<em>Обложка: Восточный Вариант&nbsp;</em>
Общество

Конспект

«Луганск, которого мы не знали»: о чем говорили на онлайн-мероприятии Восточного Варианта

Обложка: Восточный Вариант 

23 октября Восточный Вариант провел онлайн-мероприятие “Луганск, которого мы не знали: настоящая история города”. Эта встреча стала попыткой в очередной раз переосмыслить историю города, который сейчас для луганчан остается болезненным символом сопротивления, утраты и надежды.

Луганск, фото: Институт энциклопедических исследований НАН Украины

“Освещение настоящей истории востока Украины — это часть сопротивления российской пропаганде. Мы хотим продолжать быть голосом нашего дома, потому что россия активно пытается переписать историю Донетчины и Луганщины”, — отметила модераторка мероприятия Валерия, представляя тему онлайн-мероприятия.


Среди спикеров и спикерок мероприятия были: доктор исторических наук, профессор Луганского национального университета имени Тараса Шевченко, соавтор книги “Очерки истории Луганщины” Александр Набока; заведующая сектором Луганского областного краеведческого музея Юлия Цикулова; заместительница исполнительной директорки благотворительного фонда “Восток SOS”, координаторка гуманитарного направления фонда и участница Евромайдана в Луганске Екатерина Скрипова.

Становление Луганска

Первым выступил историк Александр Набока, который очертил развитие Луганска с 18 века и до советской эпохи.

Александр Набока. Фото: Восточный Вариант

“Я изучаю Луганск с 2014 года — не только как историк, но и как исследователь своей малой родины. Это мое хобби, моя личная история”, — сказал он.

Профессор рассказал об уникальных свидетельствах английского путешественника Эдварда Даниэля Кларка, который в конце 18 века описывал луганские степи, упоминал кочевание калмыков, которые оставили название одного из северных сел, конфликты между донскими и украинскими козаками, а также так называемого основателя города — Карла Гаскойна, шотландца на службе в Российской империи. Гаскойн был известным промышленником, который ранее поставлял пушки для британского флота.

Карл Гаскойн. Источник: Википедия

Именно Гаскойн в 1795 году основал Луганский литейный завод, выбрав его расположение на берегах реки Лугань из-за залежей угля и наличия воды для транспортировки продукции. В то время в регионе еще не было железной дороги, поэтому река стала единственной “инфраструктурной артерией”. С этого завода и берет начало история города.

Река Лугань в Луганске. Источник: Википедия

Одной из первых улиц стала Английская, с ней связана легенда о Карле Гаскойне и имении местного помещика. Однако, как отмечает Набока, дата основания Луганска — условная.

Улица Английская в Луганске. Источник: Википедия

Каменный Брод и Вергунка

Предприятие Гаскойна стало основой будущей индустриальной идентичности региона. Впрочем, не только европейские предприниматели формировали Луганск. Еще в 1730–1740-х годах территорию заселяли запорожские козаки, создавая зимовники — Каменный Брод и Вергунку. Именно они стали первыми центрами будущего города.

Свято-Петропавловский кафедральный собор в Каменнобродском районе Луганска. Источник: Википедия

После разрушения Сечи в 1775 году земли Луганщины частично перешли к Славяносербскому уезду, а впоследствии — к российским помещикам и офицерам. Официальное объединение Каменного Брода и Луганского завода произошло только в 1882 году, тогда Луганск получил статус уездного центра Екатеринославской губернии.

Усиление индустриализации

В конце 19 века в истории Луганска появляется новое имя — Густав Гартман, немецкий предприниматель, который в 1895–1896 годах основал паровозостроительный завод. Его предприятие быстро стало одним из крупнейших в Российской империи, а позже — в СССР.

Хотя Гартман никогда не жил в Луганске, он оставил архитектурное и производственное наследие, которое помогло городу стать мощным индустриальным центром.

Промышленная мощь Луганска определила его роль в революционных событиях 20 века. В 1930-х годах появился памятник борцам революции, возведенный при содействии Климента Ворошилова, уроженца Луганска. В 1920–1930-х годах город продолжал развиваться в русле советской индустриализации: восстанавливались заводы, росла численность рабочих. В то же время Голодомор 1932–1933 годов сильно повлиял на регион — в Луганск бежали истощенные крестьяне.

Мемориал борцам революции. Источник: Википедия

Период Ворошилова превратил Луганск в “витрину” социалистического строительства. Именно тогда город стал центром новосозданной области, а советская идеология начала вытеснять украинское культурное наследие.

Украинские просветительские центры в Луганске

В то же время в 1920–1930-х годах в Луганске активно действовали украинские просветительские центры, а профессор Сергей Грушевский (крестник Михаила Грушевского) был одним из проводников политики украинизации в регионе. Именно тогда большинство населения области оставалось украиноязычным, хотя советская статистика пыталась это скрыть.

Сергей Грушевский. Источник: Институт энциклопедических исследований НАН Украины

“Есть фигуры, которые показывают, насколько сложным и противоречивым было формирование луганской идентичности. Например, археолог Сергей Локтюшев, хотя и русский по происхождению, писал свои работы на украинском языке и основал луганскую археологическую школу”, — отметил Набока.

Это очень красноречивый факт, ведь в те годы уже предпринимались попытки сделать Луганск “русским” городом. Во время переписей населения 1920-х годов указывалось, что в Луганском округе преобладает украинское население, но в то же время сам Луганск в статистике подавался как два отдельных населенных пункта: собственно Луганск и Каменный Брод.

Вероятно, под “Луганском” тогда подразумевали территорию вокруг бывшего литейного завода, где фиксировалось “преимущественно русское население”. Зато в Каменном Броде — доминировала, как бы, украиноязычная среда.

Почему так произошло — трудно сказать наверняка. Но, по мнению историка, это была попытка сознательной манипуляции, своеобразная административная и идеологическая операция, чтобы создать впечатление “русского города” в самом центре украинского региона. Ведь еще с 1882 года Луганск существовал как единый административный центр, поэтому его разделение на “два” выглядело скорее попыткой подтвердить нужную политическую картину, чем объективным описанием реальности.

Далее слово взяла Юлия Цикулова, заведующая сектором Луганского областного краеведческого музея, и решила для начала немного вернуться назад и затронуть последний интересный вопрос, который озвучил Александр Викторович — объединение Луганского завода и Каменного Брода.

Юлия Цикулова. Фото с личной страницы в Facebook

Исследователи отмечают, что новообразованный город Луганск на некоторых картах и в трудах краеведов упоминается под названием “Луганское”, а уже позже — “Луганск”. Вероятно, это связано со старым правописанием, в котором в конце слова ставился твердый знак “ъ”, который впоследствии перестали обозначать буквой. Некоторые исследователи предполагают, что в 1933 году, после принятия нового украинского правописания, название окончательно закрепилось как “Луганск”.

Деятельность ОУН

Во время Второй мировой войны на территории востока Украины действовала широкая сеть украинского подполья ОУН под руководством Евгения Стахива. В Луганске отделение возглавлял профессор Максим Бернадский, который редактировал газету “Нове життя”, которая выходила три раза в неделю за счет немецкой комендатуры.

Газета описывала “новую жизнь” без большевизма, печатала новости о “победах” немецкой армии, а также материалы об организации поставок продовольствия. В период оккупации местное население рассматривалось как экономический ресурс для немецкой промышленности.

После возвращения советской власти участников подполья ОУН арестовали и казнили, а попытки возродить сеть в 1950-х годах были окончательно ликвидированы советскими спецслужбами в 1958 году.

Современная история города

В 1990-х годах, в период гласности, начали появляться новые материалы и исследования истории. В Луганском монетном дворе, основанном на базе станкостроительного завода, выпускали первые оборотные монеты независимой Украины (1992–1996). Хотя оборудование впоследствии перевезли в Киев, Луганск стал колыбелью украинского монетного дела.

Луганский монетный двор при Луганском станкостроительном заводе. Источник: Википедия

Евромайдан в Луганске

Воспоминаниями о Евромайдане в Луганске поделилась Екатерина Скрипова.

Екатерина Скрипова. Фото со страницы “Фестиваля мыслей” в Facebook

По словам Екатерины, митинги в Луганске сначала были малолюдными, но постепенно активисты организовались через Facebook, создали сообщество “Европейский Луганск” и проводили встречи, поддерживая Майдан в Киеве:

“Каждый день был вызовом. Мы собирались в шесть вечера, без флагов, просто чтобы говорить. Со стороны власти формировался антимайдан — даже создали так называемую «Молодую гвардию», где собрали молодежь, которая приходила нам «оппонировать». Мы пытались объяснять, говорить с ними, но, к сожалению, нас не слышали”.

2013 год. Екатерина Скрипова вместе с активистами. Фото с личной страницы Екатерины в Facebook

Акции продолжались до марта 2014 года. Кульминацией стало избиение украинского митинга в день рождения Тараса Шевченко и захват администрации. После этого активность пришлось сворачивать.

Евромайдан в Луганске. Фото: Александр Волчанский

Екатерина Скрипова завершила словами:

“После 29 апреля уже ничего нельзя было проводить. Кто как мог — выживал после оккупации Луганска. Но даже сейчас важно говорить о тех событиях — и о том, как они изменили нас и наше общество”.

Слушатели мероприятия подчеркнули, что из-за близости к российской границе Луганск первым попал под удар, и даже если бы в 2014 году события разворачивались иначе, оккупации в 2022 году вряд ли удалось бы избежать.

Баррикады возле здания СБУ в Луганске, в 2014 году. Источник: Википедия

В конце обсуждения Александр Набока подытожил, что события 2014 года стали следствием длительной информационной и идеологической диверсии, которая подпитывала вражду еще с 2000-х:

“Регион бомбардировали чужими нарративами — советскими, неоимперскими, путинскими. Но даже после 2014 года история показывала: украинская идентичность в Луганске была естественной, а искусственно созданная «лнр» — неестественной. И если бы не полномасштабное вторжение, возможно, мы уже имели бы путь к естественному объединению”.

Авторки текста: Богдана Шептицкая, Алина Гуцол. Редактура: Валерия Круподеря

В
Subscription: Plane Paper

Подписуйтесь на рассылку

Популярные новости

Подписуйтесь на рассылку