Лиман в огне. Хроника событий и мысли горожан
Небольшой городок Лиман на севере Донецкой области стал еще одной горячей точкой российско-украинский войны. Сейчас он частично оккупирован россиянами. Какая ситуация в Лимане, и что чувствуют местные жители — узнал “Восточный вариант”.
Когда пришла война
Полномасштабная война для Лимана началась, как и для многих городов Украины, еще в начале марта. С ракетных обстрелов. Хотя боевые действия для жителей Лимана — это не новость. Стреляли здесь и в 2014 году. Но тогда не было ракетных обстрелов и авианалетов, 8 лет назад город уцелел.
62-летний житель Лимана Андрей Николаевич всю жизнь прожил в этом небольшом городке в частном секторе. Он вспоминает, что о выезде заговорили с первых дней российской агрессии:
“Мы поняли, что нужно собираться в марте, когда обстреляли поезд на Брусино. Но как-то откладывали, все откладывали. Как это обычно бывает, до последнего. Дотянули, до того, когда начали попадать уже по соседней улице”.
Поезд, который совершал эвакуационный рейс на железнодорожный вокзал Лимана, был обстрелян 13 марта. Тогда погибла одна проводница, еще одна была ранена.
Затем были ракетные обстрелы самого города, первые жертвы и разрушения.
“Уже окончательно мы решили выехать в конце апреля, когда разбомбили травматологическую больницу. Мы жили недалеко и слышали этот взрыв. Здание сгорело, люди погибли. Обычные гражданские… Собирались лихорадочно, брали только самые необходимые вещи. Хотя тогда уже была централизованная эвакуация. Нас вывезли волонтеры сначала в Славянск, а потом в Бахмут”, — вспоминает Андрей Николаевич.
В Бахмуте поселились у старых друзей, с которыми познакомились ещё в молодости на Славянском курорте. Условия для жизни, как говорит наш герой, были хорошими. Но на месте ему не сиделось. Через непродолжительное время мужчина решил вернуться домой, чтобы взять некоторые вещи. Да и вообще осмотреться, какая в городе обстановка.
“Через две недели решил вернуться. Семья, конечно, оставалась в Бахмуте. Мы изначально не рассчитывали уезжать очень далеко. Надеялись до последнего, что все обойдется и скоро можно будет вернуться домой”, — рассказывает Андрей Николаевич.
Приехал в Лиман с волонтерами в начале мая. Буквально через день после очередного обстрела города, который унес человеческие жизни. Уже тогда, по словам Андрея Николаевича, Лиман начал превращаться в настоящий прифронтовой город с разрушенными домами и постепенно пустеющими улицами.
“Когда приехал, то понял, что все идет к тому, что малой кровью Лиман не отделается. Ну, думаю, соберу вещи и подготовлю дом для длительного отсутствия. И буду выдвигаться в Бахмут. А тут соседка приходит — она на двадцать лет старше меня, живет одна. Говорит, Андрюша, помоги погреб оборудовать, а то мало ли что. Я прихожу, а там в погребе стена одна почти завалена. Надо просто кладку переделывать”, — вспоминает Андрей Николаевич.
Уговоры уехать на соседку никак не повлияли. Так нашему герою пришлось задержаться дома ещё на неделю. Он поддерживал связь с семьей в Бахмуте, и перестраивал убежище для соседки. При этом обстрелы все учащались.
“В какой-то момент обстрелы начались каждый день. И каждый день говорили, что есть жертвы. Там убило двоих, там четверых. Там несколько человек ранено. Разбомбили дворец культуры, дома горят. Люди идут на эвакуацию просто пешком с чемоданами. Иногда прямо потоком, под звуки выстрелов или взрывов. Кто его разберет. Все как в каком-то кино. А я в это время соседке погреб перестраиваю. Ощущения, конечно, были так себе. Но раз пообещал, надо было помочь”, — делится впечатлениями Андрей Николаевич.
Выехал из города Андрей Николаевич фактически из-под обстрелов на транспорте волонтеров. Но продолжал поддерживать связи с теми знакомыми, кто остался в Лимане, практически до самого штурма города оккупантами.
“Мобильная связь ещё когда я там был плохо работала, пришлось ходить по двору, искать место. А потом вообще ухудшилась, но иногда удавалось созваниваться. Узнал, когда начали обстреливать из “Градов”, что горели сплошные улицы. Это все ужасно, ужасно конечно. Вызывает недоумение и злость, что они обстреливают гражданских без жалости. Просто куда могут дотянуться — сжигают все. Сначала я удивлялся, как так можно делать. Потом понял, что удивляться нечему, им просто все равно. И даже все это на руку. Чтоб боялись люди”, — объясняет Андрей Николаевич.
Связь со знакомыми потерялась примерно 24 мая, когда российские оккупанты накрыли Лиман сплошным огнем и начали его штурм. Андрей Николаевич даже не знает живы ли они, неизвестно ему и уцелел ли его дом.
Лиман в частичной оккупации
Сейчас Лиман — это разрушенные дома и пустые улицы. Город частично оккупирован россиянами, поєтому связи с теми, кто там остался почти нет. Результат штурма, который начался 25 мая, — десятки убитых мирных жителей и разрушения по всему городу от центра до окраин.
27 мая глава области Павел Кириленко сообщил, что город оказался под контролем оккупантов. После этого уверенной связи с жителями Лимана нет.
Из того, что точно известно, сильно разрушена городская инфраструктура: школы, больницы, дворцы культуры, предприятия. Разрушены достижения города последних лет, такие как уникальный для региона велотрек. Его строительство закончили лишь полгода назад.
Сколько погибло людей во время наступления рашистских захватчиков пока точной информации нет.
Сейчас в сети начали появляться видео оккупантов, на которых видны опустевшие и развороченные обстрелами жилые дома. Улицы усеяны воронками и остатками боеприпасов. В одном из своих видео российский оккупант говорит, что в городе осталось не больше сорока мирных жителей.
Накануне штурма экс-депутат Славянского горсовета Ольга Алтунина опубликовала в сети информацию о том, что в городе оставалось 8000 жителей.
Еще один житель Славянска Александр, который также выехал из города, рассказывает, что, по слухам, оккупанты уже хозяйничают в городе:
“У меня родственница в Райгородке, это поселок рядом с Лиманом. Удалось с ней связаться, она рассказывает, что русские начали перепись населения. Заставляют надевать на руку белые повязки. В общем делают все то же, что и в других оккупированных городах”.
На здании горсовета, которое также сильно пострадало от обстрелов россияне повесили два флага — свой и группировки “днр”. Также в Лимане появился бывший так называемый “народный мэр” Славянска Вячеслав Пономарев.
Что ждёт когда-то мирный Лиман, который всегда считался тихим местом на севере Донецкой области? Сейчас вокруг Лимана идут жестокие бои. При этом в Минобороны подчеркивают, что называть город оккупированным сейчас некорректно. Украинские защитники борются за его освобождение. А в Генштабе вечером 29 мая сообщили, что оккупанты вывели часть своих подразделений из города.
Какой бы сложной ситуация не казалась сейчас, верим, что в ближайшем будущем ВСУ выбьют оккупантов из Лимана и со всей территории нашей страны. И наши города начнут восстанавливаться в мирной европейской Украине.