"Планируем высадить 120 тысяч деревьев": как на Донетчине восстанавливается "Лиманский лесхоз"

Ранее Восточный Вариант уже писал о том, как государственное предприятие “Лиманский лесхоз” начинало работать после деоккупации и как в прошлом году происходил процесс восстановления леса. О том, как восстановление проходит сейчас и какие с этим проблемы, подробнее уже в материале.
“Разминировано около 600 гектар леса”
Территория леса вместе с Лиманом была оккупирована врагом с мая по октябрь 2022 года. За время оккупации в лесу происходили пожары, которые никто не ликвидировал. Многие деревья и растения были потеряны. Большая часть леса была заминирована и с остатками снарядов.
После деоккупации “Лиманский лесхоз” почти с нуля восстанавливал свою работу. Административные здания государственного предприятия были обнаружены в крайне запущенном состоянии после российских захватчиков. Из четырех таких зданий уцелело только одно. Были уничтожены гаражи для хранения и ремонта техники. Уничтожен цех переработки древесины, участок по рекреации и система обнаружения лесных пожаров. Два пожарных автомобиля были сильно повреждены, три авто угнаны, а противопожарный инвентарь — разграблен.

С помощью спутникового мониторинга определили, что в результате боевых действий было повреждено более 6,5 тысяч гектар леса. Из них 1,2 тысячи гектар исследованы непосредственно сотрудниками лесничества, а 600 гектар по состоянию на сейчас уже разминированы, сообщил директор “Лиманского лесхоза” Алексей Приходько.
“Минувшее лето прошло для леса очень сложно”
Знойный период года всегда является сложным и испытательным для лесов, ведь несет дополнительную пожарную угрозу. В нормальных условиях лесхозы имеют целостные системы мониторинга и пожарную технику, чтобы предотвращать возникновение и распространение лесных пожаров. Но у “Лиманского лесхоза” это все было уничтожено, а леса — заминированы, что существенно препятствовало реагированию на летние лесные пожары.

Лето 2023 года оказалось влажным и не очень жарким, поэтому количество пожаров было меньше, чем обычно, объясняет директор лесничества. И все же любой пожар, который возникал, превращался в трудную задачу, ведь из-за минирования леса проехать к месту возгорания было сложно. Тушить огонь помогали пожарные и саперы.
“У нас отсутствует сейчас система термомониторинга, поэтому обнаруживали лесной пожар путем оповещения. То есть кто-то его находил, говорил, что пахнет дымом или видел дым, и звонил в диспетчерскую, сообщал, что есть признак лесного пожара. Наш человек выезжал и смотрел, где находится лесной пожар. Если вблизи разминированных дорог, то сообщал об этом ГСЧС, что мы нашли пожар в таком-то квартале Государственного лесного фонда. Туда следовали пожарные и саперы, которые осматривали участок. Впереди шли саперы, осматривали маршрут движения, а за ними шли пожарные, которые тушили лесной пожар”, — рассказывает Алексей Приходько о тушении лесных пожаров в условиях минирования.

Были участки лесов, к которым добраться было невозможно из-за приближения к линии фронта. Например, в Ямпольском лесничестве. Алексей Приходько говорит, что там очень сложная ситуация: постоянные прилеты, пожары и боевые действия. Поэтому выезжать туда пожарные и саперы не могли.
Разминирование и очистка леса
В прифронтовых условиях сотрудники лесхоза находят возможности для постепенного восстановления лесов Лиманщины. В частности, проводится разминирование и очистка территории леса от остатков снарядов и боевой техники.

Сейчас, отмечает Алексей Приходько, разминирование стоит на паузе из-за погодных условий, ведь снежный покров и морозы затрудняют этот процесс. А мерзлая земля не позволяет вынуть из почвы опасные предметы. Поэтому разминирование лесов продолжится, когда потеплеет.
“Дистанционными методами мы выявляем участки, которые сильно повреждены лесными пожарами и боевыми действиями. И после этого направляем туда саперов, которые их разминируют. А мы уже осуществляем мероприятия по ликвидации последствий пожаров и боевых действий. То есть убираем мертвые деревья, осуществляем мероприятия по уменьшению пожарной опасности”, — рассказывает директор лесничества.
За прошлый год сотрудники лесхоза высадили новый лес на 27 гектарах. Для этого использовали сеянцы, которые были выращены во Львовском лесном селекционно-семенном центре из семян, собранных на территории Лиманского леса. В этом году планируют продолжать такие работы и восстановить еще около 100 гектаров лесов, которые были повреждены боевыми действиями. Для этого будет высажено 120 тысяч новых деревьев.
“Главный план на этот год — разминировать, осуществлять мероприятия по ликвидации последствий боевых действий, то есть убирать сухие, мертвые и побитые деревья, и после этого засаживать эти участки новым лесом”, — говорит Алексей Приходько.

Восстановление Лиманского леса осложняется его близостью к линии фронта. Поэтому государство пока не вкладывает в это много ресурсов.
По словам Алексея Приходько, помощь от государства лесхозу нужна в более интенсивных мероприятиях по разминированию и полном восстановлении ведомственной системы противопожарной охраны лесов. Также, говорит директор, необходимо продумывать программы по обеспечению предприятия работниками. Ведь не каждый готов работать в тяжелых условиях минного загрязнения и приближенности к боевым действиям.
“Но это зависит от динамики боевых действий. Сейчас эта динамика не способствует тому, чтобы вкладывать потенциальные инвестиции в восстановление. Если линия фронта отодвинется от Лимана — это уже другой разговор. Именно о восстановлении зданий и сооружений можно говорить в том случае, когда угроза их повторного уничтожения будет отсутствовать”, — говорит Алексей Приходько.
Куда обращаться, если вы видите лесной пожар?
Напоминаем, если вы видите признаки лесного пожара (чувствуете дым или видите его), звоните на линию 101.
***
Мы создали этот материал как участник Сети “Вікно Відновлення”. Все о восстановлении пострадавших регионов Украины узнайте на единой платформе recovery.win

Подписуйтесь на рассылку
