Поддержать местный бизнес. Как продуктовый кластер Мариуполя помогает предпринимателям
Маленькие объемы выпуска, высокая себестоимость и малоизвестные бренды — вот лишь часть проблем, с которыми сталкиваются производители крафтовых товаров
В 2019 году в Мариуполе открылся Центр поддержки малого и среднего бизнеса. Он обучает начинающих и опытных предпринимателей тонкостям ведения бизнеса, дает деньги на собственное дело, оказывает менторскую поддержку и создает проекты для популяризации локальных мариупольских брендов.
«Мариупольский продовольственный кластер» создан как раз на базе Центра МСБ. Маленькие производители продуктов питания объединились, чтобы стать сильнее и вместе продвигать свою продукцию.
«Восточный вариант» рассказывает, почему это важно и как крафтовикам стать узнаваемыми на рынке.
С душой, но без прибыли
Крафтовыми называют товары, сделанные небольшими партиями, иногда даже без использования производственных мощностей. Часто это экспериментальная продукция, созданная маленькими предприятиями или вообще одним человеком. Про такие товары говорят «сделано с душой». Но несмотря на усилия, которые производители вкладывают в свою продукцию, часто прибыль не оправдывает надежд.
В начале года в Мариуполе создали «Мариупольский продовольственный кластер» — общественную организацию, которая объединяет десяток городских производителей продовольственных товаров. Они работают в разных сферах — создают хлебобулочные, кондитерские, колбасные изделия и так далее.
«Если сегодня посмотреть на нишу крафтовых товаров, становится понятно, что она нуждается в поддержке — в рекламе и популяризации. Крафтовые товары производятся в малом объеме, поэтому себестоимость их больше, чем при серийном производстве. Конкурировать просто так нельзя. У крафтовых товаров есть преимущества — это или здоровое питание, или какая-то эксклюзивная технология, экспериментальная», — считает глава правления Мариупольского продовольственного кластера Владимир Каракулов.
Он добавляет, что главное для крафтовиков — донести покупателям, в чем уникальность их товара. Сейчас основная задача кластера — создать эффективный канал сбыта продукции. Вполне возможно, что в будущем в Мариуполе откроют офлайновые точки продаж крафтовой продукции под брендом «Мариупольского продовольственного кластера».
Проблемы крафтовых производителей знакомы Владимиру на собственном примере. Он сам владеет небольшой пекарней «Крымский хлеб» с традиционными технологиями изготовления хлебобулочных изделий.
«Во всем мире есть мегамоллы, супермоллы, супермаркеты, куда ты один раз в неделю приехал, затарился и уехал. Но это одна ниша, а вот идешь с остановки или утром сел кофе пить, а у тебя булочки нет. Вышел за булочкой. Все должно быть в шаговой доступности», — считает глава правления кластера.
По мнению Владимира, малые объемы продаж не позволяют производителям крафтовых товаров эффективно налаживать рекламу и вести экспансию рынка.
«Для того, чтобы конкурировать, необходимо приложить и время, и усилия в одном узком направлении. Вот технолог по производству продуктов питания, учился пять лет. Он же не SMM-щик! Почему он должен продвигать товары как дилетант? А нанять классных специалистов на каждое направление бизнеса может не хватить средств», — объясняет Каракулов.
Бельгийский шоколад в Мариуполе
Андрей Капранов вместе с женой Ларисой ведет семейный бизнес по производству шоколадных конфет из бельгийского шоколада. Их мастерская Chocolate Art Studio KL также входит в Мариупольский продовольственный кластер.
«Шоколадные конфеты и кондитерские изделия мы производим из высококачественных натуральных продуктов. Шоколад покупаем высококачественный бельгийский торговой марки Barry Callebaut. Для начинки летом используем фруктовое пюре собственного приготовления. В зимний период уже нет такой возможности, закупаем ультрапастеризованное французское фруктовое пюре, которое содержит только 10% сахара. Начинки делаются на основе этого пюре», — рассказывает секреты приготовления конфет Лариса.
Цена одной конфеты — 16 грн, а плитки шоколада — 55 грн. Эти цены выше, чем в обычном супермаркете, но в этом и заключается особенность крафтовой продукции.
«Какао-бобы из которых производится шоколад на мировом рынке стоит 2,5 тысячи долларов за тонну. Если сравнивать тот шоколад, который продается в магазине в виде плиток, то он не может стоить 20 гривен за 100 грамм. Если закупочная цена 2,5 доллара за один килограмм на мировом рынке, то это уже 70 гривен. И это только какао бобы. А если учесть весь процесс приготовления самого шоколада, торговую наценку, то стоит задуматься, что положили в шоколадку за 20 гривен», — рассказывает Лариса.
При этом продавать свою продукцию с полок супермаркетов маленьким предпринимателям невыгодно — торговые сети запрашивают большой процент от продаж. Поэтому многие, в том числе и Лариса с мужем, работают через социальные сети и открывают собственные точки.
«Когда мы начали работать через Инстаграм, мы поняли, что можем производить больше продукции, а спрос идет слабый. Потому что каждый человек хочет увидеть, что он покупает. Поэтому летом мы открыли свой магазин. Тенденция такая — многие о нас знают, но не всегда всем удобно к нам ехать, хотя у нас есть доставка утром и вечером», — говорит Лариса.
Проблему неудобного расположения могла бы решить развитая сеть точек крафтовой продукции от «Мариупольского продовольственного кластера».
«Сейчас мы прорабатываем те объекты коммунальной собственности, которые есть у города, чтобы выбрать подходящие места. Чтобы это было не просто проходное место, а чтобы оно привлекало внимание людей и они хотели бы зайти внутрь», — объясняет Лариса.
Кроме любителей готового шоколадного лакомства в магазин приходят кондитеры, работающие на дому. В будущем супруги планируют проводить мастер-классы по изготовлению из конфет в домашних условиях и культуре потребления шоколада.
Внутренней конкуренции женщина не боится. Говорит, что даже если в продовольственном кластере появится еще один производитель конфет, все равно у всех предпринимателей свои «фишки».
Как крафтовикам добиться успеха
🤝 Делайте свой продукт понятным. На самом деле далеко не все знают значение слов «крафтовое», «органическое», «биодинамическое», «веганское» и так далее. Лучше говорите со своими потенциальными покупателями простыми словами — признавайтесь, что сделали продукт сами из натуральных ингредиентов без добавления красителей и консервантов и при этом не использовали продуктов животного происхождения. Простота — ключ к пониманию.
🤝 Работайте над собственными линейками и брендированием. Сделайте свою продукцию узнаваемой среди других таких же товаров. Посмотрите, как именно вы можете отличаться от других — используйте другие цвета, шрифты и стили в логотипе. Не запускайте сразу несколько линеек продукции, которые будут сильно отличаться по дизайну. Лучше запустить одну, но узнаваемую.
🤝 Поначалу не распыляйтесь на ассортимент. Лучше попытайтесь завоевать доверие малым, но очень качественным выбором продукции. Так все будут знать, что вы готовите лучшее печенье с шоколадной крошкой, печенье с предсказаниями и так далее. Через какое-то время это печенье, если оно будет действительно вкусным, будет ассоциироваться у людей именно с вашим брендом.
Чтобы присоединиться к «Мариупольскому продовольственному кластеру», обратитесь в Центр МСБ. Телефон: 098 072 5098, адрес: улица архитектора Нильсена 35А (Шахматный клуб/IT-хаб «SPALAH»).