"Первая на углях": как мариупольцы вырвались из блокады и привезли в Киев хитовый стритфуд
Российские войска безжалостно уничтожили Мариуполь, убив тысячи людей. Часть мариупольцев, несмотря на военные действия и постоянную угрозу жизни, смогла безопасно покинуть родной город. Сейчас они пытаются начать новую жизнь, в том числе и возобновить собственное дело.
Популярность стритфуда трудно переоценить в современном мире: все мы торопимся и не всегда успеваем нормально поесть в заведении или приготовить дома. Шаурма считается одним из самых распространенных видов уличной еды в Украине. Обычно это рубленое мясо, поджаренное на вертикальном вертеле и завернутое в лаваш, к которому добавляют овощи и соусы на свой вкус.
«Восточный Вариант» побеседовал с мариупольцем Максимом Пустаковым, владевшим сетью шаурмичных «Первая на углях» в Мариуполе и соседних городах, о выезде с оккупированной территории, начале ресторанного бизнеса в столице и особенностях шаурмы по-мариупольски на углях.
«Первая на углях». Мариуполь. Как все начиналось
Максим Пустаков начал готовить шаурму в сентябре 2020 года. Идею подкинул партнер по бизнесу, увидевший необычное приготовление этой разновидности уличной еды за границей.
«Мы не видели, чтобы в Украине мясо для шаурмы запекали на угле, похожем на гриль. Первый аппарат нашли у человека, купившего его в Турции. Он стоял без дела, на нем не работали», — делится Максим.
Мариупольцам понравился подход, сервис, качество и вкус «Первой на углях» — именно так решил назвать свой «шаурмичный» бизнес предприниматель. Впоследствии вместе с командой проектантов Максим разработал собственную модификацию гриля, который больше подходил и по размерам, и по функционалу для работы в помещениях.
На момент полномасштабного вторжения россии в Украину Максим открыл уже 5 точек со своей фирменной шаурмой в Мариуполе. В планах было расширение и открытие новых заведений в Донецкой и Луганской областях. В частности, следующим городом, где вскоре должна была появиться «Первая на углях», был Славянск.
«Мы планировали запуститься 24 февраля. У меня был компаньон в Славянске, который собрал команду, сделал ремонт, завез оборудование и закупил продукты. Но в 5 утра позвонила по телефону мама и сказала, что началась война», — вспоминает Максим Пустаков.
Когда началось вторжение, из-за сложностей с выездом Максим с семьей решили подождать и понаблюдать за ситуацией.
«Мы до последнего надеялись, что война к нам не подойдет вплотную, но этого не произошло», — констатирует мужчина.
Предприниматель стал искать способы, как забрать и вывезти оборудование из заведений. Сразу этого сделать не удалось: люди массово уезжали, нанять было некого. Команда забрала что-то мелкое: где-то планшет, где-то воду. А когда в начале марта пропал интернет, Максим вообще потерял связь со своими шаурмичными.
«Потом уже стало известно, что три наших помещения были разрушены прямыми попаданиями снарядов, еще два пострадали от обломков. Мародеры тоже успели поработать: залезли и разграбили то, что осталось. Пока мы вышли на связь, вывозить было уже нечего и некуда», — жалуется Максим Пустаков.
Вынужденный переезд в столицу
Возможность уехать для семьи Максима появилась 15 марта, когда накануне первым машинам разрешили покинуть город через так называемые «зеленые коридоры». К тому моменту семья пряталась в подвале и почти не выходила на улицу. Обстрелы Мариуполя тогда уже почти не прекращались.
«14 вечером я узнал, что люди нормально добрались, потому что раньше бывало, что и не доезжали в Запорожье. Поэтому мы утром проснулись, собрали немного вещей, взяли воду, сели в машину и на свой страх и риск с молитвами в сердце поехали», — рассказывает Максим Пустаков.
Первой остановкой на пути стало село Хмельницкое под Токмаком, где директорка школы и ее муж давали приют мариупольцам: кормили, оставляли на ночлег, делились одеждой. Затем были Запорожье и Кропивницкий. В последнем арендовали жилье, чтобы немного отдохнуть и понять, что делать дальше. Там же появились и мысли о возобновлении бизнеса: из Славянска мужчине доставили в Кропивницкий некоторое оборудование для приготовления шаурмы.
«По планам и стратегиям развития бизнеса мы планировали ехать в два города: либо в Харьков, либо в Киев. Выбор пал на столицу по очевидным причинам: кроме ситуации безопасности, часть команды готова была приехать, а в Киеве больше возможностей, легче добраться, проще переехать», — объясняет Максим Пустаков.
В начале апреля предприниматель с супругой впервые приехали в Киев, чтобы определиться с районом, где будут жить и работать, а также посмотреть несколько помещений. Так пришлось безуспешно ездить четыре раза.
«Но таким образом не получалось найти ничего: ни квартиру, ни помещение. Поэтому мы уехали в Киев. 30 апреля уже были там, арендовали квартиру. Три недели мы искали помещение, ездили по всему Левому берегу», — рассказывает Максим Пустаков.
В конце концов, «Первой на углях» удалось найти нужное помещение. Команда вместе с арендодателями почистила и отремонтировала пространство заведения, и уже 28 мая мариупольская шаурмичная открылась. Ровно через месяц после переезда.
«Для открытия использовали свои сбережения, банковские средства и немного перезаняли у друзей. Все это аккумулировали на развитие», — уточняет владелец «Первой на углях».
«Все наши сотрудники — мариупольцы»
Сначала в шаурмичной в Киеве работали семейным подрядом: жена Максима Пустакова обслуживала на кассе, сам предприниматель занимался закупками. Также к ним присоединился еще один повар из бывшей команды.
«Моей жене сначала пришлось работать каждый день. Она мне помогала и в Мариуполе, когда мы открывали новое заведение и не хватало сотрудников», — с гордостью рассказывает предприниматель.
Когда люди узнали, что команда шаурмичной из Мариуполя, стали приходить устраиваться на работу. Нескольких сотрудников направил в заведение Мариупольский городской совет. Дополнительно приехали еще два повара. Но работников все равно недостаточно.
«Сегодня все наши сотрудники — это мариупольцы. Но пока мы в поиске, чтобы изменить график, потому что ребята работают 5-6 дней в неделю. Сегодня буду ехать туда [центр «Я-Мариуполь», открытый Мариупольским городским советом в Киеве], снова попрошу, чтобы объявили, что нам нужны люди», — говорит Максим Пустаков.
Первыми клиентами шаурмичной родом из Мариуполя были местные с Троещины. Затем начали подтягиваться мариупольцы, которые узнали об открытии из соцсетей. В среднем «Первую на углях» посещает от 100 до 200 человек в день.
«СМИ много пишут о нас, и большинство клиентов говорят, что услышали и решили приехать поддержать. Также мы передали 1000 флаеров на бесплатную шаурму для мариупольцев в центр Я-Мариуполь», — добавляет предприниматель.
На вопрос, какие виды шаурмы точно стоит попробовать, предприниматель убеждает, что в меню остаются только топовые позиции, чтобы клиентам было легче ориентироваться:
«Возможно, немного больше берут Фирменную, Сырную с ананасами и Фирменное Ассорти. Мясо в каждой можно выбрать в зависимости от ваших предпочтений: курятину, телятину или свинину. Также есть разные добавки: от сыра и грибов BBQ до картофеля фри и перца халапеньо».
В ведении бизнеса Максим Пустаков не почувствовал большой разницы по сравнению с Мариуполем, разве что в вопросах логистики:
«Киев предлагает больше возможностей для расширения. В то же время Мариуполь компактен: можно было открыться в разных районах, а добираться недалеко. Здесь же важно, чтобы все было рядом».
Планы у Максима Пустакова и его команды грандиозные: до конца года расшириться до 3 заведений в Киеве, а затем — чтобы мариупольская «Первая на углях» появилась в каждом городе Украины.
Попробовать шаурму и поддержать бизнес мариупольцев можно по адресу: Киев, ул. Теодора Драйзера 4. Предзаказ по телефону: + 38 068 36 88 123
Читайте также: На страницах New York Times: как заведение азиатской кухни из Мариуполя начало вторую жизнь