Декрет и стартовый капитал в 100 гривен: как мариупольчанка стала успешным фудфлористом
Представьте: вам дарят букет, но это не просто цветы. Это съедобное украшение из конфет и других сладостей, а иногда — из колбас и сыра. Как мариупольчанка Анастасия Федчук решилась начать свой бизнес с нуля, и как он развивался, рассказывает Восточный Вариант.
Полтора года назад Анастасия Федчук случайно увидела рекламу курсов по обучению фудфлористике. И сначала не придала этому особого значения. А через пару месяцев проснулась и сказала себе: «Надо попробовать!».
И сейчас на её профессиональном счету больше тысячи съедобных букетов, боксов и картин, а также серия видео мастер-классов, которые помогают другим фудфлористам изучать тонкости этого мастерства.
Восточный Вариант узнал успешный пример того, как будучи в декрете и со стартовым капиталом в 100 гривен Анастасия сумела успешно развить свое предпринимательство и создала мастерскую съедобных подарков buket am.
Чтобы стать профессионалом, нужно учиться у профессионалов
До рождения сына Анастасия работала торговым агентом и супервайзером.
«Это такая работа, что ты на месте вообще не сидишь, движение с утра до вечера. Поэтому в декрете, когда малышу было три месяца, я уже думала чем себя занять», — рассказывает Анастасия.
Ей хотелось найти такую работу, чтобы она позволяла проводить много времени с ребенком. И однажды в Инстаграме она увидела рекламу курсов по фудфлористике. Но поначалу не ей придала значения.
«Потом в одной утро я просто открыла глаза и решила, что надо пробовать. Я раньше даже не думала о том, чтобы связать себя с какой-то такой деятельность. Я никогда не считала себя творческим человеком», — признается предпринимательница.
Сначала Анастасия училась по роликам в YouTube. А чтобы собрать первые букеты, она закупила на 100 гривен шпажек, скотча и других материалов. Для композиций использовала продукты из собственного холодильника — колбасу, сладости, фрукты и так далее. Эти работы Анастасия выкладывала в Инстаграм для примера.
Первые реальные заказы пришли в конце августа, как раз перед Днем знаний. Это были небольшие букетики из сухофруктов, которые заказывали в качестве комплимента для учителей. Деньги, полученные за свои первые букеты, Анастасия частично пустила в оборот, а частично отложила на обучение.
«Я решила, что если хочу стать профессионалом, то и учиться нужно у профессионалов», — вспоминает она.
Тогда-то и пригодилась та самая реклама, которую мастерица видела пару месяцев назад. Анастасия прошла курс по фудфлористике, а затем еще десятки обучений по различным темам.
И на стол, и в вазу
Через несколько месяцев после обучения и старта нового дела, Анастасия решила изучить базу конкурентов. Оказалось, что подобных мастеров очень много.
«Я поняла, что надо чем-то выделять и искать свою “фишку”, свои методы продвижение, чтобы чем-то запомниться», — рассказывает предпринимательница.
Она отмечает, что в Украине это направление только начинает развиваться, и у мастеров есть «непаханое поле» для реализации новых идей.
«Люди пока что не понимают, как это — дарить букет из еды. Но те, кто попробовал сделать такой подарок, возвращаются за новым заказом. Это необычный вид подарка, сразу три в одном. И эмоции подарил, и букет, и угощение», — говорит Анастасия.
По её словам, наиболее популярный букет — из разных видов мясных изделий. Такие подарки любят и мужчины, и женщины.
«Многие женщины спрашивают, что лучше подарить подруге. Тогда я уточняю, что она вообще любит. Отвечают — мясо, но сразу осекаются и говорят: “как же я подарю ей букет мяса”. Но если посудить, то от чего она больше кайфа получит: от мяса, которое она любит, или от конфет? Ведь не все женщины любят сладкое. Поэтому свои букеты я не разделяю на мужские и женские», — рассказывает мастерица.
Один из самых необычных букетов, которые делала Анастасия, сочетал в себе рыбу и шоколадные конфеты. Это как раз тот случай, когда женщина любила рыбу и шоколад.
«Заказчица и её подруга были в восторге, потому что удалось совместить два любимых продукта», — вспоминает Анастасия.
Видеоуроки и личные рекорды
Ровно через год после начала создания собственных съедобных композиций Анастасия запустила свою серию платных видеоуроков для новичков в фудфлористике. Но, как оказалось, такие курсы пригодились и уже опытным мастерам, чтобы узнать какие-то детали.
Помимо знаний о том, как правильно закрепить и соединить все продукты, а также основ композиции, чтобы все элементы гармонично сочетались между собой, есть правила безопасности для букетов.
«Есть правила группировки продуктов по сочетаемости. Например, живые цветы не со всеми продуктами можно сочетать, можно и навредить при этом. Некоторая флористическая зелень даже токсична. Поэтому у меня на странице есть памятка, чтобы не только мастер, но заказчик знал, что заказывает», — объясняет Анастасия.
Сейчас Анастасия набила руку и быстро справляется с заказами. Но изначально на крупные заказы могло уходить 5 часов. А сейчас все гораздо быстрее.
«Один из недавних заказов я сделала за 25 минут. Заказчик написал в три часа и попросил сделать букет к пяти вечера. Между моментом, когда он сбросил мне предоплату и моментом, когда я ему сбросила видео букета для утверждения заказа прошло 25 минут. Я сама очень удивилась», — делится Анастасия.
За полтора года работы у неё есть и другие рекорды. Например, самый большой букет из всех был сделан из маршмеллоу. Его размер в диаметре — один метр.
А самый дорогой букет стоил около 3000 гривен — его заказывали для мамы. В букете сочетались литые шоколадные буквы, живые розы, клубника в шоколаде и кокосовые конфеты.
Советы для новичков
📌 Не бойтесь начать и с минимальным капиталом, как это сделала Анастасия. Она также выбрала удачный момент для начала работы — осень, где есть и День знаний, и День педагога. В такие праздники как раз популярны массовые подарки.
📌 Не работайте без предоплаты, особенно когда выполняете индивидуальные заказы. Этот совет будет полезен всем предпринимателям, которые работают с продуктами. Например, пекарям, которые делают пряники или торты на заказ или фудфлористам.
Часто подарок заказывают под желания того, кому будут дарить, а значит учитывают его вкусы и особенности. Это — не массовый продукт и если его не заберут, то найти нового клиента на такой продукт будет трудно. Предоплата, хотя бы частичная, обезопасит вас от подобных форс-мажоров.
📌 Ищите новые пути для развития. Например, героиня этого текста с недавних пор заинтересовалась фудартом. Это съедобные картины. Такие композиции делать даже сложнее, чем букеты, но Анастасия с интересом осваивает новое искусство.
«Мне проще сделать 10 букетов из мяса, чем одну картину. Когда я беру ингредиенты, то сначала смотрю на это и думаю, как же все удачно совместить. А когда начинаю работать, то руки сами все делают и постепенно все получается. Как будто кто-то помогает», — говорит Анастасия.