"Ощущение, будто только выжил": в Мариуполе покажут документальный фильм о войне
30 ноября в платформе «ТЮ» состоится показ документального фильма «War Note» режиссера Романа Любого из кинообъединения Babylon'13.
Лента собрана из видеоматериалов, которые снимали военные на Донбассе. Над фильмом работали пять лет.
«Восточный вариант» побеседовал с режиссером о главном месседже фильма и о моментах, которые его больше всего поразили.
Видео с фронта
Кинообъединение Babylon'13 образовалось во время Майдана в ноябре 2013 года. Работа именно над «War Note» началась, когда режиссер Роман Любый обратил внимание на папку, в которой были собраны личные записи солдат.
«Меня поразило, насколько это самостоятельная вещь. Я сначала делал музыкальное видео, но уже через несколько дней мне показалось, что там гораздо больше материала, чем на клип. Мы смонтировали видео, выложили его в сеть и попросили присылать нам еще подобные видео», — вспоминает Роман.
За пять лет, пока Роман собирал материалы, всего около 10 человек обратились на почту. Лично Роману позвонил Алексей Болдырев с позывным «Малыш» (погиб 9 декабря 2015, подорвавшись на взрывном устройстве) и сообщил, что у него есть много видео с фронта и очень хотел, чтобы из них что-то вышло. Все остальное участники Babylon'13 искали самостоятельно.
Видеофрагменты в «War Note» сняты на камеры телефонов, GoPro, фотокамеры, планшеты.
«Некоторые из этих людей снимали специально. Евгений Шевченко (боец батальона “Донбасс”) носил у себя на груди GoPro. Он снимал цельными кусками и все скидывал. Его друзья погибали и при этом не было никаких свидетельств и упоминаний о них. Он объяснял, что ему хотелось, чтобы такое видеовоспоминание о них сделали», — объясняет Роман.
Некоторые вообще не думали снимать, но оказывались в таких ситуациях, когда, как говорит сам режиссер, «невозможно было не снимать».
«Меня даже сам этот феномен интересует: люди в условиях, в которых им бы лучше спрятаться, голову закрыть руками, а они почему-то снимают, им это важнее. Это интересно, ответа до сих пор у меня нет, почему этот парадокс происходит», — говорит Роман.
Феномен побратимства
В общем, ничего в фильме не был снято специально для него. Все кадры — это архивные видео, смонтированные в одну полнометражную киноленту. Ее продолжительность — 72 минуты.
Роман отмечает, что в фильме есть кадры, которые бы не стоило смотреть несовершеннолетним.
«Я избегал шокирующего материала. Непосредственно в неиспользованных фрагментах его гораздо больше. Я этого сознательно избегал, потому что хотелось аудиторию расширить максимально. В принципе, все, что мы делали с этим материалом — это пытались расширить аудиторию, сделать материал актуальным и интересным для как можно более широкой аудитории», — отмечает режиссер.
Несмотря на то, что фильм собран из различных фрагментов, в нем есть своеобразный сюжет, но не в классическом понимании. Фильм начинается с того, как некий солдат едет в автобусе на войну.
«В “War Note” нет главного героя, это собирательный образ, сотканный из всех героев, такой образ украинского солдата. И этот абстрактный герой попадает на войну», — говорит Роман.
Фильм демонстрирует жизнь и быт военных, мирные моменты и обстрелы, моменты радости и горя. Кроме самих военных в фильме есть и гражданские, оставшиеся жить в населенных пунктах на линии фронта.
По словам Романа, в фильме много впечатляющих моментов: «Все построено на самом деле на этих моментах. Чаще всего эти моменты связаны с самым острым вопросом который только может быть — это моменты, в которых люди чудом остались живы или погибли. Этот фильм обыгрывает эти моменты, вокруг них все крутится. Меня поражало, как люди ведут себя в этих обстоятельствах какой-то опасности для жизни. А остальное, что меня совершенно поражает, это уже не моменты, а в целом фон и настроение. Этот феномен побратимства, как люди, уже находясь все время в этих условиях опасности, как они общаются, шутят, их отношения».
Особое ощущение
Роман впервые сможет пообщаться со зрителями лично после показа. Он ожидает от них особой реакции.
«Мой преподаватель говорил, что надо задаваться вопросом, о чем фильм. Все строится вокруг ответа на этот вопрос. У меня не получалось ответить, о чем этот фильм. Тогда я поставил себе немного другой вопрос и все сработало. Я начал строить вопрос вокруг эффекта, которого я хочу достичь. Я хочу, чтобы зритель выходил из зала с ощущением, будто он только что выжил. Это очень яркое ощущение. В нашей обычной повседневной жизни это можно сравнить с тем, как нас чуть не сбила машина. Для тебя все немножко меняется в данный момент. Когда это случается в военных условиях — и психика, и на биологическом уровне ты меняешься после этого. Я немного этого драгоценного ощущения хочу передать зрителю», — говорит Роман.
В фильме почти нет музыкального сопровождения, кроме музыки звучащей в кадре — играет с телефона на пластинках в самых видео, и двух инструментальных версий композиций исполнительницы Светланы Няньо и группы «Линия Маннергейма». Хотя Роман говорит, что во время работы над фильмом творческая группа фильма пытались написать музыкальное оформление фильма, но не удалось сделать ничего, что подходило бы под видеоряд.
По словам режиссера, из материала, который был направлен группе Babylon'13, можно сделать целую серию фильмов, о чем он и другие участники уже сейчас думают.
Роман впервые побывает в Мариуполе, хотя уже хорошо знаком с местными пейзажами, поскольку ранее работал над документальным фильмом «10 секунд» об обстреле микрорайона «Восточный» в 2015 году.
Открытый показ состоится 30 ноября в 18:00 в платформе «ТЮ» по адресу ул. Митрополитская, 19.
Вход бесплатный, количество мест ограничено.
Показ фильма реализуется в рамках 17-го Странствующего международного фестиваля документального кино о правах человека Docudays UA.