно, а когда ты видишь, как это происходит — совсем другое”, — вспоминает Оксана во время пространственного интервью.
Свидетель Дмитрий Муранцев во время интервью рассказал о пространстве театра-укрытия, постепенном сужении охваченного войной города и о моменте атаки на Драмтеатр.
“Война просто все поглощала. У нас легко могли быть разговоры о том, как мы хотим умереть. Думали о том, что хотели бы что это был прямой прилет, чтобы сразу и не пришлось задыхаться от угарного газа”, — делится Дмитрий.
Во время атаки российской армии на театр 16 марта Дмитрий находился в бомбоубежище, которое осталось неповрежденным в результате бомбежки.
16 марта 2022 года свидетель российской атаки на Мариупольский Драмтеатр Александр Мироненко находился на втором этаже, в помещении для проведения банкетов. Это помещение было частично повреждено взрывной волной, но Александр и люди, которые находились с ним в этом помещении, смогли спастись.
После авиаудара Александр еще некоторое время оставался рядом с руинами театра, помогая спасать людей, оказавшихся под завалами. В интервью Александр рассказывает о жизни и быте в здании во время блокады города, а также описывает последствия авиаудара по театру.
“Было ощущение, что завибрировали все органы внутри, как будто звук прошел насквозь. Все было задымлено, не было ничего видно. Потом я начал помогать другим выбраться из-под завалов”, — вспоминает Александр во время интервью.
***
После оккупации Мариуполя российские захватчики начали активно разбирать завалы разрушенного театра. Погибшие были похоронены под безымянными номерами в братской могиле в поселке Мангуш. Из-за этого точное количество жертв установить будет невозможно даже после деоккупации. Определенное количество жертв могло быть похоронено под завалами навсегда. Таким образом российские оккупанты цинично пытаются стереть следы собственного преступления.
В таких условиях документирование и фиксация российских преступлений имеет чрезвычайно важное значение. В будущем это поможет в полной мере привлечь к ответственности страну-агрессора. Больше интервью свидетелей российской атаки на Мариупольский драмтеатр можно посмотреть на YouTube-канале Центра пространственных технологий
На временно оккупированных территориях остаются люди, которым сложно преодолеть долгий путь к подконтрольной части Украины… Read More
Александр Волчанский — активист, фотограф-анималист из Луганска. Известен своими фотографиями, на которых запечатлел начало войны… Read More
Уже полтора года в столице работает Гуманитарный центр поддержки ВПЛ “Соледар: дорога домой”. Здесь переселенцы… Read More
Военный Дмитрий Хоменко из Ивано-Франковска во время службы на Донетчине получил не только новых друзей,… Read More
Каждый третий четверг мая весь мир отмечает День вышиванки. Начатый как студенческая инициатива, сейчас этот… Read More
Какая сейчас ситуация с безопасностью в Селидово? Где можно получить гуманитарную и медицинскую помощь? Как… Read More
This website uses cookies.