Восстановление правды. Как жители Луганщины принимали участие в украинском национальном возрождении
Как национальное украинское движение ХІХ — начала XX века проходило на Луганщине? Кто был его представителями и представительницами? И к чему это привело в результате? Ответы на эти и другие вопросы дает Восточный Вариант в рамках проекта “Деколонизация. Восстановление исторической правды”.
В XIX веке на территории современной Украины началось социально-политическое движение за признание и становление украинской нации. Как Восточный Вариант рассказывал ранее, в XVIII веке решениями российской имперской власти ликвидировали Запорожскую Сечь и Гетманщину. Войско Запорожское перестало существовать, а Левобережная Украина окончательно отошла в состав Российской империи. Установили крепостничество, еще больше притеснений испытывали украинцы и их право на самоопределение.
Так, в 1748 году по приказу Петербургского Синода, преподавание в Киево-Могилянской академии и во всех школах Украины было введено на русском языке. Вследствие этого на Левобережье исчезло 866 украинских школ. В эти же годы выходили запреты от Синода печатать украинские книги, начали изымать из школ украинские буквари В 1784 году приказом Екатерины II ввели русский язык во всех школах Украины.
В 1863 году выходит Валуевский циркуляр о запрете издания учебников, литературы и книг религиозного содержания на украинском языке, в 1876 году — Эмсский указ о запрете ввозить книги и брошюры, написанные “малороссийским наречием”, печатать произведения и переводы, проводить театральные представления и печатать ноты на украинском языке, выполнять украиноязычные музыкальные произведения
Во второй половине XIX века запретов становилось все больше, что неизбежно привело к зарождению украинского национального движения. Под запретами и угрозами казни, культурные и политические деятели вели подпольную деятельность, проводили украиноязычные мероприятия, печатали украиноязычную литературу, распространяли листовки и т.д. Благодаря этому Украина выжила под сапогом сплошных запретов и ограничений. А в первой половине XX века национальное возрождение нашло свое продолжение в Украинской революции.
Национальное возрождение происходило не только в центре и на западе Украины, но и на востоке. К сожалению, эта тема не является достаточно изученной в научном поле. Об этом говорят авторы издания “Очерки истории Луганщины” доктор педагогических наук Виталий Курило, кандидатка исторических наук Ольга Забудкова и доктор исторических наук Александр Набока. Несмотря на это, есть зафиксированные исторические свидетельства, что на Луганщине были люди, которые выступали за украинство. Подробнее об этом в материале.
Елена Радакова — украинская историкиня, которая исследовала Луганщину
Жизнь и работа Елены Радаковой тесно связаны с луганским краем. Елена родилась в 1869 году в Славяносербском уезде Екатеринославской губернии в дворянской семье Еленевых. После окончания женской гимназии в Харькове вышла замуж за Виктора Радакова. Как только Виктор выпустился из Харьковского университета, семья переехала в Париж, где он продолжил учиться. Открывать для себя новые знания начала и Елена. Во французской столице она познакомилась с антропологом и этнографом Федором Вовком и под его наставничеством изучала археологию, антропологию и этнографию. Об этом в своих исследованиях писала Ольга Забудкова, кандидатка исторических наук и доцентка Луганского национального университета им. Т. Шевченка.
“После возвращения из Европы в 1890 году Виктор Радаков становится адвокатом, затем начинает деятельность в Славяносербском земстве, а с 1896 года становится председателем земской управы. Елена же делает первые шаги в науку под руководством харьковского историка Дмитрия Багалея. К сожалению, систематическая научная работа для нее оказалась невозможной, поскольку около 1892 года Елена заболела туберкулезом. Вместе с тем, даже то количество работ, которое ею было создано, позволило украинскому историку Оглоблину назвать Елену Радакову, вместе с Плохинским, Миллером и Барвинским, учениками Дмитрия Багалея, которые своими трудами по истории Гетманщины сделали ценный вклад в украинскую историографию”, — писала Ольга Забудкова.
В 1891 году Елена Радакова выпустила работу “Гетман Даниил Апостол в роли колонизатора”. В следующем году стала членкиней Харьковского историко-филологического общества, где представила работу об украинских козаках во время создания Ладожского канала в 1720 году. Для написания своих статей Елена работала с архивами, в том числе Харьковского университета. В 1899 году выпустила работу “О ревизиях в Малороссии в XVIII столетии”, которую представила на XI археологическом съезде в Киеве.
В начале XX века сферой ее интересов становится родной край. В 1900 году она провела экспедицию в Старобельский уезд и подготовила по результатам статью. В следующем году занялась этнографическим описанием украинского населения Екатеринославской губернии.
“Во время службы мужа в Славяносербском земстве при содействии Елены Петровны была организована библиотека для земских служащих. Кроме того, по воспоминаниям Дмитрия Багалея, она разрабатывала план общего обучения в уезде, возглавляла общество взаимопомощи учителей и была секретарем читален-библиотек в уезде. Из переписки с Борисом Гринченко понятно, что большое внимание она уделяла распространению в уезде украинской книги. Так, в начале 1897 года Елена сообщает, что получено разрешение на размещение в библиотеках-читальнях «Кобзаря» Т. Г. Шевченко”, — отмечала исследовательница Ольга Забудкова.
Елена Радакова умерла в возрасте 41 года от пневмонии. Она вошла в историю как исследовательница и общественная деятельница, которая длительное время своих научных поисков уделила Луганщине. К сожалению, ее фотографии не сохранилось в открытом доступе.
Алексей и Кристина Алчевские — движущие силы украинства на востоке Украины
Восточный Вариант уже рассказывал историю украинского банкира, промышленника и мецената Алексея и его жены, общественной деятельницы Христины Алчевских. Хотя имперская и советская власть пытались замалчивать их имена, истории об их вкладе в развитие украинского общества, в частности Луганской области, дошли до нашего времени.
Алексей Алчевский родился в 1835 году в Сумах. После окончания училища переехал в Харьков, где вместе с женой Кристиной открыл небольшую чайную лавку. Брак Алексея и Христины был счастливым, у супругов было шестерых детей, среди которых кандидат естественных наук Дмитрий Алчевский, театральный критик и автор первого букваря для взрослых на украинском языке Николай Алчевский и украинская писательница Христина Алчевская.
В 1871 году Алексей Кириллович стал соучредителем Харьковского земельного банка, был председателем его правления. На этом заработал большое состояние и обратил внимание на Донецкий угольный бассейн, как потенциальное место для вложения и заработка. В Славяносербском и Бахмутском уездах предприниматель организовал геологические поиски угля, которые стали стабильными для дальнейшей промышленной деятельности.
В 1895 году на Луганщине он основал Донецко-Юрьевское металлургическое общество (сейчас Алчевский металлургический комбинат) — одно из крупнейших предприятий черной металлургии в Российской империи в то время. Еще через два года стал инициатором создания “Русского провиданса” в Мариуполе (сейчас мариупольский металлургический комбинат имени Ильича).
В 1860-х годах Алчевский организовал и возглавил кружок харьковской “Громады”, которая организовывала воскресную школу, издавала запрещенную украинскую литературу, собирала этнографические материалы, проводили лекции, шевченковские вечера, встречи с театральными группами. Среди участников кружка была и Христина Алчевская.
Христина Даниловна благодаря финансовой поддержке мужа основала в Харькове воскресную школу, для которой супруги построили собственное помещение. На Луганщине, недалеко от собственного предприятия в селе Алексеевка (ныне село Михайловка Алчевского района) они построили образцовую школу. Среди преподавателей был известный украинский писатель и ученый Борис Гринченко, автор “Словаря украинского языка”. Об этом пишут авторы “Очерков истории Луганщины”.
Хотя школа на Луганщине официально действовала по русскоязычным учебникам и программе, сам Борис Гринченко тайно знакомил учеников с украинским письмом и азбукой.
На средства Алексея Кирилловича открывались учебные заведения в Харькове и Екатеринославе (Днепре), строились церкви в Сумах и Харькове, в городках Харьковской и Екатеринославской губернии, была открыта первая общественная библиотека в Харькове.
“Алексей Алчевский финансировал сооружение первого памятника Тарасу Шевченко в Харькове. Он долго стремился его установить, но царское правительство было против. Поэтому Алчевский на собственные средства заказал через жену бюст поэта известному скульптору Беклемишеву. Бюст из белого итальянского мрамора украсил двор дома, несмотря на официальный запрет, который был наложен на поэта. Так, в семейной усадьбе Алчевских в Харькове был открыт первый памятник Тарасу Шевченко в Украине”, — говорится в “Очерках истории Луганщины”.
В начале XX века в Российской империи начался кризис, который охватил и промышленность Донбасса. Алчевский терял заказчиков, но заводы не закрывал и не увольнял рабочих. Старался вовремя выплачивать заработную плату.
Дважды Алексей Кириллович обращался с просьбой о кредите в Министерство финансов империи, но получал отказ. 7 мая 1901 года на вокзале Санкт-Петербурга Алчевский бросился под поезд. По официальной версии, это было самоубийство. Но существуют версии и о заказном убийстве.
Алчевский вкладывал миллионы в украинское движение и поддерживал его по всем направлениям. Христина Даниловна писала: “Я вышла замуж за настоящего украинца”.
После смерти Алексея Алчевского правительства российской империи и советского союза всячески пытались приуменьшить его вклад в развитие промышленности на востоке Украины. А его имя почти не упоминалось. В 1903 году поселение возле завода, который основал Алексей Алчевский, назвали в его честь — Алчевск. Но в 1931 году название изменили на Ворошиловск к 50-летнему юбилею советского деятеля Климента Ворошилова. Только в 1991 году жители города вернули историческое название Алчевск в честь основателя и украинского патриота.
Как видим, на Луганщине тоже происходило украинское национальное возрождение. Хотя оно не приобрело такого массового характера, как в центральной Украине, однако оставило важный след в становлении украинской идентичности.
***
Осуществлено в рамках проекта при поддержке Посольства США в Украине. Взгляды авторов не обязательно совпадают с официальной позицией правительства США / Supported by the U.S. Embassy in Ukraine. The views of the authors do not necessarily reflect the official position of the U.S. Government