
"Было ощущение, будто завибрировали все органы": как Центр пространственных технологий документирует истории об атаке рф на Мариупольский драмтеатр
16 марта 2022 года российская армия совершила страшный теракт — нанесла бомбовый авиационный удар по Драматическому театру в Мариуполе. Во время блокады города это было одно из крупнейших убежищ для людей, дети и взрослые находились на каждом этаже помещения. По разным оценкам в здании и бомбоубежище театра находилось от 800 до 1200 мирных людей, а точное количество погибших до сих пор не известно. При этом после бомбардировки театра российские оккупанты цинично отрицают свою вину и создают фейки и манипуляции об этой трагедии.
Ранее Восточный Вариант подробно рассказывал, как оккупанты уже два года врут о бомбардировке Драмтеатра. В этом же материале мы расскажем о том, как киевский Центр пространственных технологий собирает истории свидетелей российского преступления в Мариуполе.

Центр пространственных технологий (CST) — киевская трансдисциплинарная группа, которая работает на пересечении архитектурных, расследовательских, антропологических и художественных практик. С началом эскалации войны россии против Украины CST работает с темой военных преступлений и нарушением прав человека. Центр сотрудничает как с художественными и исследовательскими институтами и низовыми инициативами, так и с правозащитными и криминалистическими организациями.
В рамках своей деятельности CST запустили проект “Мариупольский драматический театр. Пространственный архив”, который исследует российский авиаудар по Мариупольскому драмтеатру. Исследователи поставили себе цель собрать в одном пространстве голоса свидетелей этой трагедии и усилить их материалами исследования.

10 пространственных интервью со свидетелями атаки на Мариупольский драмтеатр
Из-за отсутствия доступа к месту трагедии, а также уничтожения россией многочисленных доказательств военного преступления единственными доказательствами являются фото и видеоматериалы самих мариупольцев, которые выжили в блокадном городе и выехали на свободную территорию. Поэтому, в рамках своей деятельности, CST записал 10 интервью со свидетелями атаки на Мариупольский драмтеатр.
Записывая интервью со свидетелями атаки, команда Центра пространственных технологий работала с техникой “пространственных интервью”, разработанной партнерской организацией Forensic Architecture.
“Во время таких пространственных интервью было использовано пространство и элементы 3D-моделирования как инструменты, которые помогли свидетелям и свидетельницам рассказать о травматических событиях периода блокады Мариуполя. Через смоделированное 3D-пространство театра на экране свидетели и свидетельницы смогли лучше вспомнить период пребывания там и описать детали, которые помогли воссоздать последствия взрыва. Углубление в воспоминания очевидцев дало возможность увидеть связь между событиями в театре и более широким контекстом блокады города и его систематическим уничтожением”, — пояснила Восточному Варианту команда Центра пространственных технологий.
“Дышать было нечем”

В интервью Виктория Дубовицкая рассказывает о жизни и быте Драмтеатра, сложной гуманитарной ситуации в здании во время блокады города, волонтерской самоорганизации в театре и собственных воспоминаниях о последствиях атаки.
“Они прекрасно понимали, что бьют по гражданским”, — рассказывает Виктория Дубовицкая, которая находилась вместе с детьми на втором этаже здания в комнате звукорежиссера во время взрыва 16 марта.
“Доля секунды и ты понимаешь, что что-то произошло. Меня практически сразу отбросило из одной комнаты в другую. Дышать было нечем”, — вспоминает Виктория.
“Воздух становился густым и темным”

Одна из свидетельниц атаки Оксана Мазина рассказала о взаимопомощи между обитателями театра, которая сформировалась там во время блокады Мариуполя. 5 марта 2022 года Оксана вместе с дочерью Елизаветой Фатеевой, тогдашним парнем Елизаветы Дмитрием Муранцевым и их котом прибыли в Драмтеатр для эвакуации из города.
Вследствие срыва “режима тишины” армией российской федерации, она с семьей была вынуждена прятаться в театре. Находясь здесь, Оксана почти не выходила из здания и преимущественно размещалась в подвале.
“Даже воздух становился другим. Густым и темным. Казалось, что трудно дышать... Когда говорят, что люди погибли — одно, а когда ты видишь, как это происходит — совсем другое”, — вспоминает Оксана во время пространственного интервью.
“Война просто все поглощала”

Свидетель Дмитрий Муранцев во время интервью рассказал о пространстве театра-укрытия, постепенном сужении охваченного войной города и о моменте атаки на Драмтеатр.
“Война просто все поглощала. У нас легко могли быть разговоры о том, как мы хотим умереть. Думали о том, что хотели бы что это был прямой прилет, чтобы сразу и не пришлось задыхаться от угарного газа”, — делится Дмитрий.
Во время атаки российской армии на театр 16 марта Дмитрий находился в бомбоубежище, которое осталось неповрежденным в результате бомбежки.
“Я начал помогать другим выбраться из-под завалов”

16 марта 2022 года свидетель российской атаки на Мариупольский Драмтеатр Александр Мироненко находился на втором этаже, в помещении для проведения банкетов. Это помещение было частично повреждено взрывной волной, но Александр и люди, которые находились с ним в этом помещении, смогли спастись.
После авиаудара Александр еще некоторое время оставался рядом с руинами театра, помогая спасать людей, оказавшихся под завалами. В интервью Александр рассказывает о жизни и быте в здании во время блокады города, а также описывает последствия авиаудара по театру.
“Было ощущение, что завибрировали все органы внутри, как будто звук прошел насквозь. Все было задымлено, не было ничего видно. Потом я начал помогать другим выбраться из-под завалов”, — вспоминает Александр во время интервью.
***
После оккупации Мариуполя российские захватчики начали активно разбирать завалы разрушенного театра. Погибшие были похоронены под безымянными номерами в братской могиле в поселке Мангуш. Из-за этого точное количество жертв установить будет невозможно даже после деоккупации. Определенное количество жертв могло быть похоронено под завалами навсегда. Таким образом российские оккупанты цинично пытаются стереть следы собственного преступления.
В таких условиях документирование и фиксация российских преступлений имеет чрезвычайно важное значение. В будущем это поможет в полной мере привлечь к ответственности страну-агрессора. Больше интервью свидетелей российской атаки на Мариупольский драмтеатр можно посмотреть на YouTube-канале Центра пространственных технологий
Читайте также: "Показывает неудобную для них правду": почему россияне распространяют фейки о фильме "20 дней в Мариуполе"
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
В результате российских обстрелов на Донетчине убит один человек и ранены еще 5
Силы обороны Украины обезвредили еще 1 380 бойцов российской оккупационной армии
Эксклюзив В Доброполье живет около 30 тысяч жителей: какая ситуация в городе
Более 25 тысяч детей с ВОТ Луганской области россияне возили в прошлом году в рф на "летний отдых"
Табу на прогулки, кафе и магазины 18+: на оккупированной Луганщине захватчики ввели новые ограничения для детей и подростков

Эксклюзив В Центре изучения оккупации рассказали за что россияне будут "депортировать" украинцев с ВОТ

Знай наших Мастер спорта международного класса из Кременной присоединился в Днепре к установлению мирового рекорда (фото)

Авиабомбу ФАБ-250 оккупанты сбросили на Иванопольский старостат: что известно (фото)
Россияне ночью ударили по Доброполью, в результате чего вспыхнул пожар (фото)
Зеленский очертил "красные линии" в предстоящих переговорах с рф
Эксклюзив В Центре изучения оккупации рассказали, как и возможно ли избежать принудительной "мобилизации" на ВОТ Донецкой и Луганской областей
