"У нас 2 основные цели": как прошло первое выездное заседание ВСК Рады по пожарам на Луганщине
Северодонецк посетила группа нардепов из временной следственной комиссии по пожарам. Что увидели и к чему пришли
Народные депутаты из разных фракций будут контролировать ход расследования причин массовых пожаров, а также выплаты компенсаций, обещанных Кабмином. Они побывали в селах Сиротино и Смоляниново, а также встречались с погорельцами и чиновниками в здании облгосадминистрации.
Как прошло первое выездное заседание новой ВСК — в материале “Восточного варианта”.
Сиротино
Под стенами Сиротянского сельского совета собрались несколько десятков местных жителей, чтобы пообщаться с депутатами, рассказать им о своих проблемах и поделиться свидетельскими показаниями. Анна не потеряла свое жилье. Ее дом помогли спасти соседи. Но с журналистами общается со слезами на глазах, вспоминая день пожара.
“Стояла пожарная возле школы. Две пожарных стояло. Я прибегала и просила, когда первая хата тут загорелась. Говорю, люди добрые, тушите! Там же ничего не будет. Говорят, у нас приказа такого нет. Нам сказали, что вот объект и школа объект. Это наша работа, нам сказали это делать, больше мы не можем нигде находиться, сказали они. Я сказала, Бог вам судья. Мы потом ведрами тушили. Я двумя поломанными руками качала воду, а соседи тушили”, — вспоминает женщина.
О другой несправедливости, а именно о невыплате материальной помощи, говорит Сергей Попов. Он собрал инициативную группу из 30 земляков, чтобы добиться хоть какого-то результата. У него полностью сгорел дом, в который он недавно переехал. Таких как он, говорит, много.
“У многих не оформлено наследство, и из-за этого мы не имеем право на помощь. Это треть. Это из 450 домов, насколько я знаю, разрушенных полностью, 150 человек.
Будем отстаивать свои права, потому что считаем, что они грубо нарушены. Мы тоже имеем право на помощь. Мы пытаемся, чтобы нам выплатили, чтобы изменили постановление Кабинета министров, чтобы можно было выплачивать не только собственникам, но и наследникам. Если они сделают такую поправку, то у нас будет реальный шанс получить эту помощь”, — объясняет он.
На встречу с людьми приехал заместитель главы комиссии Сергей Вельможный. Глава комиссии Руслан Горбенко за день до выезда заболел. Вельможный отметил, что у комиссии сейчас две основные цели: расследовать причины трагических итогов пожара, а также помочь людям пережить эти последствия.
“Мы знаем, что на государственном уровне выделены средства для возмещения причиненного ущерба, однако мы видим бездействие уже сейчас, со слов пострадавших людей. Органы местной власти бездействуют, и вообще непонятно, почему прошло столько времени, а до сих пор существуют бюрократические проволочки или нежелание, или какие-то еще причины. Почему органы местной власти не принимают меры и не работают с каждым человеком отдельно? На это, в первую очередь, я буду нацеливать всю комиссию”, — обещает нардеп.
Смоляниново
Со времени пожара в Смоляниново уже прошло полгода, но проблемы у местных жителей до сих пор такие же, как и у сиротинцев, столкнувшихся со стихией в октябре. Однако, тут есть свои особенности.
Местные жители в своем большинстве жаловались на сельского голову, называя его главным виновником их бед: как самого пожара, так и невозможности получить компенсацию за сгоревшие дома и имущество. Андрей Иванов живет в Смоляниново с женой и двумя детьми, говорит, что компенсацию получили люди, для которых дом в Смоляниново — загородная усадьба.
“Получают деньги совсем не те люди, которые тут проживают и прописаны. И вообще их во время пожара не было здесь. Люди подходят к голове, говорят “дай нам справку, о том, что мы пострадавшие лица”, а он говорит “нет, у вас справка недействительна”. Хотя мне сказал знакомый юрист, что только суд может решить, действительна моя справка или нет. Вот документы у меня все есть. Фотографии, документы распечатаны, все, что мы насобирали. Мы с детьми были на пожаре. Вот на этой улице мы тушили. Меня директор привез с работы, я на сутках был. И мне дали деньги только на детей, а меня как будто бы не было в тот момент здесь. Что, получается, дети сами пожар тушили?”, — возмущен Андрей.
Разговаривать с журналистами сельский голова, который представился Русланом, отказался. Однако, один из депутатов, Максим Ткаченко, потребовал от головы в двухдневный срок предоставить ему все документы и причины отказа людям в помощи. С этими документами, по словам Ткаченко, он будет решать вопросы на министерском уровне.
Заседание в ОГА
После посещения непосредственно мест пожаров депутаты собрались в здании облгосадминистрации, где пообщались с погорельцами, но уже в расширенном режиме.
На встрече присутствовали руководители силовых ведомств и местной власти.
Журналистов в зал заседания не пускали, сославшись на то, что будет организован пресс-брифинг. На пресс-брифинг к журналистам депутаты вышли через полтора часа от оговоренного срока. Заместитель главы комиссии Сергей Вельможный рассказал о первых итогах заседания.
“Как выяснилось, правоохранительные органы совсем не расследовали уголовные производства, которые были внесены в ЕРДР. То есть, правоохранители совсем отстранились от документирования фактов пожаров, действий и бездействий должностных лиц ЛОГА, районных администраций, лесного хозяйства, ГСЧС. Какие же управленческие решения принимались этими чиновниками в июле месяце? Какие были сделаны выводы с целью недопущения пожаров? Ответ был один: “Этим всем должны были заниматься на уровне Кабинета министров”. Такой ответ мы услышали от руководителя военно-гражданской администрации области, который затем без причины просто ушел с нашего заседания”, — заявил заместитель главы комиссии.
Далее, по словам Вельможного, заседание продолжили в закрытом режиме. Там с представителями государственного бюро расследований обсудили уголовные дела, открытые на должностных лиц области.