"Не нужно водить нас за ручку!". Какой помощи ждут люди с инвалидностью и почему это нужно всем нам
В Международный день людей с инвалидностью узнали об уровне инклюзивности на Луганщине
Попробуйте сесть в инвалидную коляску или завязать глаза и пройтись по улице — такие предложения глава общественной организации “Луганская ассоциация организаций людей с инвалидностью” Николай Надуличный не раз делал представителям власти, чтобы донести до них: безбарьерная среда — не роскошь, а необходимость.
И помнить об этом нужно не только в Международный день людей с инвалидностью.
Становится ли Луганская область хотя бы немного доступнее и от каких стереотипов давно пора избавиться — Николай рассказал “Восточному варианту”.
Недоступная Луганщина
Сейчас на подконтрольной украинскому правительству территории Луганщины живут более 26 тысяч людей с инвалидностью, из них в колясках — 1565, с нарушением зрения — 975, полностью незрячих — 165. Говорить о том, что для них доступны улицы и здания региона не приходится. И вот почему.
Ассоциация первой в Украине внедрила новый подход мониторингу доступности. Проверяли комплексно: работали и социологи, и представители соцзащиты, и проектные инженеры. Опрашивали людей, а эксперты оценивали архитектуру зданий.
“Мы объехали 78 учреждений социальной сферы. Две трети недоступные. Да фактически все. Начиная от архитектуры и заканчивая самой услугой. Например, человек, который не слышит. Условий нет. Общаются со специалистом по схеме “напиши на листике”, это занимает 2-3 часа. Они зачастую и плохо пишут, потому что не слышат гласные, и они пропадают на письме”, — объясняет Николай.
Провести мониторинг, добавляет Николай, помогли международные партнеры. Украинским властям такие данные нужны, а вот денег на исследования не выделяют.
Хотя многие проблемные места видно невооруженным глазом. Например, в Северодонецке уже притчей в языцех стали новые вымощенные плиткой тротуары с их как бы пандусами, которые фактически недоступны для человека на коляске (да и с детской коляской тоже не очень удобны).
“Я, например, скупился, еду с продуктами, и не могу заехать на этот “пандус”. Там такой угол, что я просто перевернусь на спину. Подходит мужчина, предлагает помощь и помогает. Он придет домой, будет собой гордится. Он не подумает, что помочь нужно было тогда, когда эти строители строили. Было бы все сделано правильно — он бы на меня и внимания не обращал, я бы заехал. Хорошо, что он остался небезразличным, но лучше бы такая ситуация вообще не возникала. Цель нашей Ассоциации — донести, что так будет удобно для всех”, — объясняет Николай.
Еще один проблемный момент — отсутствие на улицах городов тактильной плитки для незрячих, добавляет Николай. Без нее таким людям очень сложно ориентироваться. Не у всех есть собаки поводыри, ведь животное нужно содержать, ухаживать за ним, а денег да и возможности зачастую нет.
С предыдущей городской властью диалога в вопросах доступности не получилось вовсе. С руководителем ВЦА, говорит глава Ассоциации, пока взаимопонимания больше.
“Нужна не постоянная помощь, а безбарьерная среда”
Помогать решать проблемные вопросы должны “комитеты доступности”. В этих комитетах главы районов вместе с вице-губернаторами отчитываются о том, что сделано в плане доступности — построены пандусы, закуплен специальный заниженный транспорт. Присутствуют и представители общественности. Это, говорит Николай, один из немногих рычагов влияния на власть и возможность диалога. В Луганской области комитет доступности собрался на заседание 24 ноября.
“Мы долго не могли проводить заседания, потому что не был назначен первый зам. Сейчас есть еще сложности с тем, что идет реформа, полномочия передаются ОТГ. Хотим, чтоб на комитете доступности присутствовали главы ОТГ или замы, чтобы понимали, насколько это нужно, ответственно”, — объясняет Надуличный.
Есть и хорошие новости. “Укрзалізниця” выделяет два специальных подъемника для Лисичанской и Рубежанской ж/д станций. С их помощью человек в инвалидной коляске сможет подняться в вагон.
“Для меня это важный вопрос был. Вот ехали однажды в Киев, нужно было в Верховной Раде выступать. Позвонили срочно, буквально за 2 дня. Мы едем в Славянск на вокзал покупать билет. Там у всех круглые глаза: ”Как ехать? А вы никого не предупредили. Вы должны были за неделю предупредить!” Народу столько сбежалось. Зачем привлекать столько внимания? Мне это неприятно. Мне эта ситуация очень запомнилась. Этот стереотип, что человек в коляске не может сам передвигаться, его нужно за ручку везде водить — зачем? Не нужно нам постоянно помогать, нужно создавать безбарьерную среду”, — подчеркивает Николай.
Как все исправить: комплексный подход и заинтересованность
Постепенно ситуация сдвигается с мертвой точки. И зачастую — силами представителей Ассоциации и международных партнеров. Например, в Попасной с финансовой поддержкой ПРООН сделали качественный пандус, который соответствует строительным нормам. В Станице Луганской также сделали въезд в инклюзивно-ресурсный центр, в Беловодске — оборудовали туалет в территориальном центре.
В каждом случае была общая работа: международников, общественной организации и местной власти. Но глобальные изменения, считает Николай, начнутся тогда, когда и представители бизнеса поймут, что быть инклюзивным — выгодно.
“Бизнес тоже должен понимать, что человек в коляске — это твой покупатель. Если он сможет зайти — он потратит деньги. Как это и бывает в развитых странах. Это тоже прибыль, расширяется поле деятельности”, — объясняет Надуличный.
Формула успеха тут может быть простой: компетентность, заинтересованность сторон, диалог власти и общественности, комплексный подход с расчетом на будущее.
“Не нужно замалчивать достижения”
Своей работой Ассоциация доказывает, что люди с инвалидностью готовы помогать другим. Например, с началом пандемии организовали “Организацию Центра волонтерской помощи по доставке товаров первой необходимости категориям граждан группы риска COVID-19 в областном центре Луганской области и приближенных к нему населенных пунктах”. Помогали покупать и доставляли продукты матерям-одиночкам, пожилым людям, людям с инвалидностью. Многим была нужна просто поддержка и психологическая помощь.
“Принимали заказы, покупали продукты и медикаменты со скидкой 10 процентов, доставляли. Ребята-волонтеры также учили бабушек пользоваться гаджетами, например, оплатить онлайн коммунальные услуги, чтобы не выходить лишний раз в людные места. СМИ немного ситуацию нагнетают, у людей даже случались нервные срывы, с ними работали психологи, общались. Люди потом с такой радостью волонтеров встречали, угощали пирожками”, — рассказывает Николай.
Проект поддержала Программа ООН по восстановлению и построению мира. За три месяца в центр волонтерской помощи на горячую линию обратились 878 человек, 833 человека воспользовались доставкой. Это не только северодончане, но и жители поселков Боровское, Лесная дача, сел Метелкино, Воеводовка, Пурдовка и Сиротино.
“Когда идет речь о людях с инвалидностью, мы должны говорить не только о том, что они вот такие несчастные сидят дома. Нужно говорить и о достижениях. Позитивный опыт становится толчком к движению вперед. 4 и 5 декабря состоится онлайн-форум “Жизнь без ограничений”. Семейные пары-колясочники, которые победили в одноименном конкурсе, расскажут о своих успехах за год. Это очень вдохновляет”, — резюмирует Надуличный.
На пути к доступности — советы Николая Надуличного
- Активная позиция — нужно регистрировать общественную организацию, это дает больше возможностей действовать.
- Искать международных партнеров — если аргументированно донести до них проблему, они могут оперативно оказать помощь (для нас ПРООН — настоящая палочка-выручалочка).
- Создавать диалог с властью — это сотрудничество также необходимо. Для начала просто прийти на прием, объяснить свои цели и задачи, почему это важно для всех.
- Искать подходы и общий язык с представителями бизнеса, показывать им, в чем их заинтересованность и выгода быть социально ответственными. Развивать и социальное предпринимательство.
- Привлекать специалистов — юристов, экспертов по строительству.
- Использовать комплексный подход — не просто собирать гуманитарную помощь, а думать о будущем, о том, что мы оставим нашим детям, какую инфраструктуру.
- Ничего не бояться, в том числе и отстаивать свои интересы в суде.