
Как предпринимательница из Мариуполя создала косметический бренд с нуля
Никогда в жизни не работая на рынке, наша героиня решилась на нестандартное продвижение своей продукции — бесплатно раздавала пробники косметики людям. Результат превзошел ожидания.
Елене Барковой 32 года. Меньше двух лет назад она с нуля создала собственный бренд косметики Gesty.UA, которую сама производит из натуральных компонентов. Елена признается, что когда-то не верила в то, что уходовая косметика может быть натуральной, но изучив аспекты изготовления и опробовав собственную продукцию на себе, изменила мнение.
«Восточный вариант» поговорил с Еленой о её предпринимательстве, чтобы узнать секреты успеха.
«Я прошла тот же путь, что и многие женщины», — так говорит Елена о том, как училась заново любить своё тело, волосы и кожу после рождения двух детей, и как это повлияло на философию её бренда.
«Фильтры на фото были единственным выходом»
«У меня была сухая и обезвоженная кожа где-то с 24 лет. Я ходила к косметологу, делала чистки лица, она подбирала мне уходовые средства, которые позволяли мне “продержаться”. Но “вау”-эффекта я не получала», — вспоминает Елена.
В 25 лет она родила первого ребенка, почти в 30 — второго. С тех пор резко проявились возрастные изменения кожи, к которым Елена тогда не была готова. Вернувшись к косметологу, она не сумела получить желаемого результата. К тому же значительно выросли цены на уходовую косметику.

«В интернете было много рекламы натуральной косметики и прочего. Я воспринимала это не более, чем маркетинговый ход. Как можно, имея натуральную рецептуру, сохранять свежесть продукта годами?» — думала Елена.
На одном из сайтов она нашла рекламу школы, где обучают изготовлению косметики из натуральных компонентов. Там Елена узнала азы: какие компоненты на что влияют, как их правильно смешать для наилучшего результата и так далее. Весь процесс обучения курируют специалисты, а для завершения обучения нужно пройти тесты.
«Первое, что у меня получилось, это средство для умывания и сыворотка. Я решила попробовать их на себе», — рассказывает Елена.
Она уверяет, что опасений от собственного продукта не было, были сомнения в том, сможет ли он принести видимый результат.

Нужно отметить, что еще до увлечения косметикой Елена начала изготавливать и продавать в социальных сетях свечи и мыло ручной работы. Она активно вела страницу своего магазина в, записывая различные видео и обращаясь к подписчикам.
«Смотреть на себя в зеркало без слез я не могла, а хотелось вести красивую страницу. Snapchat (приложение для общения с фильтрами для лица — ВВ) был единственным здоровым выходом для меня», — признается Елена.

В один из дней она снова написала пост и сделала фотографию для подписчиков. Но в Snapchat этой фотографии не было. Оказалось, что Елена сделала её на обычную камеру.
«Я подошла к зеркалу, стала рассматривать свою кожу, искать недостатки. И поняла, что у меня нет прошлых проблем», — рассказывает она.
Необычная бизнес-модель
Елена поделилась своими первыми косметическими продуктами с подругами и попросила дать обратную связь.

«У всех были разные проблемы — проблемная кожа, ранние возрастные изменения, сухость, чувствительность и так далее. Но всем очень понравился результат», — объясняет Елена.
Она решила, что нужно выходить на новый уровень и тогда же поняла, что аудиторию для своей продукции нужно искать в оффлайне.
«Единственное, на что мне хватало тогда денег, — это выйти на Центральный рынок. Тогда же я и узнала, что для этого нужно оформиться, как ФЛП. Обратилась в налоговую, оформила ФЛП и вышла на рынок», — рассказывает предпринимательница.
Елена выбрала нестандартную модель продвижения. Она продавала свечи и мыло ручной работы и бесплатно раздавала пробники своей продукции с визиткой. Вспоминает, что окружающие смотрели на неё со скепсисом, ведь зачем кому-то бесплатно раздавать косметику. Кто-то просил побольше пробников и бесплатно, другие предлагали заплатить, но на тот момент Елене нужны были не деньги, а реальный отзыв.

«В этот момент вас еще никто не знает и не хочет рисковать. Доверие нужно заслужить. Поэтому я просто просила дать обратную связь, рассказать, что подошло, а что нет. Благодаря этому очень многое менялось потом в составе. Изначально, например, я использовала эфирные масла. Это хорошая вещь, но они не всегда подходят чувствительной или проблемной коже», — объясняет женщина.
Выиграла грант со второй попытки
В марте Елена узнала о грантовой поддержке мариупольских предпринимателей от местного Центра развития и поддержки малого и среднего бизнеса.
Елена, без знания бизнес-аспектов, попросила помощи своей подруги в оформлении заявки и подготовке к защите проекта. Но в итоге ей отказали, сказав, что идея хорошая, но проект сырой, потому его не могут профинансировать. И в то же время ей посоветовали принять участие в бизнес-инкубаторе, пройти бесплатное обучение.

За каждым учеником закреплялся ментор — действующий предприниматель, который прошел весь путь от бизнес-идеи до её реализации.
Когда во второй раз объявили грантовый конкурс, Елена не раздумывая решила участвовать. Через некоторое время ей позвонили и сообщили, что её заявка на финансирование одобрена.
В рамках проекта «Мариупольский куркуль» Елена получит 250 тысяч гривен. Эти деньги она планирует потратить на закупку нового оборудования по производству косметики, чтобы увеличить объемы производства.
Натуральность vs Химия
Сейчас Елена производит более 60 наименований продукции и разные линейки — антивозрастной уход, косметика для проблемной кожи, для сухой кожи и так далее.
Для изготовления арендует специальный кабинет и отмечает, что для такой деятельности, во-первых, нужна санитарная книжка. Во-вторых, вашу рецептуру должны проверить специалисты с химико-технологическим образованием. За это нужно платить.

«Моему бизнесу второй год, я официально ФЛП, а зарплаты лично у меня до сих пор нет. Все полученные деньги я снова пускаю в оборот, чтобы развивать собственное дело и дальше», — рассказывает Елена.
Сейчас у нее уже есть небольшой магазин на Центральном рынке и постоянные клиенты. Новых клиентов принёс фестиваль местных предпринимателей в Мариуполе — Local Farmer Fest.
«Отклик был огромный, и я была очень этому рада. Видно, что проблема натуральной косметики — это уже не просто экотренд. У нас на каждой второй банке написано — “эко”, “органик”, “с маслом арганы”, “с гиалуроновой кислотой” еще с чем-то. Но есть много нюансов, о которых не говорят производители», — рассказывает предпринимательница.
Рецептуру продукции обязательно нужно указать в международных классификационных системах. Но если какого-то компонента менее 1%, то производителю разрешено ставить его в любом порядке. Поэтому не всегда в сыворотке с гиалуроновой кислотой её содержится столько, чтобы получить желаемый результат.

«Очень многие производители используют химическое сырье, оно дешевле натурального. Но и эффект другой. Например, крем с химсоставом покрыл кожу силиконом. При этом она продолжает шелушиться. Многие девушки жалуются, что у них жирная кожа, хотя на деле оказывается, что не такой тип кожи сам по себе. Силикон закрывает кожу, и она пытается вытолкнуть его за счет кожного сала. Силикон не решает проблемы волос и кожи, а приятные тактильные ощущения — это лишь “мантия”», — объясняет Елена.
Философия бренда
В декрете Елена старалась минимизировать выходы на улицу. Пройдя путь от неприятия себя до гармонии, много думала о том, почему женщины себя недооценивают.
«Все говорят о любви к себе. Советуют купить платье, сходить на фильм, выпить вкусный чай, прекратить неприятные отношения. Но никто не хочет разбираться, почему женщина этого не делает. У женщин нет привычки любить себя. Как мы проявляем любовь? Мы заботимся о семье, готовим еду, выбираем свои детям только лучшее. Но никто не научил наших женщин заботиться о себе. Вместо того чтобы купить что-то себе, мы лучше купим продукты, приготовим вкусный ужин и посидим с семьей», — проводит аналогию Елена.

Она уверена, что эти мысли близки многим. Свои мысли она вложила и в философию бренда.
«Я прошла тот же путь. Я тоже привыкала к физическим изменениям своего тела после родов, когда было трудно смотреть на себя в зеркало. Тогда же поняла, что моё отношение к себе изменяется тогда, когда я забочусь о себе. Я радовалась, что умылась, нанесла крем, сделала массаж. Так росла внутренняя ценность и уверенность в себе», — говорит Елена.
Советы тем, кто хочет связать свой бизнес с косметикой
🔔 Совет №1
Вы должны понять, для чего вы это делаете, и к чему хотите прийти.
«Если хотите работать только на деньги, ничего не выйдет. Как мне объяснил один человек, предприниматель — это мечтатель. Я мечтала не заработать денег, я мечтала донести, что девушки и женщины прекрасны, но не видят этого», — говорит Елена.
🔔 Совет №2
Тем, кто хочет заниматься косметикой, Елена советует смотреть не только на хенд-мейд рецепты в YouTube, но и обратиться к профессионалам.
«Если у вас нет образования, изучите основы с экспертами. Лучше вложитесь в обучение, чтобы потом спокойно жить», — говорит Елена.
🔔 Совет №3
Елена поддерживает легальный бизнес, потому советует сразу открывать ФЛП, платить налоги и сдавать отчеты.
«Я за то, чтобы всё всегда было прозрачно. Тогда всё будет вам способствовать в ваших делах», — уверяет предпринимательница.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.