Дмитрий Лубинец. Почему парламент игнорирует важные для украинцев законопроекты?
Медицина, образование, трудовые отношения, защита прав людей — то, на что в первую очередь нужно обращать внимание. Однако, не всегда качественные, основательные, актуальные, а главное необходимые законопроекты попадают в поле зрения парламента.
О некоторых из таких хочу рассказать подробнее, чтобы как можно больше представителей СМИ, общественности узнали и присоединились к широкому обсуждению!
Речь идет о следующих законодательных инициативах: № 5134 Проект Закона о внесении изменений в Уголовный кодекс Украины относительно усиления уголовной ответственности за торговлю людьми. №3036а Проект закона о внесении изменений в Закон Украины "О защите населения от инфекционных болезней" относительно социальной защиты работников государственных и коммунальных учебных заведений. №5657 Проект Закона о фортификацию муки. №4207 Проект Закона о профессиональном образовании. №5695 Проект Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно регулирования труда домашних работников.
Каждый из указанных законопроектов чрезвычайно важный для украинского общества, ведь затрагивает острые и актуальные проблемы. Особого внимания требует проект Закона № 5134 по уменьшению в Украине количества преступлений, связанных с торговлей людьми. Ежегодно более двух миллионов человек становятся жертвами торговли людьми, большинство из них — дети и женщины. Согласно статистике, с 1991 года более 260 000 украинцев пострадали от торговли людьми. Также Украина среди первых стран мира по снабжению женщин в сексуальное рабство за границу.
К тому же, Украина входит в тройку лидеров стран, производящих детскую порнографию. Только вдумайтесь в цифры: каждый пятый ребенок нашей страны хотя бы раз в жизни переживал сексуальное насилие. А в отчетах генпрокурора Венедиктовой говорится, что по факту сексуального насилия над детьми с прошлого года значительно возросло количество уголовных производств.
Безработица, сложное социально-экономическое положение толкает граждан искать благополучия за рубежом. В стремлении получить высокооплачиваемую работу, наши граждане игнорируют обращения в государственные центры занятости или консульского учреждения страны назначения, а возлагают, по факту, свою жизнь и здоровье на ответственность полулегальных организаций. Часто такие "конторы", которые берут на себя вопросы по оформлению документов, или же обещают быстрое / легкое / выгодное трудоустройство становятся теми посредниками, которые поставляют "живой товар".
И через не доскональное украинское законодательство, люди, которые занимаются этим позорным явлением, получают мягкие приговоры, или же вообще освобождаются от отбывания наказания, и, чувствуя безнаказанность, продолжают это делать.
Через такую судебную практику, Украина неоднократно становилась предметом критики со стороны общественных организаций и международных мониторинговых институтов. Кроме этого, другие народные депутаты хотят уменьшить наказание за торговлю людьми и регистрируют альтернативный законопроект, который наоборот смягчает такие действия. Почему они это делают, для меня загадка!
Поэтому проект Закона № 5134 четко определяет в качестве уголовного преступления дарения, аренду, предоставление в безвозмездное пользование, передачу человека в счет погашения долга и тому подобное. А также увеличивает минимальный срок лишения свободы за торговлю людьми до 6 лет (сейчас только 3 года).
Главная проблема, которую решает этот законопроект — это «проблема согласия». В вопросе торговли людьми она всегда существует, так как часто жертва действительно добровольно соглашается на эксплуатацию. Прежде всего надеясь на немалое вознаграждение и не понимая, к каким последствиям это может привести. Именно поэтому осудить преступников бывает крайне сложно, факт так называемого "согласия" становится защитой. К слову, в Европе эту преграду ликвидировали давно, приняв нормы о том, что согласие жертвы на эксплуатацию не принимается во внимание.
Законопроект № 5134 устанавливает, что ответственность наступает независимо от наличия согласия потерпевшего на эксплуатацию. Он зарегистрирован уже как более полугода, но до сих пор ждет, когда его вынесут на голосование. Парадокс, не правда ли?
Также чрезвычайно важный законопроект №3036а о страховой защите работников образования от инфицирования COVID-19. Украина, как и весь мир переживают сложный период борьбы с коронавирусом. А с началом учебного года на острие инфицирования окажутся педагоги и работники учебных заведений. По данным исследований, проведенных в США фондом Kaiser Family Foundation, среди работников учебных заведений каждый четвертый подвергается риску тяжелых осложнений в случае заражения COVID-19. Урегулировать эту ситуацию может законопроект №3036а, согласно которому средства из фонда борьбы с коронавирусом будут направляться на обеспечение страховых выплат работников учреждений образования на уровне с медиками. Считаю такое распределение справедливым.
Не менее важен для образования в Украине законопроект №4207 об условиях развития учреждений профтехобразования путем увеличения их автономии. Не секрет, что профессиональное образование в Украине в упадке, или же, мягко говоря, в стагнации. Этот проект Закона призван создать единую систему профессионального образования в Украине, чтобы обеспечения рынки труда квалифицированными кадрами, с учетом потребностей и особенностей каждого региона.
Перейдем к проблемам медицины. В Украине до 6% новорожденных появляются на свет с врожденными пороками развития, а смертность среди детей — одна из самых высоких в Европе: 7,5 на тысячу родившихся. Для сравнения, в странах ЕС — 3,4 на 1000 родившихся. Одна из причин таких показателей — недостаток в организме мам нужных витаминов, микроэлементов и минеральных веществ, особенно — фолиевой кислоты, дефицит которой может привести к дефектам нервной трубки. Улучшить статистику сможет процедура обогащения муки фолиевой кислотой, а это дополнительные 100-150 мкг этого витамина в сутки. Производители мучных изделий в около 80 странах мира уже имеют такую практику. В Украине это станет возможным при принятии законопроекта №5657, который обяжет отечественных производителей проводить фортификацию муки высшего и первого сортов фолиевой кислотой.
И напоследок хочу обратить внимание на законопроект №5695 относительно регулирования труда домашних работников. Домашний труд в современных условиях довольно трудоемкий процесс, независимо кто ее выполняет — наемный работник или член домохозяйства. Однако в рамках семейных обязанностей такая работа просто необходима для эффективного функционирования экономики. Цель законопроекта №5695 урегулировать вопросы занятости и официального трудоустройства домашних работников, обеспечение их социальной защиты, имплементация в национальное законодательство положений Конвенции Международной организации труда № 189 о домашних работниках и снижения уровня незадекларированной труда.
По моему глубокому убеждению, эти тексты должны становиться законами, а не переходить из одного созыва к другому. Поэтому важно продолжать дискуссии в экспертных плоскостях на национальном уровне и выносить на голосование в парламент!
Почему до сих пор этого не произошло, вопрос остается открытым!