Три стороны Мариуполя. Зачем в городе создают туристическую навигацию?
Морской, греческий, индустриальный. До конца года в Мариуполе может появиться несколько новых и узнаваемых элементов. В приоритете — центр, старый город и вокзалы
В начале августа в Мариуполе презентовали туристическую навигацию. Это набор указателей, табличек и пилонов, на которых будет размещаться информация о знаковых для города местах и маршрутах.
Туристическая навигация существует во многих европейских городах и помогает туристам (а иногда и местным жителям) лучше ориентироваться в городском пространстве.
«Восточный вариант» поговорил с компанией, которая разрабатывала навигацию, чтобы узнать, как этот проект изменит город, чем примечателен Мариуполь и что легло в основу указателей.
Самое интересное — еще впереди
Проектом туристической навигации Мариуполя занимается коммунально-коммерческое предприятие «m.EHUB» в партнерстве с компанией MoreInfo. За их плечами более 15 подобных проектов в разных городах Украины и один в Казахстане.
«Идея разработки единой городской туристической навигации не нова. Даже в нашем городском брендбуке были варианты макетов навигации. Но это больше о дизайне, а не о функции. Туристическая навигация делает город понятным и открытым. Ее функция — довести человека до места и сориентировать, если, например, у него “сел” телефон или что-то подобное», — комментирует менеджерка по развитию общественных пространств ККП «m.EHUB» Екатерина Кадурина.
Чтобы проникнуться духом города и понять, о чем будет очередной проект туристической навигации, сотрудники компании-разработчика приезжали в Мариуполь специально и узнали много нового из истории города.
«Для меня стало открытием, что бум производства начался здесь не в советское время. Это случилось давно, еще до “советов”. И это было связано с географическим расположением, с рекой Кальмиус, которая протекает из Донецкого региона. Плюс огромная часть греческой истории города: как сюда заселялись азовские греки. Мне кажется, что Мариуполь — один из самых недооцененных городов в смысле туристической перспективы», — рассказывает глава компании MoreInfo Михаил Дёмшин.
И вот эту идею производственного прошлого и туристического будущего разработчики хотят донести до людей. По опросам, которые проводила его компания, мариупольцы считают, что самое интересное у города еще впереди. Об этом говорит и сам Дёмшин.
Михаил уже несколько раз был в городе, в том числе и пять лет назад. Говорит, что Мариуполь тогда выглядел совершенно по-другому.
«Для меня сейчас Мариуполь — это, наверное, жаркий город фонтанов. Это город, в котором можно посидеть в центре, где-нибудь в тени. Очень нравится, как всё сделано в Театральном сквере, что там можно и на газонах сидеть. Для меня Мариуполь — это курортный город со вкусными и недорогими кафе, новыми парками, пляжной зоной с пирсом», — перечисляет Дёмшин.
Интересна гостям и коренным жителям
В основу туристической навигации города у моря заложили два цвета — светло-голубой и темно-синий. Здесь же будет узнаваемый мариупольский шрифт, разработанный специально для города в 2016 году.
«Конечный вариант навигации — это сталь перфорированная, и она окрашена по бренду в светло-голубой и темно-синий цвета. И здесь у нас сочетание прошлого и будущего Мариуполя. Прошлого, как города, в котором основной упор — это производство, тот же металл. И будущее — это туристический город. Одно из самых интересных сочетаний, которое может быть», — говорит Михаил.
Туристическая навигация будет представлена пятью различными элементами, которые будут размещаться в зависимости от цели.
Например, на пилонах, как на самых крупных элементах, будут размещаться карты, информация о знаковом месте. Также будут указатели, но их миссия максимально проста — показывать направление, куда нужно идти, чтобы достичь нужного объекта, а также расстояние и примерное время, за которое его можно преодолеть.
На зданиях будут информационные таблички с кратким описанием истории объекта. В целом же все элементы навигации будут представлены на двух языках: украинском и английском. Также все будут содержать QR-код, перейдя по которому, можно получить более детальную информацию о маршруте.
Один из самых интересных — обзорный пилон, который будут устанавливать возле частично разрушенных локаций, чтобы отобразить, как они выглядел раньше.
Особенностью пилонов станут узоры, отображенные при помощи перфорации железа. Некоторые паттерны будут отсылать к аутентичным греческим узорам.
Михаил Дёмшин предполагает, что навигация будет интересна не только гостям города, но и коренным мариупольцам:
«Это одна из частей, которая помогает человеку, живущему в городе, чувствовать заботу со стороны города о себе».
Сделано на десятилетия
Туристическая навигация широко используется в различных городах Европы. Пожалуй, самая первая из них была создана и расположена на улицах английского города Бристоль в 1996 году.
Население города быстро росло, но новые жители и гости города плохо ориентировались в незнакомом месте. И тогда местный муниципалитет запустил в городе систему навигации. Ее автор создал собственную компанию, занимающуюся навигацией и создавала подобные продукты для крупнейших городов мира, в частности, и для Нью-Йорка.
В 2003 году туристическая навигация появилась в Барселоне, в 2009 в английском городе Бат, а в 2013 — в Нью-Йорке. Последняя считается едва ли не самым успешным и интересным проектом туристической навигации в мире.
Самая крупная и развитая сеть турнавигации расположена в Лондоне. Она насчитывает около 1700 указателей До того, как она была унифицирована, в городе было больше 30 таких систем. Гости города часто путались из-за того, что навигации отличались друг от друга по дизайну и смыслу.
Но важно отметить, что таблички, которые были установлены в городах 10, 15, а иногда и больше 20 лет назад, до сих пор пользуются популярностью и привлекают внимание.
Планируется, что в Мариуполе первая партия объектов навигации будет установлена до конца этого года.
«Для начала это примерно 35-40 объектов. Это и пилоны, и таблички, и указатели. Все они будут сосредоточены в центре и старой части города на самых популярных туристических маршрутах, а также на вокзалах», — комментирует Екатерина Кадурина.