Свежий взгляд на культуру смерти: в Мариуполе создают социальную сеть для мертвых
Как сервис "Незабуду" может изменить отношение украинцев к трауру, заменив его на светлую память
В декабре 2020-го в Центре развития стартапов 1991 Mariupol прошла презентация десяти стартапов. Среди них был и сервис «Незабуду», который помогает сохранить память о близких в виртуальном пространстве и упрощает контакт между клиентами и ритуальными агентствами.
💻 Для удобства живых и для памяти о мертвых
Когда основательница «Незабуду» Алиса Бобко впервые рассказала об идее создать приложение для удобства живых и памяти о мертвых своему знакомому, работавшему в IT-сфере. Он ответил, что хотя идея хорошая, но сфера ритуальных услуг криминальна, поэтому ей не стоит туда лезть.
«Потом мы подумали, что здесь не конфликт интересов. Наоборот, данный проект может помочь не только людям, но и самой сфере. Для них это свежее отношение к теме захоронений», — рассказывает Алиса.
В то же время многие знакомые Алисы очень удивились, услышав ее идею, ведь сама она никогда не занималась ритуальным бизнесом. Причина крылась глубже. Однажды придя на кладбище, Алиса не сумела найти могилу своего отца среди тысяч надгробий. Ее приложение могло бы упростить жизнь многим украинцам.
В Украине нет единого реестра умерших, где хранились бы сведения о местах захоронений давно умерших, так что некоторые могилы остаются навсегда утерянными.
💐 Цифровые могилы
Ближайшие цели стартапа — запустить сайт памяти, где родственники умерших смогут ставить отметки захоронений, заполнять данные об ушедших близких, загружать фотографии и так далее.
«У нас очень душевная анкета. Там вопросы о том, где учился человек, о людях, с которыми он контактировал, о хороших делах в его жизни и о том, чем запомнился людям. Позднее мы хотим масштабировать наш сайт, чтобы он не остался локальным», — отмечает Алиса.
На сайте можно будет заказать наклейку с QR-кодом на могилу. Цена услуги — 150 гривен. Любой человек может отсканировать код смартфоном и прочесть данные, которые оставят в память об умершем его близкие. Алиса говорит, что записи будут модерироваться и негативные отклики будут отсеиваться.
«Анкету ушедшего можно сделать частично открытой, а можно полностью открытой — для публичных людей. Мы сейчас обдумываем, сделать ли QR-коды для почетных людей бесплатными», — объясняет Алиса.
QR-кодами на надгробиях давно пользуются в Японии, там код гравируют прямо на граните или камне по желанию заказчиков.
Еще один из путей монетизации проекта — комиссия от ритуальных агентств и облачные семейные фотохранилища.
Проект планируют протестировать в Мариуполе, а затем расширить на всю Украину, хотя уже сейчас к авторам обращаются ритуальные агентства из других городов. Для них коммуникация с клиентами упростится, ведь уборку можно будет заказать онлайн.
«Стоимость уборки могилы в Мариуполе — примерно 350 гривен. Демпинговать (искусственно ограничивать — прим. автора) цены не в интересах рынка, поэтому мы планируем так и работать дальше», — рассказывает Алиса.
В некоторых странах подобные сервисы уже хорошо развиты. Например, в Беларуси заказ ритуальных услуг практически полностью перешел в онлайн.
«Но записывать душевную информацию о человеке, как это планируем мы, нет возможности. Наиболее цивилизованный подход, включая оцифровку кладбищ, существует в Израиле. В некоторых странах СНГ на кладбищах стоят автоматы, которые позволяют ввести данные умершего и отображают могилу на карте», — делится опытом других стран основательница стартапа.
📲 Отпустить старые стереотипы
В команде, кроме Алисы, работает маркетолог Валентина Брошкова и разработчик Вячеслав Ящук. Вместе они надеются изменить подход к культуре похорон в Украине. Алиса говорит, что во время путешествий по миру ей удалось посмотреть, как к смерти и захоронениям относятся в других странах.
«В Украине самая плохая из всех культур, которые есть в мире. В Эстонии, например, люди уже по другому относятся к данной теме. Для них это больше про память. У нас это подается, как ритуальная тема, все завязано на ритуалах: землю посыпать, водки налить. Это было придумано кем-то и, на самом деле, люди среднего возраста уже не понимают смысла этих ритуалов. Те же 40 дней, например. Это все связано с православием, которое для многих людей, в том числе и для меня, есть хорошим. Но эту систему ритуалов я уже не хочу поддерживать. В других странах этих ритуалов нет. Есть просто память, почитание и даже процесс поминок, он другой», — говорит Алиса.
Она добавляет, что даже коммерция в сфере ритуальных услуг выглядит по другому и Алиса бы хотела сделать свой стартап, используя подход других стран к этой непростой теме.
«Мы бы хотели, чтобы наш сайт не напоминал про 40 дней траура. У каждого своя глубина траура, но она когда-то заканчивается и нам приходится соприкасаться с этой ритуальной черной депрессивной тематикой, хотя это может просто перейти в светлую память», — считает Алиса Бобко.
Создать концепцию стартапа, продумать дорожную карту, понять аудиторию, рынок и конкурентов Алисе и ее команде помогли в Центре развития стартапов 1991 Mariupol во время четырехмесячной инкубации. После презентации стартапа на инвестфоруме, «Незабуду» получил финансирование в размере 100 тысяч гривен.
«В будущем мы хотим подключить сайт в публичным архивам. В Украине такие уже есть, они касаются болезненных тем Второй мировой, Голодомора и так далее. Но для того, чтобы подключить такие архивы, наш сайт должен иметь какой-то авторитет», — рассказывает Алиса.
Сайт планируют запустить до середины февраля.