Лисичанск: парк имени палочки Коха
В Лисичанске на месте противотуберкулyзного диспансера построили парк. Новостройка вызвала неоднозначную реакцию в городе: кто-то обрадовался, что наконец-то ликвидировали пустырь, а кто-то, опасаясь того, что инфекция может жить в почве по несколько лет, окрестил его «парком имени палочки Коха».
КАК ПЕРЕСЕЛЯЛИ ДИСПАНСЕР
Того, кто в послевоенные годы проектировал обновленный Лисичанск, следовало бы наградить за оригинальность. Разместить противотуберкулезный диспансер в центре города, возле больницы, это, действительно, очень «оригинально». Поэтому, когда весной 2001 года руководители Лисичанска приняли решение перенести это «хранилище палочки Коха» за черту города, в помещение бывшего санатория содового завода, горожане облегченно вздохнули.
Пустые строения обработали дезраствором, разрушили и снова провели дезинфекцию. Детали той процедуры отражены в соответствующем акте от лисичанской санэпидстанции, датированном апрелем 200-го:
"...2 апреля 2001 года... была проведена заключительная дезинфекция территорий бывшего противотуберкулёзного диспансера площадью 10 000 квадратных метров в полном объёме с использованием дезинфеката... В тот же день провели заключительную дезинфекцию строительного мусора (после сноса зданий и сооружений диспансера) в карьер шахты имени Мельникова..."
Вячеслава Теросипова весть об утилизации туберкулезного мусора на территории карьера шахты Мельникова очень удивила. В то время он - генеральный директор лисичанского угольного объединения - даже не слышал о подобных захоронениях. То есть, или отходы захоронили, ничего не сообщив об этом угольщикам, что само по себе является нарушением. Или, вообще, никаких отходов на шахте нет. «На шахте Мельникова добыча угля не ведётся открытым способом, соответственно, никакого карьера там быть не может», - говорил бывший директор «Лисичанскугля».
Тайну шахтных захоронений раскрыл бывший заведующий дезинфекционным отделом Лисичанской СЭС, а ныне – начальник Херсонского областного информационно-аналитического центра медицинской статистики Игорь Каплун. В 2001 году он разрабатывал план дезинфекции. В телефонном разговоре Каплун рассказал, что туберкулезный лом, оставшийся после демонтажа построек, отсюда вывезли. Только вот не о каком «карьере шахты Мельникова» речи не было. «В какой-то ярок засыпали», - отвечал он на вопрос о местонахождении отходов. Но где расположен этот «ярок» Каплун не знает.
Не поможет в поисках и тогдашний городской голова Валерий Бондаренко. Перенос тубдиспансера за пределы города он называет своей заслугой. Экс-мэр охотно пояснит, как были расположены постройки бывшего диспансера и в какое удобное помещение его переселили. Что касается вопросов, связанных с утилизацией образовавшихся отходов, то тут бывший мэр теряется.
Вполне логичным будет вопрос, безопасна ли эта территория сейчас. Игорь Каплун заверил, что никакой опасности нет. По его словам, после проведенной десять лет назад дезинфекции у палочки Коха не было ни единого шанса. Так же считает и заведующая родильным отделением Светлана Голубцова. Лисичанский роддом расположен по соседству с землями бывшего диспансера. Но такое соседство, по всей видимости, Светлану Голубцову не пугает. «Палочка Коха на вас же с земли не набрасывается? - спрашивала она у нас. - Глупости это всё. Самые настоящие глупости. Парк никак не может служить источником переноса инфекции».
А вот нынешний заведующий дезинфекционным отделом городской СЭС Анатолий Козеонов не был настолько категоричным и прямого ответа не дал. «На этот вопрос может дать ответ только исследование НИИ. Баклаборатория Лисичанской городской СЭС не проводит такие исследования, так как номенклатура исследований не предусматривает просто эти работы. То есть у нас в области такие работы именно на исследования наличия микробактерий туберкулёза в почве не проводятся», - сообщил представитель СЭС.
ЗДЕСЬ СРОЧНО НУЖЕН ПАРК!
О территории бывшего диспансера вспомнили в конце 2010 года. В ту пору, рассказывают местные, на «туберкулезном» пустыре началась большая стройка. В рекордно короткие здесь соорудили парк. Новостройке можно было бы порадоваться, если не обращать внимания на одну деталь: разрешение на стройку получали уже после проведения работ. «Для того, чтобы проводить какие-то работы на загрязненной территории нужно было получить согласование СЭС. Судя по документу,никакого согласования не было», - сказал председатель Фонда правовой инициативы г.Лисичанска Виталий Шведов. Обращаясь в Лисичанскую СЭС, правозащитник лишь хотел узнать, смогут они провести анализ почвы с новой площадки. Проанализировать грунт там отказались, но мимоходом обмолвились, что проект этого парка утвердили в начале марта 2011 года. То есть через несколько месяцев после завершения строительства. Даже студент юрфака скажет, что обычно, если действовать по закону, делают наоборот: сначала получают разрешение, а потом уже строят.
Поговаривают, что такая спешка была продиктована желанием успеть до конца года освоить пришедшие из столицы деньги. По неофициальным данным, в конце 2010 года городской бюджет пополнился n-ной суммой, присланной в город в качестве кабминовского подарка к юбилею Лисичанска. День города праздновали в начале осени, презент пришёл с опозданием. Поэтому очень спешили. «На этой площадке работали представители фирмы «Вертикаль». Эта организация осуществляет практически 90% всех работ по Лисичанску», - продолжил правозащитник Шведов.
О фирме «Вертикаль» и прочих особенностях паркового строительства в Лисичанске уместно было бы поговорить с нынешним городским головой Сергеем Дунаевым. На момент нашего приезда мэра на рабочем месте его не было. Попытка связаться с ним на следующий день успеха не имела: увидев на своем мобильном луганский номер, градоначальник отключил телефон.
Как-то странно: ведь если верить одному из местных интернет-изданий, лисичанский городской голова не боится неудобных вопросов. А здесь... И ведь только о благоустройстве поговорить хотели. А может, причиной молчания стало то, что, по неофициальной информации, фирму «Вертикаль» относят к сфере бизнес-интересов Сергея Дунаева?.. Так как мэр от комментариев отказался, нам лишь остаётся выдвигать гипотезы.
«Там же делалась рекультивация! - недоумевал начальник управления ЖКХ Лисичанского горсовета Михаил Андреев - Проект был. Да я и не вникал особо в те действия, которые были до меня». Руководитель он молодой: управление возглавил в январе 2011 года. На это и ссылался, отказываясь говорить о парке. Строили, мол, ещё в тот период, когда он работал в другом месте, потому ничего о стройке не знает. Однако, напомним, что разрешение на строительство уже построенного парка давали в марте, когда Андреев уже занимал свою «коммунальную» должность. Потому не знать о существующих нарушениях начальник управления ЖКХ просто не мог...
В итоге получается уравнение со многими неизвестными. Во–первых, туберкулезный мусор, который вывезли и захоронили в неизвестном направлении. При этом никто не гарантирует, что обломки бывшего диспансера не утилизировали в ближайшей посадке в черте города. Во-вторых, парк, построенный наспех организацией, возможно, приближенной к городскому голове... Как быть с тем, что стройка состоялась, даже вопреки тому, что Лисичанская СЭС не может гарантировать безопасность этого участка?