
"Не нужно газа или воды, только бы не стреляли": как живет сегодня город Лиман
Разрушенные дома, жизнь в подвалах, отсутствие водоснабжения. Таковы сегодня реалии Лимана на Донетчине. Журналисты Восточного Варианта побывали в городе и рассказывают, что увидели своими глазами
Во время российского вторжения Лиман претерпел больших разрушений. Долгое время горожане оставались без коммунальных услуг, связи и помощи. Сейчас в дома удалось вернуть электроэнергию, где-то получается возвращать газоснабжение. Условия жизни здесь тяжелые, но люди продолжают оставаться в городе.

80-90% зданий повреждены или разрушены
Такую цифру сообщал мэр Лимана Александр Журавлев. И действительно, почти невозможно найти дом, который был бы целым.
Повсюду разбиты окна, двери, крыши. Некоторые дома совсем разрушены — нет стен или целых подъездов.

Как же проходит процесс восстановления города? Жители города рассказывают, что сначала разрушение домов нужно зафиксировать, после чего горсовет начнет разрабатывать план восстановления. Но, по их мнению, этот процесс идет медленно.

Все же некоторые восстановительные работы продолжаются.
Например, где возможно, строители чинят кровли многоквартирных домов — производят демонтаж и расчистку, а затем делают капитальный ремонт.
Постепенно идет работа по возобновлению коммунальных услуг, в феврале в дома жителей начали давать газ. Но большинство лиманцев остаются без газоснабжения и воды.

Люди проживают в основном в подвалах. Там оборудуют спальные места и буржуйку с выходом трубы наружу для отопления. Еду выходят готовить на улицу у подъездов.

Число жителей в Лимане значительно уменьшилось. В некоторых многоквартирных домах могут проживать всего 6-10 человек.
“Гуманитарной помощи более чем достаточно”
За водой жители ходят на водокачки или местные колодцы. В город приезжают и волонтеры с гуманитарными миссиями, которые помогают решать проблему с водой. Так, церковь “Евангельские христиане” обустраивает специальный фургон, где размещаются три душевые кабины, стиральные машинки и место для парикмахерской.

Волонтер от церкви говорит, с этим фургоном ездят по населенным пунктам, где нет воды, дают возможность жителям бесплатно стирать и принимать душ.
Волонтеры церкви также содержат небольшую столовую в городе. Здесь можно получить комплексный обед, выпить кофе или чай, просто погреться.

Местный житель Владимир как раз выходил из столовой и рассказал, как сейчас живет в городе.
“Мы здесь живем в более или менее нормальном районе, а дальше там разрушено почти все. Я живу в подвале, квартира сожжена. Прилет был на третий этаж, а я — на пятом проживал. Есть буржуйка, спальное место, греемся”.

Владимир показал несколько воронок от снарядов, говорит, что весь город в них, а кое-где до сих пор торчат ракеты.
“Самое страшное было, когда мины летали, когда россияне заходили в город. Тогда 4 дня стреляло так, что я не мог выйти на улицу и хотя бы поставить чайник”, — вспоминает Владимир.

По словам мужчины, гуманитарная помощь очень хорошая, а порой ее бывает даже слишком много:
“Гуманитарной помощью более чем помогают. Даже очень помогают! Привозят, есть адресная, а можно еще пойти и дополнительно получить. Я узнал, что здесь в столовой кормят людей, и решил прийти помочь продуктами. Я! Представляете? Потому что много чего остается, нужно помогать и другим. Я вам так скажу, люди у нас даже немного разленились. Ну, представьте, здесь кормят, и там дальше еще кормят. Два раза в день можно поесть, можно самому не готовить. А продукты накапливаются…” — рассказывает Владимир.

От международных организаций Владимир получил два спальника, много пледов, постельное белье. Поэтому получается хорошо греться, даже когда холодает.
Это подтверждают местные жительницы Надя и Наталья. Говорят, помощи много, есть места, где можно поесть, поэтому на это не жалуются.
“Россияне нам вообще не помогали. А мы их и почти не видели. Сидели в подвалах и никуда не выходили, потому что страшно было. А сейчас бахает… Постоянно бахает, и днем, и ночью”, — говорит Надя.

Когда дали электричество, Надя и Наталья начали готовить дома, на электропечке, а зимой грелись электрообогревателями:
“Не надо нам ни газа, ни воды, лишь бы не стреляли”, — говорит Наталья.
Пенсию получают на “Укрпочте” или в банкоматах. Но работы почти нет, поэтому молодое население уезжает в Славянск или дальше. В Лимане работают магазины, есть столовые, обеды дают и в местной больнице.
“Вещи нам тоже дают, за это очень благодарны. Мы как говорится “и до войны такого не видели”. Привозят иностранные продукты, а мы не понимаем, что это такое. Так пишем нашим деткам, а они нам объясняют”, — смеется Надя.

Семьи женщин с началом полномасштабного вторжения выехали во Львов и Чоп. Приглашают их в гости, но те пока отказываются:
“Вчера Пасха была, а мы плачем… Дети далеко, внуки далеко… У нас здесь все спокойно было, красиво, чистенько. До этого “прихода”. У нас здесь цветы, там были цветы. А сейчас… даже нет настроения что-то делать. А рядом села вообще разбитые есть. Но главное, чтобы все кончилось”.

Жительница Лимана Елена Григорьевна говорит, дрова для буржуек рубит самостоятельно, несмотря на возраст и болезнь:
“К нам приезжали немцы, англичане, французы. Так немцы помогали мне рубить дрова. А рядом собачки и котики у нас бегают, которые раньше были домашними, но люди выехали без них. Так мы их вот кормим, иногда почешем”.

Сыновья Елены Григорьевны служат в Вооруженных силах Украины. Но находят время, чтобы приезжать в гости:
“Вчера приезжал сын ко мне. Помогал мне здесь. Молодец”.
В многоквартирном доме Елены проживает всего шесть человек. Но уже привыкли сплачиваться, помогать друг другу, делиться.

Сегодня Лиман стоит в начале пути своего восстановления. И для налаживания жизни нужно выполнить множество задач и проделать титанический труд. Но главным для многих жителей остается не восстановление окон или дверей, а возвращение тишины и мира.
***
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Захватчики оценили квадратный метр жилья в "днр" и "лнр"в 107 тысяч рублей
Эксклюзив В администрации рассказали, угрожает ли Покровску гуманитарный кризис

В Краматорске на Донетчине горела Audi (фото)
За государственную измену будут заочно судить двух сотрудниц исправительной колонии в оккупированном Мариуполе
В оккупированном Мариуполе обнаружили вспышку птичьего гриппа
В оккупированном Донецке из кранов течет коричневая жидкость
С начала суток на фронте произошло уже 133 боевых столкновения: подробности от Генштаба ВСУ
Эксклюзив В Донецкой области расширили зону принудительной эвакуации семей с детьми на 11 населенных пунктов

PR Почему механические часы опаздывают?
Правоохранители Донетчины разоблачили экс-заместителя командира воинской части и его подчиненного в злоупотреблении служебным положением
11 пожаров на Лугащине нанесли ущерб почти на 4 млрд грн
Фоторепортаж "Если до весны дожили — значит, все будет хорошо": во что верят и как живут жители прифронтового Доброполья
