Мариупольский Некрополь: как в Приазовье восстанавливают 200-летнее кладбище
История этого места начинается с первых греков-поселенцев Мариуполя. Оно таит множество легенд, а его атмосфера пропитана веками. Какие изменения ждут старинное кладбище в центре города — узнал Восточный Вариант
Старое мариупольское кладбище расположено в самом центре города, возле рынка «Калифорния». Когда-то здесь хоронили всех — от знати до простых людей. В 1970-ых кладбище было официально закрыто и с тех пор постепенно приходило в упадок и расхищалось. Редко на нём сейчас можно встретить родственников, поминающих усопших или ухаживающих за могилами.
Новый виток истории старейшего мариупольского кладбища, оставшегося до наших дней, случился в прошлом году во время карантина. Группа единомышленников занялась уборкой и восстановлением территории и объектов, а также исследованием захоронений.
«Восточный вариант» поговорил с главой общественной организации «Архи-Город» Андреем Марусовым о прошлом и будущем кладбища и его исторической и культурной ценности для жителей Мариуполя.
Некрополь — место легенд и правдивых историй
Впервые кладбище появляется на карте Мариуполя в 1811 году.
«Тогда город заканчивался где-то на улице Греческой, то есть кладбище было далеко от города. Можно только представить, как люди на подводах с лошадьми ехали хоронить своих близких, а тем более тащили туда огромные плиты», — рассказывает Андрей Марусов.
Тогда в Мариуполе было еще одно действующее кладбище, примерно в районе Городского сада. Но во время перепланировки города его снесли, чтобы построить дорогу к железнодорожному вокзалу, который в то время тоже еще только строился.
Одно из самых старых захоронений, которое удалось обнаружить Андрею Марусову и волонтерам, датировано 1833 годом.
На старом мариупольском кладбище похоронено много людей, чьи имена прочно связаны с историей Мариуполя. Это, например, Виктор Арнаутов — художник-монументалист, автор нескольких мозаик в Мариуполе, профессор Стэндфордского университета.
С его захоронением связана необычная история. Кладбище закрыли в 1972 году, но еще несколько лет после этого умерших захоранивали вблизи их ранее усопших родственников.
«В конце жизни Валерий Арнаутов жил под Санкт-Петербургом со своей женой, там же и умер. Но завещал, чтобы его кремировали, а прах был похоронен в могиле его матери в Мариуполе. Жена его кремировала, обратилась в Ждановский горисполком за разрешением, но ей ответили отказом. Тогда она пошла на хитрость: официально зарегистрировала место захоронения под Питером, а на самом деле сама сюда приехала и похоронила мужа в Мариуполе», — рассказывает Андрей Марусов.
На этом же кладбище похоронены родственники Архипа Куинджи — художника-пейзажиста, родившегося вблизи Мариуполя. Здесь же есть могила одного из первых мэров города Александра Хараджаева.
Интересны не только личности, но и архитектурные сооружения, созданные для захоронения умерших. На кладбище встречаются целые склепы. К примеру, склеп семьи местного купца Ивана Найденова.
До сегодняшних дней он сохранился неплохо, если сравнивать с другими объектами на кладбище. С ним же связана одна известная городская легенда, якобы здесь же была похоронена дочь купца в подвенечном платье. Но когда позднее вандалы вскрыли гроб, тела не было, осталось лишь платье.
Другая видная усыпальница находится в полуразрушенном состоянии. Она принадлежит купцу Дмитрию Пиличеву. Здесь же похоронена Анастасия Оксюзова, мать его друга купца Харитона Оксюзова.
Волонтерам буквально месяц назад удалось обнаружить надгробные плиты с именами усопших, что практически развеивает сомнения касательно причастности этого склепа к Пиличеву.
С этим склепом также связывают жуткую легенду, будто неизвестные ради шутки заперли в нём на ночь то ли жену, то ли дочь смотрителя кладбища из-за чего женщина сошла с ума.
Экскурсии днём и ночью
Прошлой весной Андрей Марусов с группой единомышленников создали инициативу «Мариупольский Некрополь». Каждые выходные люди приезжали на старое кладбище, чтобы вырвать из забвения очередное имя.
«Практически всем волонтерам приносит удовлетворение, когда мы находим какие-то старинные плиты и восстанавливаем имена, за которым всегда идет какая-то эпоха и история. Если мы не делаем какую-то подобную находку в течение выходных, то остаемся не очень довольны результатом», — признается Андрей Марусов.
На этих выходных волонтеры обнаружили старинную большую плиту, которую поднять вручную не в силах. Решили, что для этого понадобится специальное оборудование, а затем нашелся человек, который предложил редуктор подъема.
Кроме восстановления и очистки надгробий, волонтеры красят кресты и оградки, высаживают деревья, расчищают территорию от мусора и зарослей. Все это удается сделать благодаря меценатам, организациям и небезразличным мариупольцам.
К тому же волонтеры создают базу данных, где содержатся точные GPS-координаты захоронений. По мнению Андрея Марусова, эти данные будут интересны родственникам усопших, которым небезразлична история их родословной.
В теплое время года «Архи-Город» проводит экскурсии по кладбищу — есть дневная и ночная. Первая касается загадок и тайн мариупольского Некрополя, а вторая посвящена личности Архипа Куинджи. Время суток для последней выбрано неслучайно:
«Архипа Куинджи недаром называют мастером света. Например, его картина “Лунная ночь на Днепре” — это то, чем он выстрелил не только в Российской империи, но и за её пределами. Для своего времени он был действительно пионером. Умел передавать свет красками так реалистично, что люди на выставках его работ пытались отыскать лампочку за полотном», — говорит историк.
Цифровая память
К сожалению, пока одни восстанавливают, другие разрушают. Мариупольцы нередко жалуются на хищение оградок и могильных плит. Кладбище никем не охраняется.
Уже несколько лет местная власть говорит о создании крематория.
«Крематорий — это одно. Другое дело, где хранить эти урны с прахом. Для этого нужен так называемый колумбарий. И тут очень логично использовать территорию центрального кладбища», — считает Андрей.
Кроме того волонтеры хотят создать сайт с базой захоронений.
«Мы ищем сейчас единомышленников в других городах, которые занимаются восстановлением старых кладбищ. Кроме обмена опытом, вместе мы могли бы создать некий типовой сайт для разных городов, который будет одновременно выполнять две функции: историко-мемориальную и практическую, направленную на потребности людей. Чтобы они могли отыскать своих умерших родственников на кладбище», — рассказывает Марусов.
Стоимость создания такого проекта — около пяти тысяч долларов. Сейчас волонтеры ищут финансирование.
Что же касается территории кладбища, то, по мнению Андрея Марусова, его можно превратить в парк. Но, конечно, это дело не одного года, да и средства нужны немалые. Волонтерских усилий здесь просто недостаточно.
Кладбища как место притяжения туристов
В Украине и в мире есть несколько примеров старинных кладбищ, которые привлекают внимание не только историков, но и обычных туристов.
Одно из самых известных в нашей стране расположено во Львове. Лычаковское кладбище — это Государственный историко-культурный музей-заповедник. На его территории располагается более 300 тысяч захоронений, в том числе около двух тысяч склепов.
На Лычаковском кладбище есть множество захоронений украинских и польских деятелей культуры, политиков, военных и представителей духовенства. Одно из популярных среди туристов захоронений — могила украинского писателя и поэта Ивана Франко.
Другое известное кладбище в Европе, Ольшанское, расположено в Праге. Основано в XVII веке после эпидемии чумы. Андрей Марусов говорит, что в начале 1990-х годов оно было едва ли не таким же запущенным, как сейчас мариупольское.
«Но уже через лет десять они сделали из него историко-мемориальное кладбище. Выпустили путеводители с биографиями самых выдающихся людей, там похороненных, установили памятные таблички и так далее. Так кладбище стало мощным туристическим магнитом», — говорит Андрей Марусов.
Кладбище Пер-Лашез в Париже — одно из самых известных в мире. А самое посещаемое захоронение на нем — могила вокалиста группы The Doors Джима Моррисона. Само кладбище, из-за своего расположения на холме, нередко становилось центром сражений во время гражданских и мировых войн, потому не единожды восстанавливалось.
Со временем кладбища становятся не просто местом захоронения, памяти и скорби, но местом притяжения для историков, культурологов и, конечно, туристов. В Украине эта практика пока только развивается.