"Не мусор, а сокровище": как мариуполец создал частный музей старины
В его коллекции — каменная баба из сельского огорода, челюсть 450-килограммовой белуги, дореволюционные весы, австрийское фортепиано и еще много чего
В самом сердце Мариуполя, на пересечении проспекта Мира и улицы Греческой есть необычный многоквартирный дом. Летом вдоль его стен и балконов вьется дикий виноград, лозы стелятся по клумбе, заботливо выложенной булыжником, и окружают кованый забор. Здесь часто проводятся свадебные фотосессии и гуляют туристы.
Но мало кто знает, что в подвале дома, за дверью с кованой решеткой, хранятся сотни старинных вещей. Их собирает Вячеслав Долженко — житель этого дома и заядлый коллекционер.
Рождение "домашнего" музея
Вячеслав уже и сам не помнит, какой экспонат стал первым в его импровизированном музее и даже точный размер своей впечатляющей коллекции назвать не может. Зато может точно сказать, где что лежит.
До того, как заняться коллекционированием предметов старины, Вячеслав работал на местном металлургическом заводе, затем инспектором в пожарной. Коллекционировать вещи начал постепенно, находя их в мариупольких металлоприемках, на мусорниках, в разрытых во время строительства котлованах. Некоторые старинные вещи приносили друзья.
Там, где другие видят только старье или мусор, Вячеслав видит сокровища. Его любимый экспонат — каменная баба, привезенная из поселка вблизи Мариуполя.
«Таксист знакомый сказал, что на Агробазе стоит у бабушки каменная баба. Она ей не нужна была. Я тогда всю ночь не спал, все думал, как ее забрать. Лечу туда утром, бабушка говорит, что не нужна ей каменная баба», — рассказывает коллекционер.
Вячеслав вспоминает, как приготовил веревки, чтобы было легче вытянуть каменную скульптуру с огорода, но в селе некого было попросить помочь.
«Смотрю: людей вокруг вообще нет. Думаю, что ж мне делать. Ну, когда чего-то хочешь, Боженька помогает. Выезжает трактор с ковшом, я его остановил, попросил помочь, и за минуту баба была уже в машине», — вспоминает мужчина.
Затем немного помолчав, добавляет: «Она красивая, как она может не нравиться. Ей же тысяча лет, у нее и лицо было, вот уши видны, сережки, прическа. Она ж была раскрашена, скорее всего. А некоторые не понимают меня».
Австрийское фортепиано 1850-го года, которое до сих пор исправно выдает ноты, Вячеслав забрал у знакомых. Они хотели его выкинуть, когда меняли в квартире мебель.
«Мне так и сказали: Даем два часа, если не вывезешь, мы его порубим и выкинем, нам оно не нужно», — вспоминает мужчина.
Собака помогает искать экспонаты
Вячеслав говорит, что специально ничего не ищет, и с металлоискателями не ходит. Все попадается на глаза случайно, когда он гуляет по городу. Некоторые вещи находила его собака Мася.
«Да какая порода. На рынке у людей купил щеночка за 10 гривен. Вот такая собачка была. Мне теперь завидуют все “крутые”, что у меня такая собака», — с гордостью говорит Вячеслав, показывая ладонями размер собаки.
Все в музее Вячеслава сделано собственными руками, он рассказывает, как по кирпичику выкладывал подвал-музей, по частичкам собирая каждую деталь: «Вот решетка на камине у меня, в доме когда-то капитальный ремонт делался, один мужчина занес решетку сюда, попросил, чтобы постояла временно. Я еще тогда подумал, зачем она ему нужна. Прошло время и я подумал, что это я дурак, что не оценил решетку. Так он ее у меня и не забрал».
А знаменитый полутонный кованый забор, возле которого нередко проводят фотосессии, Вячеслав выменял в металлоприемке, отдав за него в три раза больше металла.
В его подвале-музее много дерева. Столы он сам собрал из балконных луток и частей от немецких машинок Zinger, обрамления для старинных зеркал сделал из деревянных свай от дома, который еще недавно стоял на проспекте Мира напротив старейшего городского кинотеатра «Победа».
Охотник за древностями
Есть в коллекции Вячеслава оленьи рога, чучела птиц и животных, но сам Вячеслав охоту за животными не признает, предпочитая охотиться за древностями и стариной.
«Я вышел на улицу, смотрю — знакомый рога тянет. Говорю ему: “Давай сюда”. Он привез их из Якутии в советское время. Это тогда невозможно было, в самолет тебя не пускали, а оттуда только самолеты летали. Он говорит мне: «Я столько выставил за эти рога, а теперь жена сказала, чтобы выкинул».
Сейчас в коллекции Вячеслава больше пяти подобных экспонатов.
Только прогулок по городу недостаточно. Когда Вячеслав ходит на рынок, то обязательно спрашивает у местных продавцов, которые возят собственные товары из села, не завалялось ли чего у них на чердаке. Тут нужно иметь терпение.
«Тысячу раз спросишь, на тысячу первый ответят», — объясняет мужчина. Так, например, в его личном музее появились старинные прялки.
На вопрос о том, чтобы что-то продать Вячеслав Анатольевич сразу обижается и говорит: «Славик ничего не продает. Вот буду с голоду умирать, но не отдам ничего. Мне каждая вещь дорога, я ведь ее находил. Людям этого не понять, им надо все продать, чтоб деньги были».
В коллекции Вячеслава Долженко, кроме всего вышеперечисленного есть картины мариупольских художников, старинное колесо с деревянным ободом, огромный игрушечный деревянный самосвал, дно от немецкой бочки и множество немецких касок, трофейный немецкий чайник, ручные жернова для молки муки, заслонка от старинной печи и даже разбитое корыто.
«Ко мне приходят на экскурсии взрослые и дети. Я им рассказываю, как что-нибудь выменял за бутылку водки, а меня взрослые толкают в бок, мол, не рассказывай. Но дети же сейчас больше нас знают», — говорит Вячеслав.
Единственное, о чем он жалеет, так это о том, что не стал собирать вещи раньше. Считает, что так бы сделал все еще лучше. Кроме собственного музея, внутри своего двора мужчина собственными руками выложил камнями небольшой садик, где высаживает цветы и деревья.
«Я же настоящий Плюшкин, мне все надо! Я все тащу домой, обрабатываю, храню, забочусь», — говорит сам о себе мариупольский коллекционер.