"Мариупольские паучки": как люди, которые потеряли дом, помогают приближать победу
Уже год в центрах помощи переселенцам из Мариуполя работает волонтерская инициатива “Мариупольские паучки”. В прошлом они работали металлургами, моряками, инженерами, бухгалтерами, продавцами в родном приазовском городе, а сегодня — оказались разбросанными по стране из-за начала полномасштабной войны и российской оккупации Мариуполя. Несмотря на это, мариупольцы находят время, чтобы собраться вместе и помочь украинской армии. Восточный Вариант увидел, как это происходит.
Российские пропагандисты в своей идеологии новооккупированных территорий пытаются убедить, что жители Мариуполя якобы ненавидят украинских защитников. Ведь они якобы разрушили город весной 2022 года и убивали мирных жителей. История “Мариупольских паучков” опровергает миф оккупантов и рассказывает совсем другое.
Паучки, потому что плетут сетки
12 декабря в киевском центре помощи переселенцам “ЯМариуполь” состоялся торжественный концерт к двухлетию с момента его открытия. Среди гостей — оркестр Главного управления Национальной полиции города Киева. В паузах между музыкальными номерами руководительница центра Елена Швыдка наградила волонтеров и волонтерок, которые ежедневно участвуют в плетении маскировочных сеток, изготовлении окопных свечей, вязании бафов и носков для Вооруженных сил Украины.
Эти волонтеры — жители и жительницы приазовского Мариуполя. Из-за начала полномасштабной войны и оккупации города они выехали в другие области Украины. Ежедневно они находят время, чтобы прийти в гуманитарный хаб и помочь армии.
72-летняя Александра каждый день приходит в центр, чтобы плести маскировочные сетки. Впервые она пришла сюда в сентябре этого года. Как узнала о волонтерской инициативе, то сразу поняла, что хочет участвовать и помогать.
“Этому учиться не нужно. Придешь, тебе все покажут и делаешь. Мне нравится этим заниматься. Хоть какая-то помощь от меня. Мы все стараемся, чтобы быстрее оккупантов выгнать с нашей земли, и чтобы мы вернулись домой”.
Во время своих визитов Александра режет ткань и натягивает ее на заготовку сетки. Срок изготовления одной из них зависит от количества людей, которые над ней работают. Иногда за 2-3 дня уже будет готово, а иногда — за неделю. И хотя Александра ходит всего несколько месяцев, но искренне рада присоединиться к крайне необходимой и полезной инициативе.
В карманах 63-летнего Владимира, кажется, всегда есть кусочки нарезанной ткани. После концерта, когда большинство зрителей и зрительниц уже присоединились к праздничному столу, он подошел к одной из еще недоделанных сеток и начал вплетать ткань.
“Пусть девчата отдыхают. А мы всегда успеем”, — говорит он.
Владимир называет себя “донецким мариупольцем”. Он сам из Донецка, а его жена — из Мариуполя. После начала полномасштабного вторжения семья выехала в Киев. Владимир сразу же присоединился к волонтерству. Сейчас, кроме “Мариупольских паучков”, он занимается сортировкой и отправкой гуманитарной помощи и работает в “Добробате” — добровольческом строительном батальоне. Вместе с другими волонтерами и волонтерками Владимир едва ли не ежедневно выезжает на объекты, разрушенные боями, чтобы разобрать завалы или отстроить. А в свободное от этого время приходит в “ЯМариуполь” и плетет маскировочные сетки. Даже во время праздников.
“Используем специальный материал — спанбонд. Он не линяет, не намокает, и не такой тяжелый, чтобы солдатам не приходилось еще таскать тяжелые сетки. Сам процесс мне очень нравится. Можно плести по схемам, или произвольно”, — делится он.
В зависимости от времени года, рассказывает Владимир, меняется и цветовая гамма сеток. Весной и летом — ярко-зеленые, ближе к осени добавляются желтые и оранжевые оттенки, а зимой — белые и коричневые.
Волонтерская деятельность является неотъемлемой частью работы гуманитарных хабов “ЯМариуполь”, рассказывает Елена Швыдка. Едва ли не сразу после открытия очередного центра в нем разворачивают инициативы для помощи армии. Для этого привлекают не только переселенцев из Мариуполя, но и местных жителей, школьников, студентов и всех желающих.
“Мариупольские паучки” — одна из самых известных инициатив. Название символическое: паучки, потому что плетут сетки.
“Это люди, которым небезразлична судьба нашей страны. Люди, которые ждут победы и помогают нашим воинам. Они преимущественно старшего возраста, в прошлом это люди разных профессий: металлурги, воспитатели, бухгалтеры, педагоги, работники коммунальных предприятий. Они плетут сетки по запросу 56-й мариупольской бригады и полка «Азов». Также мы изготавливаем окопные свечи. Дополнительно наши волонтеры и волонтерки по желанию самостоятельно вяжут бафы и носки”, — рассказывает Елена Швыдка.
За все время работы “Мариупольских паучков” в левобережном центре Киева “ЯМариуполь” было сплетено и отправлено 130 маскировочных сеток, изготовлено более 3 тысяч окопных свечей, связано более 100 бафов и пар носков.
Выжили во время бомбежки Драмтеатра, а теперь помогают украинской армии
На долю 64-летней Татьяны Мирной и ее 86-летней мамы Марии выпало тяжелое испытание оказаться в Драматическом театре Мариуполя, когда российская армия сбросила на него бомбы. В первой половине марта 2022 года они пришли в крупнейший городской театр, услышав, что отсюда движутся эвакуационные колонны. Машины действительно пытались выезжать, но во время боев за окрестности города это было невозможно. Кто-то возвращался назад, кому-то везло меньше.
В здании мариупольского театра было очень много людей, вспоминает Татьяна. “Не менее тысячи”. Люди были везде: в коридорах, на лестнице, в зрительном зале и на сцене, в подвале. Не было ни одного свободного квадратного метра — всюду разместились те, кто потерял дом или искал убежища во время войны. Пожилые люди, женщины с детьми, люди с инвалидностью, волонтеры и волонтерки, которые готовили еду в Театральном сквере и помогали с координацией. Перед главным входом разместилась большая надпись белой краской “ДЕТИ”, которую было видно с воздуха.
16 марта 2022 года Татьяна была в подвале, а ее мама Мария — на втором этаже. Послышался гул самолетов. Люди попрятались. Еще мгновение и российская авиационная бомба упала на здание театра — в место зрительного зала и сцены. Именно туда, где было больше всего людей.
“Я оказалась в таком месте, где стены не рухнули. Я вышла и сразу начала искать маму. Нашла ее на втором этаже и увидела, что у нее ранена нога. Я вытаскивала ее из здания, а вокруг были мертвые. Это была очень страшная картина. Столько раненых, столько убитых... Почему они (россияне — ред.) говорят, что было мало людей? Там было более тысячи. Каждый сантиметр был забит людьми, которые приходили со всех районов города”, — вспоминает Татьяна те страшные события.
Возле разбитого драмтеатра появился полицейский. На разбитой машине, без дверей и окон, он начал грузить раненых людей и отвозить их в 3-ю больницу, которая была недалеко.
В больнице, куда постоянно привозили раненых из-за российских обстрелов, Марии осмотрели ногу, которая едва держалась на перебитой кости. Хирург в сверхсложных условиях, без воды, света и достаточного количества медикаментов, зашил рану и завязал ее гипсом. Больше двух недель Мария пробыла без перевязок в этой больнице вместе с Татьяной. Вокруг шли тяжелые уличные бои.
“Когда зашли вражеские войска, то отправили нас в больницу на 17 микрорайон, который уже был под оккупацией. Там, как оказалось, уже работали московские хирурги. Они впервые размотали рану мамы, а там началось гниение. Нас повезли в Донецк, где маме давали уже полную медицинскую помощь. Тамошние врачи предлагали ампутацию. Мама не согласилась и написала отказ. А со временем благодаря лечению ей становилось лучше», — вспоминает Татьяна.
10 мая Марию и Татьяну попросили покинуть больницу. Они не знали, куда идти. Помог знакомый мариупольский священник, который организовал поездку семьи в Польшу.
Татьяна — бывшая военнослужащая. 20 лет жизни она посвятила противовоздушным силам Мариуполя. Выезжать из Донецка через российскую федерацию было трудно. В дороге Татьяну допрашивали представители специальных служб рф и так называемой “днр”. К счастью, выпустили и пропустили дальше.
В Варшаве Марию лечили, пока ей окончательно не стало лучше. Все бесплатно.
“В Польше мы жили в монастыре. Когда начались холода, там было сложно оставаться. А снимать жилье было очень дорого. Чтобы не замерзнуть, мы решили вернуться в Украину. Перезимовали во Львове, а весной 2023 года приехали в Киев. Сейчас мы в очереди на социальное жилье в центре «ЯМариуполь», но пока его не получили”, — делится Татьяна.
Уже находясь в Киеве, Татьяна увидела в социальных сетях анонс о “Мариупольских паучках”. И поняла: надо идти помогать. Теперь каждое утро она просыпается, кормит и ухаживает за мамой, а после — идет в гуманитарный центр. По возвращению Татьяна рассказывает маме обо всех волонтерах центра, делится новостями и успехами. Поэтому когда 86-летняя Мария, передвигаясь на двух ногах (в одной из которых был большой осколок после бомбежки Драмтеатра) и с ходунками пришла в “ЯМариуполь” на празднование двухлетия центра, уже знала обо всех все. А работники и волонтеры знали уже все о ней — Татьяна им рассказывала и делилась.
“Мария Матвеевна у нас боевая! На праздник она впервые приехала к нам! Мы ее очень радостно встретили и были очень рады увидеться”, — делится Елена Швыдка.
“Идея не только в помощи армии, но и в объединении людей, наших мариупольцев. Они пожилые люди, не работают, они потеряли свои дома, пережили ужасы в Мариуполе. Приходя к нам, они общаются, делятся новостями, шутят, смеются, отмечают дни рождения, мы даже ездим в совместные поездки. Наши «паучки» держатся вместе, и это — главное”, — говорит Ирина Хая, которая отвечает за волонтерство в “ЯМариуполь”.
Как присоединиться к “Мариупольским паучкам”?
Если вы хотите присоединиться к волонтерской инициативе, можете обратиться к Ирине Хая по телефону: 098 380 2001.
***