
Мотанки со столетней историей. Как в Станице Луганской мастерица в четвертом поколении создает традиционные украинские изделия
Луганская область — исконно украинский край с уникальными традициями. Подтверждение этому — история из прифронтового населённого пункта
В чем кроется "код нации" Донбасса и Слобожанщины, рассказала Елена Крецул — мастерица в четвертом поколении из Станицы Луганской.
Пытались стереть память, меняя даже имена
Бабушка Елены по отцовской линии при рождении получила украинское имя Орина. Только, когда пришлось оформлять документы на девочку, паспортистка записала имя ребенка как Ирина.
"В Беловодском районе были сильны украинские традиции. Одежда, язык, песни, праздники. Естественно, детей называли украинскими именами. Но тогда время было такое. Бабушка Орина переехала из Беловодского района в Станично-Луганский в 30-е годы. Голод был там. Голодомор", — вспоминает Елена.
Именно бабушка Орина (ее все равно так называли родные и близкие) приобщила маленькую Лену к традиционному украинскому искусству.

Мастерица с теплотой вспоминает что бабушка любила шить. В работе использовала старенькую подольскую машинку, на которой сейчас работает и Елена.
"После того как бабушка пошьет одежду для всей семьи, оставались небольшие клаптики ткани. Из них она мотала кукол. Сама мотала и учила меня. Самая дорогая мне мотанка — это мама с младенцем. На ее основе я и сегодня делаю своих кукол”, — рассказывает мастерица.
Бабушка Орина не только учила внучку делать кукол, но и объясняла ей значение необычных игрушек. Ведь традиционные куклы мотанки — это обереги, которые использовали украинцы.

Когда бабушка шила, она рассказывала сказки, легенды, пела украинские песни. Они были грустные, протяжные, цепляли за душу.
Елену еще в детстве впечатлил рассказ бабушки о защите детей от злых сил.
“Когда дитя только рождалось, к нему на кроватку привязывали первую его в жизни куклу-мотанку. Она берегла его от нечистой силы. В это верили наши предки”, — вспоминает Елена.
"Мама совместила современный профессионализм со столетними традициями"
Елена Крецул свои умения в шитье и традиционной украинской вышивке получила от матери. Та в свою очередь — от своей бабушки, то есть от прабабушки Елены Марины Емельяновны.
Мама шила не только для семьи, но и для соседок. А Елену с братом Михаилом учила вышивать. Он тоже с большим удовольствием рукодельничал.
Мама Елены рассказывала секреты мастерства, подкрепленные вековыми традициями. Например, одним из главных условий правильной украинской вышивки было отсутствие узелков на изнаночной стороне.
Мама говорила, что изнанка должна быть такой же идеальной, как и лицевая. Одна сторона для людей. Другая — для Бога
Как и куклы-мотанки, вышивка для семьи Елены была сильнейшим оберегом. К вышитым вещам относились с почетом и трепетом. Возможно, не зная до конца значение каждого символа, тем не менее, берегли уникальный узор, как реликвию, как код нации.

И одна, и вторая бабушка приложили максимум усилий, чтобы привить внукам любовь к украинской культуре.
“Каждую вещь, которую вышивали бабушки и мама, сопровождали рассказами и пояснениями. Что означает тот или иной символ, для чего тот или иной орнамент. Ромб с точками — засеянное поле, например”, — делится Елена.
"Мы потомки козаков"
Прифронтовая Станица Луганская находится всего в нескольких километрах от оккупированной части Луганщины. И там идет жесткая пропаганда идеи, что Донбасс — российские территории.
Так как в поселке расположен контрольно-пропускной пункт, Елена считает, что главная задача местных жителей — популяризировать украинскую культуру, показать свою идентичность.
“Мы потомки козаков. Об этом нужно помнить. Сегодня возвращение к традиционному искусству — не только наша память, но и ответ всем тем, кто сомневается в том, кто наши предки”, — подчеркивает мастерица.
Куклы и вышивка — бесценная часть культуры края
Бабушка Елену учила делать куклы из тех материалов, которые были в доме: солома и лоскуты тканей.
Лоскутов всегда было много в доме. Разных расцветок и типов тканей. Из них делали "одежду" для куколок. Основу же мотали из соломы, ведь ее в деревне тоже в достатке.

“Технология достаточно проста, с ней даже справится ребенок. Я, к примеру, сделала свою первую куколку в пятилетнем возрасте”, — вспоминает мастерица.
Традиционной украинской вышивке Елена посвящает не меньше времени и сил, чем изготовлению кукол-мотанок. Женщина вышивает сорочки-вышиванки и рушныки.
Шить я тоже умею, но это не мое. А вот вышивка — моя страсть. Я очень люблю старинные мотивы. Они меня завораживают. На основе старинной традиционной вышивки я создаю свои работы
Елена подчеркивает, что вышивка — это визитная карточка каждого региона Украины. И Луганщина — не исключение.
Если на западной Украине, в частности на Буковине — более красочные, разнообразные, совсем другие орнаменты, в основном, геометрия, то на Луганщине — это в большей части изображение растительности, животных. Именно тех, которые водятся в нашей местности. Птицы, животные вышитые. Если говорить о цветах, то это растения нашего края. Фиалки, астры, георгины, и, конечно же, розы.
Местная вышивка отличается и в зависимости от своего предназначения.
Если это свадебный рушник, то обязательно присутствуют дубовые ветки, листья и желуди. Это лилии.

Если говорить о мужской традиционной одежде, то вышивка носит характер оберега. Вышивка занимает небольшую площадь на сорочке: манжеты, воротник и низ. На них вышивают, к примеру, алатырь — очень сильный обереговый знак.
Женские сорочки более богаты на вышивку. Там уже можно увидеть и цветы, и птиц, и другие изображения”, — объясняет Елена.
Окунуться в мир украинской традиционной культуры
Мотанки и вышиванки Елены сегодня можно найти не только на всеукраинских выставках, но и в сети. Ее работы известны далеко за пределами родной Станицы.
В век современных технологий мастерица осваивает тематические цифровые платформы. По ее мнению, так легче достучаться до людей, которые далеко. Мастерица фотографирует свои работы и выставляет в сети. Так можно завоевать намного больше поклонников, считает женщина.
Также, Елена активно ведет свою личную страницу в Facebook, где делится своими новинками. И каждый желающий может окунуться в мир украинской традиционной культуры.
"От Луганщины до Закарпатья"
Стоит отметить, что традиционные куклы в украинских селах делали из различных материалов. Однако единые украинские мотивы заметны во всех украинских регионах.
Об этом нам рассказала коллега Елены по ремеслу — Анна Некрылова, мастерица из Запорожья и работница краеведческого музея.
Куклы в каждом регионе делали из тех материалов, которые были там распространены. На западной Украине — из дерева, в селах, расположенных на берегах рек, мотали из камыша. В качестве же одежды использовали лоскуты, ленты, у кого, что было.
В таких регионах, как юг Донецкой области, север Луганской (Слобожанщина), Запорожская и Кировоградская области было много мигрантов и этнических диаспор, которые привносили что-то свое в прикладное искусство.
“Тем не менее общеукраинские мотивы можно отслеживать по всей Украине — от Луганщины до Закарпатья”, — объясняет Анна.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.