Как Лисичанский ЦПАУ в Днепре стал центром решения проблем переселенцев
Больше чем гуманитарный хаб. Так в Лисичанской громаде говорят о центре, который они создали в Днепре на базе своего ЦПАУ. «Восточный вариант» не мог не побывать там, чтобы расспросить о помощи жителям Лисичанска, разбросанным по всей Украине.
В то время как разные громады Луганщины создают гуманитарные хабы для своих вынужденных переселенцев, лисичанская громада пошла дальше и создала многопрофильный центр, в который привлекают международные организации и помогают людям в решении «житейских проблем».
Основой для центра стал местный ЦПАУ, сумевший собрать в Днепре своих же сотрудников и покрывающий запросы на помощь сотен людей.
Журналисты «Восточного варианта» побывали в ЦПАУ и записали интервью с его руководительницей Еленой Литвинюк.
— Мы к вам приехали как в гуманитарный хаб. Но видим, что у вас здесь работает ЦПАУ. Объясните, пожалуйста, каковы ваши функции?
— Мне не очень нравится название «хаб», потому что наша задача — не только раздавать гуманитарную помощь. У нас более широкая концепция, и только ее составной частью является гуманитарная поддержка.
— ЦПАУ — это цепь между властью и жителями. Как он работал раньше? Люди с разными вопросами обращались в конкретное место, где они могли получить любую услугу. Так же мы решили поступить и сейчас.
Это центр помощи, который включает в себя консультации по юридическим вопросам. Самое актуальное — восстановление документов, возмещение за разрушенное жилье, получение выплат. Это не менее важно людям, чем получение продовольственного набора.
Также у нас работает колл-центр. У него два направления: первое — услуги ЦПАУ, второе — регистрация на гуманитарную помощь.
Собираем все обращения, которые приходят нам в течение дня, и в онлайн режиме перенаправляем на проработку нашим управлениям, отделам и ведомствам, в частности, в полицию, например.
С гуманитарной помощью так же. Фиксируем потребности людей, обозначаем, кто хочет прийти физически, а кому нужно отправить по Укрпочтой. Мы с ней заключили договор.
— Есть ли у вас помощники — какие-то украинские или международные организации, которые готовы поддерживать?
— Да, мы заключаем соглашения с партнерскими структурами, благотворительными организациями. Они сами по себе работают, но оказывают помощь и нам. Это такие как «Горение», NRC и другие. Их консультанты раз в неделю приходят к нам, принимают здесь людей.
Нам очень нравится направление от «Горения», которые предлагают обучение наших людей швейному делу.
Это и пошив, и покрой, и дизайн одежды. Они бесплатно учат на своем оборудовании. А потом либо помогают людям трудоустроиться на соответствующие предприятия, либо помогают, приобретя оборудование, начать собственное дело.
Иногда люди создают кооператив и организация берет на себя помощь в реализации их продукции — помогают находить заказчиков. Это очень важно людям, которые выехали из Лисичанска и потеряли работу.
— В каком виде вы получаете гуманитарную помощь и как происходит выдача?
— Продуктовые наборы приезжают к нам упакованные. Вот вы можете видеть из окна (в это время возле помещения разгружают машину с гуманитарной помощью — ред.).
Сейчас это все разгрузят и мы будем обзванивать людей по нашему списку. По нему мы видим, получал ли человек раньше помощь. В некоторых случаях можем сказать: «извините, вы уже получали, подождите, потому что есть люди, которым мы еще не отправляли».
Тем, кто хочет получить в другом городе, отправим Укрпочтой.
— Как часто у вас можно получить гуманитарку?
— Приблизительно раз в месяц, потому что очень большая очередь.
Я еще хочу сказать, что когда мы открывали этот офис, к нам пришел глава ВГА Сергей Гайдай и нацелил нас, чтобы мы не отказывали в помощи людям из других громад Луганщины. Мы так и поступаем. Но почему-то в некоторых центрах нашим людям отказывают. И это очень нехорошо получается.
К нам обращаются люди из Первомайска, Новодружеска, у которых нет своего хаба, так мы, конечно, оказываем им гуманитарную помощь.
Также из этих громад у нас есть 19 обращений о том, что люди не получают выплаты или что-то не могут оформить. Мы передаем запрос в управление соцзащиты, и наши специалисты будут им помогать.
— Как вы выстроили дистанционную работу? Вам удалось вывезти офисную технику из Лисичанска?
— Мы запустили свой реестр территориальной громады. Мы единственные из Луганской области, кто сумел вывезти серверы. Еще вроде как кременчане смогли что-то вывезти или восстановить, но у них гораздо меньшая громада.
Мы работаем в облачном сервисе. Там оборудовано все для того, чтобы не было постороннего вмешательства.
— А это помещение, где вы сейчас работаете, вы арендуете?
— Да, на гуманитарных началах, но арендуем.
— К вам могут обращаться все люди из Лисичанской громады, которые сейчас вынужденно живут в разных регионах Украины?
— Да, они могут обращаться, но такие же центры мы открываем и в других городах. Есть уже в Полтаве, Запорожье. Сейчас готовится открытие центра в Украинке на Киевщине.
Нам нравится, что мы видим все обращения и их не нужно дополнительно пересылать, если даже человек обратился, условно, в Полтаве. Наши специалисты ВГА находятся в Днепре, но они работают с обращениями из любого города.
Мы даже мобильные номера смогли восстановить, чтобы люди по старым контактам к нам обращались.
— А что у вас с коммунальными заведениями?
— В Днепре пытаемся открыть нашу многопрофильную больницу. Уже вроде и есть необходимое помещение, но процесс продолжается.
Обучение будет проходить в онлайн режиме. Нам удалось благополучно выдать документы о получении образования тем, кто должен был их получить. Готовимся к новому учебному году (общение проходило накануне первого сентября — ред.).
— Все ваши работники тоже вынужденные переселенцы?
— Да, это люди, работавшие в нашей ВГА.
— Получаете ли вы помощь с жильем или, может, какую-то другую поддержку?
— Мы получаем то, что получает ВПЛ. Это 2000 грн на взрослого, 3000 на ребенка. Как и все остальные, мы получаем помощь через соцзащиту, зарегистрировавшись как ВПЛ.
Жилье арендуем за свой счет.
— К вам в основном обращаются люди постарше, или молодежь тоже?
— В основном это люди почтенного возраста, потому что им труднее, чем молодым, разобраться в электронных сервисах. Мы помогаем им и с «Дія», и просто с регистрацией в какой-то форме.
Но обращается и молодежь. К примеру, молодые люди, которые получают паспорта впервые. К паспорту требуется еще выписка с места жительства. Они обращаются, потому что реестр территориальной громады у нас.
— Кроме выплат 2000 грн, есть еще программа от ООН…
— Да, но на эти выплаты каждый регистрируется самостоятельно. Мы знаем об этих сервисах, и если человек приходит и просит помочь им зарегистрироваться по той или иной ссылке, мы это делаем.
У нас есть место самообслуживания, там есть Интернет. Если у людей нет возможности зарегистрироваться дома, они приходят, садятся за стол и работают.
Там же можно распечатать документы, например, отчеты в налоговую или еще что-то.
— Я правильно понимаю, что большинство жителей вашей громады поселились в Днепре?
— В Днепре и Днепропетровской области.
Мы проводили статистический анализ, анкетирование, чтобы у нас было хотя бы приблизительное представление, где есть наши люди. И получили процентное распределение по областям Украины. Да, 37% это Днепр и Днепропетровская область.
— Чем это объясняется?
— Эвакуационные поезда следовали из Лисичанска в Днепр. Кое-кто, приехав сюда, пересидел и поехал дальше. Но большая часть осталась.
Здесь волонтеры подбирали людям жилье. Кто-то снимал за свой счет. Кого развозили по селам и расселяли по местным школам.
Если бы эвакуационный поезд шел, скажем, в Полтаву, то большинство поселилось бы там.
— Вынужденные переселенцы с инвалидностью получают какую-то специфическую поддержку?
— У нас есть отдельное направление, по которому мы помогаем размещать таких людей в шелтерах, общежитиях. То есть с каждым работаем индивидуально.
Даже были такие обращения, когда человек вообще не передвигается самостоятельно. Предоставляли транспорт, помогали, перевозили.
Но в отдельную категорию этих людей мы не выделяем, так нельзя. Когда к нам обращаются — мы помогаем.
— С интернатами и домами престарелых такая же история?
— Да, с этим тяжело. Местные заведения переполнены своими жильцами.
Знаете, иногда есть очень печальные примеры, когда дети не хотят ухаживать за своими пожилыми родителями, и не хотят платить тем, кто за ними ухаживает. Звонят и говорят: заберите у меня маму/папу, отвезите, куда хотите.
В таких случаях не знаешь, что сказать. Начинаешь рассказывать об ответственности детей за своих родителей, о семейном кодексе и так далее.
— Какая ситуация у вас в громаде в плане разрушений инфраструктуры?
— Лично я с семьей уехала в марте. Разрушения тогда уже были, но значительная их часть пришлась на май-июнь. Наше руководство уезжало последним, и они видели масштаб разрушений.
Лисичанск менее разбит чем Северодонецк и Рубежное, но коммуникаций нет так же, как и в других городах. Сначала не было воды, потом не стало газа, потом света.
Насколько я знаю, люди и живут сейчас без воды, газа и света.
Но проблема Лисичанска в том, что восстановить все это будет труднее, чем в Северодонецке и Рубежном из-за протяженности города, из-за рельефа города и изношенности этих структур. Потому что Лисичанск самый старый город.
— Какие ваши ожидания? Удастся ли вам в ближайшее время вернуться в Лисичанск?
— В то, что нам удастся вернуться, мы верим. Если бы мы не верили, то мы уже работали бы в других структурах.
Будет ли это скоро? Верим в ВСУ.
Мы скучаем по домам, по работе, по тем, кто там остался. Возможно, это люди, у которых не было другой возможности, кроме как остаться. У кого-то были больные пожилые родственники, у кого-то какие-то другие мотивы.
Какие бы ни были разрушения, мы согласны работать круглосуточно, мы согласны все это восстанавливать. Мы уже пережили 2014 год, потому опыт у нас есть. Как это делать, мы знаем. Для чего делать, мы тоже знаем. Поэтому и на этот раз у нас все получится!
Контакты лисичанского ЦПАУ
Номера CALL-центра:
+38 095-655-86-06;
+38(06451)7-27-77.
Регистрационная форма для получения гуманитарной помощи по ссылке.
Стационарные пункты выдачи гуманитарной помощи:
- г. Днепр, пр. Дмитрия Яворницкого, 81;
- г. Полтава, ул. Европейская, 66;
- г. Запорожье, ул. Седова, 5 (каб. 46,47);
- г. Обухов, ул. Киевская, 12.
***