Луганск попал в культурную сеть
Словосочетание «творческий человек» в нашем лексиконе часто приобретает сомнительную окраску, в духе «творческий – что с него взять», мол, какой спрос, если «не от мира сего». С другой стороны, в среде творческих людей не пользуется популярностью слово «менеджер», а уж «менеджер среднего звена» - это слово почти ругательное, символ духовной ограниченности. На самом же деле творческому человеку, если он действительно хочет добиться успеха в своей сфере, совсем не плохо было бы стать эффективным менеджером, хотя бы самому себе. Другое дело, что научиться этому практически негде, потому и процветает в нашем искусстве воинствующий дилетантизм, не способствующий повышению престижа гуманитарной интеллигенции. Однако дело сдвигается с мертвой точки – в Украине начал реализовываться проект по подготовке культурных менеджеров, людей, которые профессионально смогут заниматься продвижением и развитием современного искусства.
Проект Украинская сеть культуры, основанная Европейским культурным фондом и львовским Центром Культурного менеджмента для нашей страны уникальный. По сути дела это - первая попытка создать единое культурное пространство в постсоветской Украине.
В недалеком советском прошлом единое культурное пространство существовало в рамках государственной политики. Среди его безусловных плюсов – охват культурных потребностей населения до самых низовых уровней – в каждом городском районе существовали библиотеки, клубы, дома культуры. Советская власть вполне заслуженно гордилась созданной ею системой организации культурного досуга граждан, однако стоит отметить, что помимо всех полезных и просветительских функций, которые несла советская система, у нее был огромный недостаток – идеологизированность. По сути дела людей не столько стремились «гармонично развивать», сколько контролировать их духовную жизнь в рамках заданных режимом.
Значительная часть того «хорошего», что происходило в советских очагах культуры, делалось не благодаря, а вопреки установкам власти, было инициативой энтузиастов, которые часто попадали под прицел партийных органов, а то и тайной полиции. После распада СССР культурная сфера была сброшена государством как балласт, отстроенные дворцы культуры приватизировались, приходили в упадок, остатки советского наследия до сих пор является предметом грызни номенклатурных «митцiв» ("Восточный вариант" писал о ситуации вокруг собственности союза писателей Украины).
Модель, предлагаемая Украинской сетью культуры, построена на принципиально иных основаниях – это открытая, динамичная система, основанная на европейских демократических ценностях. Участником культурной сети может стать любой субъект культурной жизни – государственное учреждение культуры, муниципальное, общественная организация, неформальное объединение, «вольный художник». Культурная сеть – это, прежде всего, информационный и образовательный центр, помогающий разобраться в современных тенденциях, найти единомышленников в других регионах страны, узнать о грантовых программах, как зарубежных, так и отечественных фондов.
Но от теории к практике. Чем Украинская культурная сеть может быть полезна нашему городу и региону? Об этом речь шла на круглом столе организованном Украинской культурной сетью и ее луганским партнером общественной организации СТАН при поддержке управления культуры и туризма ОГА и Центра народного творчества.
В проблемах культурной жизни Луганщины можно выделить две главные проблемы. Первая - это разобщенность культурных сил. Несмотря на то, что наш регион никогда не был центром культурной жизни Украины, в силу индустриального характера своего развития, творческий потенциал здесь имеется немалый. Однако зачастую люди, которые занимаются какими-то интересными творческими проектами, не подозревают о существовании друг друга. Невероятно, но факт, даже в условиях развития социальных сетей, которые вроде бы связывают всех со всеми, нередко можно услышать в ходе какого-нибудь культурного мероприятия: «Я и не подозревал, что в нашем городе возможно подобное». И это говорят не обыватели, а люди, так сказать, в «теме». Конечно, приятно открывать что-то интересное в своем городе, но у этих «открытий чудных» есть и обратная сторона – отсутствие информации зачастую заставляет людей изобретать велосипед и тратить больше времени на реализацию своих проектов. Поэтому взаимное информирование, обмен опытом, общение значительно упрощают жизнь.
Второй момент – непреодолимая стена отчуждения между «официальной культурой», представленной госструктурами, и «неформальной». Недоверие у обеих сторон друг к другу взаимное – официальная культура предпочитает работать по старинке, с кругом «проверенных» деятелей и коллективов, из-за чего культурная жизнь Луганска отдает "совком" и нафталином, «неформальная культура», где зачастую делается все самое интересное и современное, ютиться в подполье, но связываться с государством не желает. Это крайне ненормальная ситуация, приобретающая в Луганске совсем гротескные черты. В то время как в других городах Украины дело обстоит по-другому– например, Харьковская муниципальная галерея, находящаяся в ведении мэрии, является одновременно центром прогрессивных тенденций, местом тусовки молодых художников, регулярно участвует в грантовых проектах поддержки современного искусства.
Представительница Украинской культурной сети Ольга Коцька в ходе круглого стола в Луганске рассказала о методах, которыми можно преодолеть разобщенность людей культуры. Прежде всего, портал сети собирает обширную базу данных по культурной жизни страны, сведения о различных организациях, грантовых программах, профильных семинарах и тренингах. К слову, гранты украинским деятелям искусства предоставляют не только западные организации, уже давно и успешно в Украине работают программы благотворительных фондов известных бизнесменов Виктора Пинчука и Рината Ахметова, существуют и государственные программы поддержки творческих инициатив. Получать информацию не по крупицам и через десятые руки, а напрямую на одном ресурсе – согласитесь, очень удобно. В числе приоритетов Украинской культурной сети – создание новой культурной карты, которая бы давала адекватное представление о существующих проектах. Для Луганска создание альтернативного путеводителя по культурной жизни города – насущная проблема. Создание такого гида может вполне развеять стереотипное представление о Луганске, как скучном и депрессивном городе. Ведь каждый год управления культуры выдают на гора планы работ, в которых фигурируют набившие оскомину имена и "галочные" мероприятия, в то время как в городе организовываются выставки современных художников, собираются кинопоказы в некоммерческих киноклубах, проходят выступления альтернативных музыкантов.
Еще одна перспективная тема - преобразование городского пространства, современное искусство уже давно выходит из пыльных павильонов на улицы, скверы, парки. Ольга Коцька поделилась своим опытом работы в Италии. Накануне Пасхи она организовала воркшоп (мастер-класс) по писанкарству под открытым небом, в котором украинцы могли познакомить со своими национальными традициями всех желающих. Помимо вовлечения в культурную жизнь, наших соотечественников, работающих за рубежом, такие акции способствуют развенчанию негативных стереотипов об украинцах, как нации гастарбайтеров.
Разумеется, реализация всех этих проектов требует доброй воли всех субъектов процесса, их солидарности. Можно продолжать тешить местечковые амбиции, устраивать разудалые войнушки между «страшно далекими от народа» творческими единицами, но какой толк от этой возни на пепелище? В условиях глобализации мира понятие «культурной провинции» все более отходит в прошлое, провинция остается в основном в головах. Изгнать ограниченность из своего сознания, открыть его «граду и миру» - и есть главный залог личного успеха, того самого эффективного культурного менеджмента. И тогда, возможно, слова «творческий человек» перестанут вызывать скептические усмешки.
И в завершение о ближайших планах - уже в мае при поддержке Украинской культурной сети в Луганске планируется провести большой фестиваль современного искусства, в котором задействованы иностранные партнеры и культурные организации из других регионов. Шевченковское «чужого навчайтесь й свого не цурайтесь» вполне подходит для культурной ситуации Луганска. Мировой опыт организации культурной жизни, которым может поделиться культурная сеть в сочетании с наработками наших талантов, вполне способна дать свои плоды – вывести Луганск из летаргического сна постсоветского безвременья и превратить его в динамично развивающийся, современный город.