Снова "переселенец": новая история луганского университета имени Тараса Шевченко
Луганский национальный университет (ЛНУ) имени Тараса Шевченко – уже дважды «переселенец». Точно так же, как и большинство его университетской семьи с оккупированных территорий, он нашел приют в нескольких городах Украины. О последнем проукраинском митинге в 2014 году в Луганске, эвакуации важных документов, преследовании и новой жизни универа рассказал Владимир Мороз, глава профсоюзной организации ЛНУ имени Тараса Шевченко.
Такой недалекий 2014 год. Луганск, апрель. В городе происходят странные события, не свойственные его мирной жизни. Большинство жителей понимали, что надвигается что-то страшное.
Перенесли КВН и провели проукраинский митинг
«В апреле должен был состояться полуфинал КВН “Лига Смеха”. Это было традиционное студенческое мероприятие, которое мы всегда проводили на высоком уровне. Тогда мы ожидали гостей из разных городов Украины и даже из-за границы. За один день до праздника сообщили, что незаконные вооруженные формирования захватили здание Службы безопасности Украины. Конечно, нам пришлось перенести мероприятие на неопределенный срок», — вспоминает Владимир.
Вместе с тем руководство университета принимает решение провести проукраинский митинг на территории Луганского национального университета им. Т. Шевченко. Мужчина добавляет, что тогда к ним присоединились и представители других областных вузов. Также были приглашены представители полиции, которые должны были охранять периметр ЛНУ, чтобы не произошло никаких провокаций.
«Как оказалось потом, все эти милиционеры — “купленные”. Это было понятно по их поведению. Хорошо, что у нас были свои защитники из “физического воспитания”. Но история не о том. Большой университетской семьей мы показали, что Луганск — это Украина. Тогда мы не знали, что это последний проукраинский митинг там», — рассказывает глава профсоюза.
Без света выдали дипломы и разъехались
Через некоторое время в городе начинаются активные боевые действия. Впоследствии пропадают свет, отопление, вода. Но, несмотря ни на что, руководство заведения проводит торжественное мероприятие на сцене и выдает дипломы своим студентам-выпускникам.
«После этого мы распускаем своих студентов на неопределенный срок. Ректор и несколько проректоров, деканов еще остаются в городе. Я тоже не исключение. Но ситуация ухудшалась с каждым днем, поэтому весь преподавательский и руководящий состав был отправлен в отпуска», — говорит Владимир.
Искали и угрожали
Владимир Мороз успел уехать в последнем поезде из Луганска. Он вспоминает, как в предпоследнюю ночь ему позвонил знакомый из спецслужбы и сообщил, что его будут искать. Мужчина и сам догадывался, потому что очень активно и открыто высказывал свою проукраинскую позицию, что не нравилось «лнровским» боевикам-самозванцам.
«Инстинкт самосохранения сработал — и мы быстро с женой собрали вещи и переехали из нашей квартиры к моей теще в Луганске. Сидя в машине, я вспомнил, что оставил дома важные вещи, поэтому планировал с утра перед поездом съездить за ними. Когда утром приехал домой, наши соседки-бабушки сказали мне, что за мной приходили какие-то “люди”. Фух, вовремя приехал, подумал тогда я. Через минуту забежал в квартиру, забрал все необходимое и с тех пор больше никогда туда не возвращался», — рассказывает переселенец.
И вот он с женой в поезде. Проезжая такие населенные пункты как Дебальцево, видели, что уже повсюду висели «тряпки лнр-днр».
«Доехав до конечной, где развевался наш сине-желтый флаг, мы как будто заново родились — вдохнули глоток свободы. Эти ощущения нельзя забыть. На время мы остановились на Полтавщине, где я родился», — говорит Владимир.
Восстанавливали университет в Старобельске
Только придя в себя после всего пережитого, Владимир Мороз сразу собрался ехать в Старобельск, где они с руководящим составом ЛНУ должны были решать дальнейшую судьбу вуза. Позиция у всех была однозначной — нужно «поднимать» университет. Обсудив все «за» и «против», пришли к согласию, что ЛНУ имени Тараса Шевченко возобновит свою работу в Старобельске на базе филиала, который там уже функционировал.
«Мы начали обзванивать наших преподавателей, студентов, приглашали всех в Старобельск. Могу сказать, что 80% преподавательского и студенческого состава остались с нами», — вспоминает переселенец.
Владимир вспоминает, как в начале было тяжело. Не хватало всем места, нужно было ремонтировать здания, восстанавливать образовательный процесс.
«Но работа дала свои плоды. Мы первыми в Украине разработали платформу для дистанционного обучения. Затем консультировали по этим вопросам не одно образовательное учреждение. А позже это позволило нам быстро адаптироваться к реалиям ковида», — говорит мужчина.
Приблизительно в 2018-2019 годах началась эра ремонтов. По словам Владимира Мороза, им удалось отремонтировать оба корпуса и студенческое общежитие в Старобельске, обновить оргтехнику и многое другое.
Кроме того, университет расширялся. Он работал в Кременной, Рубежном, Полтаве.
«Ни для кого не новость, что университет как юридическое лицо изменил свое местонахождение. Он был переведен в Рубежное. Там мы получили здание и огромное финансирование от доноров на его ремонт. Мы сделали все. Это была бы новейшая образовательная среда, но… Снова пришла война», — говорит он.
Официальное торжественное открытие этого корпуса в Рубежном должно было состояться 1 марта. Уже через неделю от долгожданного здания ничего не осталось. Предатели скорректировали огонь и туда попал рашистский снаряд. Сгорело все. То же произошло и в Кременной.
Снова убегали от войны, но более подготовлено
Казалось бы действовать быстро и слаженно в такое время, как война, невозможно. Но ЛНУ не привыкать. Когда-то они все это уже пережили. Поэтому утром 24 февраля руководство ВУЗа не стало чего-то ждать, а сразу начало собирать вещи.
«Мы задействовали все автомобили, собственные и университетские, для перевозки документации и стационарных компьютеров с важнейшей информацией. Потому что знаем, как сложно возобновлять работу без “фундамента”. За несколько часов все было сделано, и мы отправились в Полтаву», — рассказывает мужчина.
Дорога была сложной, потому что все же пытались уехать в первый день. Очереди на автозаправках, пробки на дорогах, блокпосты, проверки, вражеская авиация в небе — реалии того дня. Все ехали напуганные. Вот и снова они переселенцы.
Служба в терробороне
Если после выезда в 2014 году Владимир сразу приступил с другими руководителями к возобновлению работы университета, то на этот раз сначала он пошел в терроборону.
«Едя по киевской трассе 24 февраля, я видел, как дедушки, бабушки, школьники снимали дорожные указатели, чтобы запутать рашистов. Тогда я подумал про себя, что такую нацию не одолеть. Я точно знал, что пойду в ряды местной терробороны, чтобы вместе со всеми бороться с тем злом, которое пришло на нашу землю», — рассказывает он.
Несколько месяцев так и было. Вместе с другими добровольцами Владимир стоял на блокпостах, проверял и пропускал машины.
«Конечно, было страшно. В то время как такового оружия еще не было на блокпостах, а по рации нам передали, что недалеко от нас расстреляли блокпост. Но никто не пошел домой. Все остались и стояли до конца», — вспоминает переселенец.
…и снова восстанавливали родной ЛНУ
Служба шла, а в университет нужно было возвращаться. Учебный процесс не может ждать. И снова те же вопросы, те же задачи, что и в 2014 году, но более сложные.
«Тогда нам было куда ехать, а теперь это должно было быть что-то совсем новое. Знакомые из города Лубны Полтавской области предлагали еще тогда ехать к ним. Предложения были и из Миргорода. Поэтому теперь мы и в Полтаве, и в Лубнах, и в Миргороде. В разных городах, но объединенные, сплоченные, единые», — говорит глава профсоюзной организации.
Владимир добавляет, что впереди очень много работы. Это и налаживание самого образовательного процесса, ремонты зданий, поиск нового финансирования и так далее. Но уверен, что они обязательно со всем справятся, потому что им не привыкать.
«Это не университет, это бурса»
Так сказал о том подобии «университета», что сейчас «существует» на базе ЛНУ имени Тараса Шевченко во временно оккупированном Старобельске. Владимир рассказывает, что образовательное учреждение, функционировавшее до войны, почти разворовано. Более того, он знает, кто и к чему причастен.
«Какой университет, когда все квалифицированные преподаватели уехали? Да, те луганчане, которые остались с нами после 2014 года, все здесь. Что касается старобельчан, то большая часть осталась в оккупации. Знаю, что многие стали сотрудничать с оккупантами. Но нам не интересно о них читать, слушать! Пусть забирают то, что там осталось. Мы настолько свободны и честны перед самими собой, что нам все равно, что они там делают. Идя работать на оккупантов, врагов, они потеряли самих себя. А мы идем дальше! Мы сделаем еще лучше!» — уверен Владимир.
Начали учебу и отпраздновали
Уже 15 сентября в городе Лубны состоялось торжественное мероприятие по случаю начала нового учебного года. Это был настоящий праздник для студентов, преподавателей, гостей.
«Мы показали, что мы есть и мы работаем! Нас не одолеть!» — подчеркнул Владимир Мороз.
Сейчас государственное учреждение работает в дистанционной форме. Только студенты первого курса учатся очно.
«Мы решили таким образом провести знакомство для наших новых друзей. Чтобы они разобрались с учебой, привыкли к преподавателям. Было бы хорошо, если бы так и осталось. Время покажет», — говорит глава профсоюзной организации.
Что касается преподавателей, то они работают в таком же режиме, как и наши студенты — кто-то онлайн, а кто-то и офлайн.
Ознакомиться с информацией о работе государственного учреждения «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко» можно на их официальном сайте.
Контактные данные учебного отдела: 095 760 86 59; 067 754 47 59 (+Viber), электронная почта — [email protected]
Контактные данные приемной комиссии: +38 095 105 60 05 (Viber, WhatsApp, Telegram), электронный адрес — lnu.priymalnakomisia.27@gmail
Ксения Новицкая
***