"Ситуация катастрофическая": Артем Лисогор о ситуации в Луганской области и противодействии российской пропаганде

В результате полномасштабного вторжения россии почти вся территория Луганщины временно оккупирована. Захватчики создают невозможные условия для жизни, уничтожают все упоминания об украинской государственности, запрещают украинский язык, распространяют фейки и откровенно манипулируют населением.

Глава Луганской ОВА Артем Лисогор в эксклюзивном интервью Восточному Варианту рассказал о фейках, распространяемых россией, и как государство с этим борется.

Артем Владимирович. Спасибо, что нашли время пообщаться. Вынужденным переселенцам из Луганской области интересно, что сейчас происходит на их родной земле. Поэтому активно поднимаем эту тему. В этот раз в разговоре хочется еще и особое внимание уделить российским манипуляциям и фейкам, которые уже начали распространять захватчики на оккупированных территориях. Расскажите, пожалуйста, что сейчас происходит сейчас на новоокупированных территориях?

— Как я неоднократно говорил, ситуация в настоящее время катастрофическая. Действительно, вы знаете, я считаю ее катастрофической, и многие люди тоже . Потому что отсутствует на большей части территории водоснабжение, электроэнергия, связь, зарплаты, медицинское обслуживание.

Ну, и, конечно, основной вопрос — заоблачные цены. Люди не могут обеспечить свою потребительскую корзину, потому что предприятия, которые были, они не работают. Многих мужчин забрали [в рамках принудительной мобилизации — ред.], остались женщины, дети и пожилые люди. Зарплата не выплачивается 8-9 месяцев в большинстве районов. Сами понимаете, какие это условия.

Фото: Луганская ОВА

Отсутствие воды и электроэнергии — мы понимаем, какие последствия, в том числе экологические, могут быть. Мы все прекрасно знаем, что основной канализационный шлюз близ Северодонецка, куда все собиралось на переработку, полностью разбит. Все нечистоты, весь мусор скапливается и не вывозится. Это реально большая проблема. Мы понимаем, почему не восстанавливается свет и интернет-связь. Там остались наши люди, российско-советские власти не изменили подход к людям. Чем больше люди отвергнуты от жизни — тем меньше они имеют доступ к средствам связи. Такими людьми легче манипулировать. В том числе во время контрразведывательных средств сложнее обеспечить людей какой-либо информацией и получить сведения, что там происходит.

— Анализируя социальные сети, заметно, что захватчики используют тактику, которую использовали в 2014 году: начинают искажать информацию, меняют образовательную программу в школах, проводят русификацию. Насколько действенна такая стратегия?

— Стратегия в каком-то случае имеет свои результаты. Потому что мы понимаем, что за 9 лет, с 2014 года, молодому поколению и жителям вкладывалось, что россия молодец, а все, что происходит в Украине — неправильно

Но, все равно, за эти годы у молодежи был доступ в Интернет. И все равно информация получалась, несмотря на то, что этому препятствовали. Люди выезжали с временно оккупированных территорий и за границу, и в Украину, они рассказывали, что там действительно происходит. Поэтому невозможно сказать, что все зазомбированы. Есть граждане, которые не считают себя украинцами, но, скажем, это работа, которую нужно проводить, перепрофилироваться и доносить правду, какая она есть. Не то, что рассказывают российские лжецы по телевидению, а как оно на самом деле.

Разрушенный дом в Северодонецке в результате российских обстрелов. Фото: facebook.com/sergey.gaidai.loga

Вы правильно сказали, что русификация производится везде, где только можно. Если в 2014-2016 годах в школах квазиреспублик украинский язык был как иностранный, то сейчас он вообще запрещен. Учебный материал по истории Украины полностью изъят из учебных заведений, все русифицировано. Всю историю “лнр” с допотопного периода, как говорится, написали. Очень интересная ситуация, как можно рассказывать о том, чего не было. Конечно, это очень большое влияние российской агитации именно на разум молодежи.

Местных жителей смешивают с россиянами, которых привозят с востока россии. Наших пытаются переселять, изымать весь украинский контент. Есть и запрет находиться в любых украинских группах, в том числе  и общаться. Мы не раз получали информацию, что завучи школ проверяют телефоны детей, а затем в компетентные органы докладывают, если там обнаружены украинские номера или группы в социальных сетях.

Поэтому из россии идет сильная агитация. Но мы общаемся с жителями, остающимися там. Они ждут возвращения ВСУ, ждут возвращения Украины на их территории, временно оккупированные.

Наши люди держатся. И сразу после возвращения, я думаю, будут с нами работать и помогут разобраться со всем, что натворил враг. Хотя и людей с проукраинской позицией очень тщательно выискивают.

— Насколько сильно пропаганда вообще повлияла на жителей оккупированной еще с 2014 года территории Луганщины?

— Смотрите, мы все помним байку о выращивании боевых комаров в Щедрищево возле Северодонецка. Когда Северодонецк временно оккупировали, куда же делась база? Куда-то, наверное, комары полетели. Таких маразмов, вы понимаете, очень много. Сейчас самое главное — это контрпропаганда. Есть с этим большие проблемы на захваченных территориях, потому что действительно давят на работу, которую проводим мы и правоохранительные органы. Со стороны россии очень сильное сопротивление, в том числе по использованию интернета, телевизионного контента. Враг пытается контролировать все сферы.

Бои в Лисичанске, 2022 год. Фото: УНІАН

Я не могу сказать, что мы ничего не делаем. Проводим акции, общаемся с нашими гражданами, освещаем нашу деятельность, доносим информацию, которую мы хотим донести.

— То есть можно сказать, что и Луганская областная администрация, и в целом государство, постоянно работает для того, чтобы помешать процессу русификации и распространению манипуляций на временно оккупированных территориях?  

— Одна из постоянных задач администрации — постоянный мониторинг всех ресурсов, всего, что выкладывает “власть” республик. Сразу же на эти фейки мы реагируем и в социальных сетях, и на уровне государства. Мы доносим эти фейки до наших европейских партнеров, потому что россияне пытаются лить много грязи, нужно об этом рассказывать.

Взять, например, этого Моргунова, “гауляйтера” Северодонецка. Он говорит, что они там будут восстанавливать Северодонецк, потому что россия пришла, что есть уже указ, выборы проведут, и с весны начнут и технику муниципальную давать, и восстанавливаться. Но давайте вспомним, почему Северодонецк остался без техники, без построек, без жилья, которые уничтожили россия. Давайте вспоминать, почему так случилось, а не говорить, что “Украина ничего не делала”, и что “сейчас упадок”.

Иллюстрация: Радио Свобода

Это постоянная работа и на политическом уровне, и на административном. Всего не расскажешь здесь, но любой информационный “вброс”, который забрасывает россия по отношению к Луганской области, мы сразу видим и сразу на него реагируем, рассказываем нашим гражданам. Потому что если на это не реагировать, оно действительно будет расцветать и подхватываться другими. Это нужно делать постоянно.

Мы четко понимаем, что нужно делать, и как начинать работать на местах для выявления предателей. Они могут убежать, но не надолго. Я уверен в этом.

Мы будем искоренять это предательство и эту идеологию. На временно оккупированных территориях остаются украинцы, действительно верные Украине, они могли остаться по разным причинам. Но они не идут на сотрудничество с врагом и страдают от деятельности захватнической власти.

Сейчас мы очень многое готовимся. В том числе все материалы, необходимые для противодействия. Мы делаем это совместно с государственными органами, которые за это отвечают. Когда мы вернемся, мы должны четко установить, где есть власть, где наш народ, а где оккупанты и предатели. Все это будет реализовано.

И напоследок, Артем Владимирович, что вы можете посоветовать жителям Луганщины, чтобы не попасть на крючок российской пропаганды? 

Вы знаете, очень трудно что-либо советовать, когда ты находишься не там и не знаешь всех обстоятельств. Но самое главное — не идти на сотрудничество с врагом, не устраиваться на государственные службы, хотя мы понимаем, насколько сложно без работы и средств.

Хочется пожелать беречь себя, особенно в то время, когда наши Вооруженные Силы будут освобождать эти территории. Мы понимаем, что россияне могут и нелегко сдаваться. Беречь себя, беречь своих родных и реально ждать возвращения украинской власти на свою землю. А после того, как пройдет армия, будут проведены все мероприятия.

***

Последние новости

  • Общество
  • Спільнота Відновлення

"Мое хобби превратилось в работу, которую я люблю": как дончанка создает расписные шелковые изделия в Ирпене

Світлана Рибалко — родом зі Словʼянська. Вже понад 18 років вона створює розмальовані шовкові хустки,… Read More

35 минут назад
  • Общество

Марина Богун: досье социальной предпринимательницы, певицы и основательницы ОО, которая помогает женщинам и детям с Луганщины

Марина Богун — социальная предпринимательница, волонтерка, общественный деятель с Луганщины. Кроме этого — экспертка по… Read More

2 часа назад
  • Война с РФ

"Держусь только надеждой, что сын вернется и обнимет меня": в Киеве состоялся масштабный митинг в честь пленных защитников Украины

Вчера в Киеве состоялся масштабный митинг родных пленных украинцев и неравнодушных граждан. Для того чтобы… Read More

3 часа назад
  • Общество

"Плечом к плечу": как в столице работает Центр поддержки ВПЛ Волновахского района

Какую помощь переселенцы из Волновахского района получают в Центре поддержки ВПЛ “Плечом к плечу”? В… Read More

4 часа назад
  • Общество

Ольга Семибратова: досье волонтера с Донетчины и основательницы БФ "Сила Женщины"

Ольга Семибратова — волонтерка из Красногоровки, Донецкой области. С первых дней полномасштабного вторжения ее муж… Read More

9 часов назад
  • Война с РФ
  • Общество

Эвакуация для всех: как маломобильным людям выехать из оккупации?

На временно оккупированных территориях остаются люди, которым сложно преодолеть долгий путь к подконтрольной части Украины… Read More

2 дня назад

This website uses cookies.