"Спільнота Відновлення": как мариупольчанка создает зефирные сладости в Днепре
Светлана Новикова дважды переселенка. Сначала в 2015 году ей пришлось покинуть родной Донецк, а в 2022 году — Мариуполь. Сегодня женщина живет и работает в Днепре. Она создает зефирные букеты и сладости. Светлана Новикова стала амбассадоркой “Спільноти Відновлення” и лауреаткой награды “Незламні зі сходу”. О выезде из Мариуполя и релокации собственного дела женщина поделилась с Восточным Вариантом.
“Спільнота Відновлення” — основанное Восточным Вариантом комьюнити несокрушимых жителей востока, заново поставивших на рельсы свою деятельность в сфере бизнеса или в общественном секторе. Люди, которыми мы восхищаемся и о которых хотим рассказать как можно большему количеству людей. Ведь эти истории достойны вашего внимания и поддержки. Поддержите создание таких историй — присоединяйтесь к “Спільнота Відновлення” и поддержите Восточный Вариант донатом.
***
Донецк — Мариуполь
В Донецке Светлана работала в центре тестирования ВНО. После начала войны в 2014 году ее семья не сразу покинула город, потому что муж Светланы был болен, и не было возможности переехать.
После смерти мужа весной 2015 года семья решилась покинуть Донецк и переехать в Мариуполь. Светлана рассказывает, что не планировали ехать далеко от родного города, поэтому выбор был таким. Так они могли присматривать за домом в Донецке. Также в город Марии переехало много знакомых Светланы.
Женщина вспоминает, что с 2015 по 2017 год было трудно обустраивать свою жизнь.
“Мы арендовали квартиру. Было трудно с работой, потому что после Донецка этот город казался маленьким, меньше было рабочих мест. Сначала на работу пошел старший сын. Когда мы попытались устроить на работу младшего сына, у него обнаружили сердечную болезнь. Примерно 8 месяцев мы занимались его лечением, ему провели операцию на открытом сердце в Институте Сердца. После этого все устаканилось и младший сын тоже пошел на работу”, — вспоминает Светлана.
Женщина начала работать в программах от международных организаций, которых тогда в Мариуполе было много. В основном это программы, которые работали с малообеспеченными семьями и с женами воинов АТО. Там Светлана проработала два года. После этого устроилась на работу в банк. И параллельно с этим случайно узнала об онлайн-курсе по изготовлению зефирных изделий. С этого начало зарождаться тогда еще маленькое собственное дело.
Зефир по выходным
Светлана начала практиковаться в изготовлении зефирных сладостей. Занималась этим на выходных и после работы. Рассказывает, что ее коллеги с работы пробовали зефирки и говорили, что это очень вкусно. И удивлялись, как можно создавать цветы из зефира.
Со временем начали появляться заказы на зефирные букеты. Благодаря “сарафанному радио” люди узнавали о ее изделиях и рекомендовали другим. К тому же в Мариуполе зефирными букетами практически никто не занимался.
“У нас мало кто делает зефирки. Большинство пекут тортики, делают конфеты, работают с шоколадом. Что касается зефира, то в основном делают просто круглые изделия. Мне было интересно пробовать делать что-то новое, вычитывать об этом более подробно, изготавливать массу для зефира”, — делится Светлана.
Но полноценно начать заниматься собственным делом в Мариуполе Светлана не успела, потому что началось полномасштабное вторжение.
“Я думала, что у меня остановится сердце”
Светлана с семьей пробыли в Мариуполе до начала апреля 2022 года. Говорит, что ожидала, что начнется полномасштабная война. Но не того, что это будет с таким размахом и жестокостью.
Все время семья находилась в квартире. Вышли оттуда 22 марта, потому что запасы еды начали заканчиваться. Вместе с соседями собирались идти в другой район за хлебом, потому что слышали, что там его раздают. Так от людей собирали информацию о продуктах и о возможном выезде.
“Информации же не было, а по радио, которое мы слушали, говорили, что там автобусы приходят. Мы не понимали, как они могут приходить, когда идут такие обстрелы. Когда сами увидели, то поняли, что здесь никаких волонтерских автобусов нет”, — вспоминает Светлана.
28 марта Светлана с семьей дошли до больницы. Там узнали, что можно выехать в Никольское, это за Мариуполем, чуть дальше от боевых действий. Тогда решили выезжать из Мариуполя.
И 6 апреля женщина с сыном и невесткой выехали в Никольское. Когда приехали в городок, тем, кто выехал из Мариуполя, нужно было записаться в список. Также была вторая очередь, где записывались на фильтрацию. Светлана с семьей решили, что они не будут это проходить, потому что они банковские работники.
Из-за отсутствия “справки о прохождении фильтрации” выехать в Бердянск было трудно, ведь на блокпостах российские военные проверяли ее наличие. Поэтому Светлана обращалась к местным таксистам, чтобы их вывезли через блокпосты, где этой справки не требуют. Через два часа после приезда в Никольское Светлана с сыном и невесткой выехали в Бердянск. Говорит, что ехали двумя машинами через леса и поля.
В Бердянске семью привезли в школу, они жили в спортзале. Светлана вспоминает это так:
“Это была такая “тихая жизнь”, мы были спокойны потому, что уже было тихо. Ничего не разрывалось и не падало на голову. И мы были очень рады горячему борщу, которым нас накормили после приезда. Это было очень драйвово после Мариуполя”.
Там уже появилась связь, Светлана начала звонить родным и коллегам с новостью о том, что они выехали из Мариуполя и они живы.11 апреля семья начала выезд в Запорожье. Светлана вспоминает, что тогда проехали около 16-18 блокпостов российских военных.
“До города Орехов я думала, что у меня сердце остановится. Сына очень сильно проверяли, еще в его паспорте стоит прописка в Донецке. Последние две недели в Мариуполе он никуда не выходил. Потому что по “законам” “днр” у кого местная прописка, тех могли забрать даже на боевые действия”, — рассказывает Светлана.
12 апреля семья Светланы приехала из Запорожья в Днепр к старшему сыну.
Строить жизнь заново
Сегодня Светлана вспоминает, что первые полгода в Днепре они жили на адреналине из-за того, что выжили. Этот период женщина вспоминает так: “Ты просто счастлив от того, что ты жив, что ты ходишь, что можешь что-то делать”.
Через месяц после приезда в Днепр Светлана и сын начали ходить на работу. Женщина говорит, что стоило тогда немного дольше отдохнуть, потому что психологически трудно было работать после всего пережитого.
Через некоторое время сыновья Светланы предложили купить миксер для изготовления массы для зефира. Взяли его в рассрочку.
Первые зефирки женщина делала просто круглыми, потому что для изготовления цветов и букетов нужно больше инструментов и насадок. Позже купила курс по зефирным вкусам, начала пробовать делать зефир с разными вкусами. Одними из первых его попробовали коллеги на работе, женщина устраивала конкурсы на предмет того, угадают ли они с каким вкусом зефир.
Со временем начали приходить заказы на зефир, и позже Светлана купила различные насадки и инструменты для его изготовления. И осенью 2022 года Светлана начала делать зефирные букеты.
Перед 8 марта в один местный чат пришло сообщение о том, может ли кто-то испечь торт для украинских военных. Светлана откликнулась на это, и после этого у нее завязалась дружба с местными волонтерами. Она пекла торты и делала зефир для военных, им его передавали волонтеры. Через них о зефирных букетах Светланы начало узнавать больше людей. Так количество заказов на зефир росло.
В феврале 2023 года в Днепре прошла выставка релоцированного бизнеса. В ней приняла участие и Светлана. Женщина вспоминает, что тогда удалось распродать зефирные букеты, и о ее деле узнало еще больше людей.
Летом 2023 года у женщины возникла мысль о том, что она хочет сделать изготовление зефира своей основной деятельностью. Тогда подалась на международный грант. От него долго не было ответа, поэтому позже Светлана подалась на Дія.Бізнес. Затем пришли ответы от этих грантов, и сегодня Светлана занимается открытием магазина с зефиром. Открытие магазина планируется на февраль этого года.
Следить за деятельностью Светланы Новиковой и заказать зефирные сладости ее производства можно через инстаграм-страницу ее магазина.
***