Города-губки. Почему ливневки не помогут Донбассу пережить ливни и чему учиться у Европы?
Где искать спасение от водного апокалипсиса и что нужно знать городам Донетчины и Луганщины — читайте в нашем материале
В июне в Украине прошло несколько сильных дождей, значительно превысивших суточную норму осадков. На крупных проспектах, в подземных переходах, под мостами и на транспортных развязках скапливалось много воды. Это парализовало движение транспорта, нарушило работу коммуникаций и помешало комфорту горожан. Проблема не обошла стороной и города Донбасса. Фото и видео буйства стихии облетели всеукраинские СМИ.
«Восточный вариант» разбирался, почему наши города обречены переживать потопы раз за разом, как это предотвратить и почему организация ливневой канализации не решит эту проблему.
Затопленные города
4 июня после сильного дождя мариупольцы активно делились фотографиями затопленных улиц в соцсетях. Особенно пострадали низины — площадь Кирова, площадь Лунина.
А это дорога под мостом возле памятника самолету МИГ-17.
Коммунальные службы и спасатели несколько дней ликвидировали последствия стихии. В частности, водолазам спасательной службы пришлось погружаться в воду, скопившуюся под мостом возле АС-2, чтобы прочистить ливневую канализацию.
Другим городам Донецкой и Луганской областей тоже досталось.
В Славянске дороги и тротуары покрылись водой.
В Краматорске похожая ситуация — автобусы и автомобили утопают в воде.
В Северодонецке вода дошла в крупный торговый центр.
Где искать решение?
В социальных сетях люди активно обсуждали успехи борьбы городов со стихией. Одни писали, что ливневая система давно требует реконструкции, на что нужно обратить внимание власти, другие ругали коммунальщиков, а третьи посчитали, что с такими силами природы человек справиться не сумеет.
Урбанисты же считают, что проблема последствий стихии для городов лежит гораздо глубже и решать ее нужно комплексно.
Украинский урбанист и автор книги «Природа Киева: как ее возродить и сберечь» Александр Калашников давно изучает вопрос гармоничного сосуществования городов, построенных человеком, и природы. В его книге целый раздел посвящен понятию «города-губки» — модели современного градостроительства, позволяющего решить проблему регулярного подтопления улиц.
«Сейчас действительно происходят изменения климата. Идет разбалансировка природных систем, поэтому чаще выпадают пиковые уровни осадков, на которые города действительно не рассчитаны. Второй фактор — практически во всем мире дренажная система очень изношена. Это касается не только Украины, но и всего мира», — комментирует Александр Калашников.
Постоянно ремонтировать эти системы уже явно недостаточно, убежден урбанист, поскольку города постоянно растут, а дренажные системы быстро приходят в негодность. Поэтому решение вопроса большой воды нужно искать не только под землей в канализации, но и над землей.
Новые кварталы в европейских городах строятся по принципу города-губки. Вода не должна успеть дойти до ливневки, а должна задержаться на улице. Но не на дороге, под мостом или во дворе многоквартирного дома, а в специальных местах.
«Если дождь такой сверхсильный, какой бывает раз в десятилетие или столетие — то полностью всю воду удержать не получится. Тем не менее, когда идет проектирование новых кварталов — это учитывается. Буферными накопителями выступают, например, детские площадки. Пусть лучше там временно скопится бассейн, чем это уйдет, допустим, в трансформаторную подстанцию. Критически важная городская инфраструктура пострадать не должна», — отмечает Калашников.
Проблема затопления — многогранна
Во время ливней страдают и частные лица — кому-то залило автомобиль, дом или офис. На ликвидацию последствий придется потратить время, деньги и силы. Но это лишь малая часть.
«Проблема затопления — многогранна. С точки зрения экологии большие проблемы. Вода, которая стекает с городских улиц, априори не может быть чистой. В любом современном городе на улицах содержится много вредных веществ — машинное масло, бензин, пыль, грязь», — комментирует урбанист.
В Мариуполе к этому набору загрязнителей добавляется еще и пыль от металлургических комбинатов.
Также после ливней на тротуарах остается земля, песок и трава, которую смыло с газонов. Часто в Украине газоны расположены выше тротуаров, хотя должно быть наоборот, чтобы вода с тротуаров перетекала в зеленые зоны.
Этот же мусор легко забивает ливневую канализацию. Именно поэтому урбанисты считают, что ливневка — не выход. Чистить и ремонтировать ее постоянно — не эффективно и очень затратно для городского бюджета.
Рецепты стран ЕС
По мнению Александра для начала нужно установить наиболее проблемные зоны и определить, откуда в них скапливается вода. Гидрологи могут отследить это по рельефу города, по наклону крыш и так далее.
Также есть целый комплекс мер, позволяющих отводить воду. Это водопроницаемость городских покрытий, дождевые сады, зеленые крыши, биотрясины и так далее.
Но лишь желания урбанистов и горожан для этого недостаточно. Нужно создать системный подход к построению новых районов или зданий и на законодательном уровне обязать принимать нормы.
Как отмечает эксперт, в Берлине «депутаты официально призвали сокращать на 1%в год площадь зданий и земельных участков, с которых дождевая вода поступает в городскую канализацию. А новые жилые районы принципиально планировать без подключения к центральной ливневой канализации».
Он также предупреждает, что спасение городов от затоплений — это игра вдолгую. За год или два сделать это не получится, ведь нужно оценить проблему, понять где и какое решение можно применить и в конце концов реализовать его.
Вот несколько современных решений, применяющихся в европейских городах.
Водопроницаемость городских покрытий
Большая часть площади города полностью заасфальтирована или забетонирована, поэтому воде некуда уходить. При этом некоторые участки можно вовсе не укатывать асфальтом. Например, в Варшаве (Польша) прямо на трамвайных путях высаживают сочный зеленый газон, чтобы вода скапливалась в грунте.
Это не только помогло снизить объемы ливневых вод, но и в целом сделало трамвайные пути более привлекательными.
Подобный подход используют и в других странах Европейского Союза — Франции, Германии, Италии, Испании и так далее.
А как быть, например, с автомобильными парковками — огромными наглухо асфальтированными площадями?
«Сплошный газон в таких местах не высадишь, но зато можно настелить газонную решетку, которая продается в обычных строительных гипермаркетах», — комментирует Александр Калашников.
А вот тротуары можно сделать вполне водопроницаемыми — достаточно между плитками оставлять небольшие зазоры. В них также можно высаживать траву или мох, чтобы визуально оживить городское пространство.
Дождевые сады
Это небольшие зеленые участки земли, где собирается вода с возвышенностей вместо того, чтобы уходить в ливневки.
«Перед ливневой решеткой разбивается дополнительный небольшой газончик с углублением. Сначала вода затекает в этот газон. Там высаживаются специальные виды растений, которые помогают впитать больше воды», — рассказывает урбанист.
Если же воды слишком много и дождевой сад не справляется, есть специальные водоотводы, подведенные к городской канализации.
В дождевых садах нередко скапливается мусор, принесенный потоком воды, — листья, пластиковые упаковки, бутылки, окурки и так далее. После непогоды коммунальщики могут собрать это из дождевого сада вручную, вместо того, чтобы чистить канализацию и ливневку.
Кстати, во Франции законодатели обязали очищать дождевую воду, чтобы в водоем она попадала уже чистой. Теперь застройщики и владельцы земли исхитряются, чтобы очистить воду. Таким образом во Франции стали очень популярны дождевые сады.
Биотрясины
Название жуткое, но дело, которое выполняют биотрясины, очень полезное. По сути это те же дождевые сады, только с большим озером, где скапливается много воды. В таким местах высаживают влаголюбивые растения — декоративный камыш, манник, тростник и так далее.
На фото — пример биотрясины во французском городе Гренобле.
Биодренажные канавы
Могут использоваться в комплексе с дождевыми садами и биотрясинами.
«Зачастую вода просто идет по бетонному желобу к той же ливневке. А в случае с геодренажными канавами вода идет не к ливневке, а к дождевому саду. И в процессе этот желоб должен впитать часть воды», — рассказывает урбанист.
Канава наполняется щебенкой с пустыми пространствами, а сверху покрывается геотканью, которая пропускает воду, но устойчива к износу. Дренаж как бы задерживает поток воды и фильтрует его.
Зеленые крыши
Можно пойти еще дальше, а вернее выше и озеленять крыши. То есть, в прямом смысле разворачивать сады на крышах зданий, чтобы вода не стекала с них на землю, а питала зеленые насаждения.
По словам Александра Калашникова, такой подход доступен только в новой застройке, поскольку старые дома просто не рассчитаны на вес сада на крыше.
«В современных городах существуют целые дотационные программы, где застройщиков подстегивают и спонсируют на то, чтобы дома имели зеленые крыши», — комментирует урбанист
Вот, например, крыша здания недалеко от немецкого город Штутгарт. Причем крыша используется людьми, к ней подведены лифты, на ней есть дорожки и солнечные батареи.
Резервуары для воды под домом
В скандинавских странах, а в особенности в новых жилых районах Стокгольма (Швеция), под домами используют резервуары, где скапливается дождевая вода с крыши. Воду затем используют для полива палисадников вокруг дома. Тем самым также существенно снижая, а то и вовсе устраняя локальную нагрузку на городскую дренажную систему.
Читайте также: Солнце на крыше: как мариупольская семья достигла энергетической независимости и сколько это стоило