Маленький Мариуполь в Днепре: как работает резиденция, исполняющая детские мечты
Гуманитарные вещи, юридическая поддержка, лекарства и запись к медикам. Все это можно встретить в Little Mariupol Dnipro. Но самое главное — это место, где сбываются детские мечты и где понимают проблемы и потребности переселенцев. Потому что его открыли именно мариупольцы.
Резиденция «Свободное Пространство — Little Mariupol» на проспекте Гагарина открылась несколько недель назад. Для коренных днепровцев это заведение со вкусным кофе и интересными ивентами, а для переселенцев — хаб для получения помощи.
Восточный Вариант побеседовал с людьми, которые, строя свою жизнь в Днепре, создали новое место для других.
Мариупольский кофе
«А вы действительно из Мариуполя?», «Вы переселенцы?» — такие слова несколько раз в день слышит Владимир Лихачев. Именно он своим ароматным кофе встречает всех, кто заходит в Little Mariupol Dnipro.
Полномасштабная агрессия россии заставила оставить свой кофейный бизнес в Мариуполе и всей семьей перебраться в Днепр.
«В Мариуполе у меня были эксклюзивные сорта. Более 60 видов кофе на прилавке. Будем стараться догнать эти объемы», — говорит бариста, пока занимается моим капучино на кокосовом молоке.
Овладеть приготовлением напитков на безлактозном и растительном пришлось уже здесь — в Днепре, потому что в Мариуполе любили другой кофе.
«У нас больше пили чистый эспрессо или американо со сливками, обычные латте, капучино. Раф я делал раз в две-три недели. Флэт уайт предлагал сам: вижу человека, которому, кажется, он понравится, тогда предлагаю и объясняю, что это такое».
Днепряне же любят и рафы, и разные виды молока, поэтому в кафе подстраиваются под их вкусы, потому что спрос рождает предложение.
В заведении можно самому выпить кофе и оставить «подвешенный» для переселенцев и защитников. Оплаченную вами чашку бесплатно предложат этим людям. Эта традиция появилась в Мариуполе после 2014 года, горожане привыкли оставлять вкусненькое для своих героев. Теперь учат этому и днепрян.
Владимир заканчивает готовить мне кофе, рядом с чашкой оставляет конфету «Украина — превыше всего». Бариста говорит, что часто спрашивают, почему такая низкая цена на напитки, каждому объясняет: цены оставили мариупольские, потому что деньги не всегда на первом месте, тем более в такое время.
Всесторонняя помощь
«Я просто хочу помогать», — говорит Кирилл Долимбаев.
После 2014 года он понял, что нужно сильно сплачиваться вместе, чтобы не пустить врага дальше. Но сейчас его город оказался в оккупации.
Кирилл вместе с семьей уехал из Мариуполя в конце февраля. Знал, что за свою активность попал в список общественных деятелей на уничтожение. Не ждал, пока за ним придут. Жену, сына и двух мопсов довез на украинскую границу, они двинулись в Германию, а сам вернулся в Днепр — делать то, что может.
«Когда заехал в Днепр, начал общаться с разными людьми: полицией, криминалитетом, политиками. Вы все объединились вокруг идеи победы, отложив свои ссоры на потом».
Резиденция «Свободное Пространство — Little Mariupol» — это его идея.
«Тут я делал все так, как мне нравится», — говорит мариуполец Кирилл.
Заведение удалось открыть благодаря собственным средствам, помощи международных фондов и спонсорским деньгам украинцев. Но кафе — это не главная цель пространства, а только верхушка айсберга.
«Когда люди рассказывают сказки о том, что волонтерство — это исключительно бесплатно… Так не работает. Оно должно быть имплементировано в деловую составляющую. Например, за полугодовую аренду помещения я заплатил из собственного кармана, с ноября придется снова вносить средства, поэтому нужно как-то зарабатывать на это», — говорит Кирилл.
Для переселенцев и защитников в кафе напитки и сладкое бесплатно, но военных приходится за руки затягивать в заведение. Даже выпив кофе хотят заплатить за свой заказ.
«Это не для того, чтобы просто накормить сладким и угостить кофе, а чтобы военнослужащий понимал: он здесь важен. Важен в Днепре. Важен в Украине. Как и переселенцы».
Для них здесь есть все: юридическая помощь, запись к узкопрофильным врачам (стоматологам, гинекологам), библиотека с украинскими книгами, образовательные мероприятия несколько раз в неделю.
«Будем создавать качественный медиа-контент, анализировать перевод книг, будет помощь военнослужащим, роженицам, животным. Готовим образовательные курсы с немецким, английским, итальянским (украинский уже здесь преподают). Каждую неделю будет добавляться еще больше ивентов».
Из последнего в резиденции провели аукцион по продаже картин, вырученные деньги направили в поддержку 98-го батальона полка «Азов», а для детей-переселенцев выступал иллюзионист.
Для всех желающих здесь готовят курсы по тактической медицине, рассказывает Кирилл Долимбаев.
«В Мариуполе проблема была в том, что люди не знали, что делать с ранеными. К примеру, как при ампутации наложить жгут. Многие горожан погибли, потому что им не смогли помочь», — говорит он.
Объединенные между собой
Переселенцам важно что-то делать, чтобы не одолевали печальные мысли о погибших и покинутых домах.
«Мы все уехали в одинаковых условиях: почти без ничего. Но кто-то опускает руки и говорит, что ничего поделать не может», — говорит Кирилл Долимбаев.
Сам мужчина спокойно рассказывает о своей квартире: расположенной в самом центре Мариуполя, она окнами выходит на мариупольский драмтеатр. Квартира уцелела под обстрелами, но кадыровцы растерзали жилье: украли стиральную машинку, нагадили в ванной, разбили монитор сына, а системный блок от компьютера вывезли, выбросили на улицу семейные фото и вещи.
«Это просто антицивилизация, — говорит мариуполец. — Каждый должен что-то делать против них. На заднице сидеть не получится, чтобы не случилось так, как было в Мариуполе».
Над резиденцией работают многие переселенцы. В образовательном пространстве сегодня первый день принимает юрист-консульт от благотворительного фонда «Каритас Мариуполь» Александр Пефтибай.
Мужчина вместе с женой и дочерью спасся из Волновахи, теперь помогает другим людям с юридическими вопросами, несколько дней в неделю ждет клиентов и в резиденции.
«Регистрация внутренне перемещенных лиц, выплата социальной помощи, выезд за границу, потеря документов или их восстановление. Достаточно широкий спектр предоставляем. То есть с любым вопросом, с которым сталкивается переселенец, можем помочь», — рассказывает юрист.
Спасшиеся от войны люди часто замкнуты, не хотят говорить о своих проблемах и плохо воспринимают информацию. Александр сам был в таком состоянии после эвакуации, потому личный опыт помогает ему в работе.
«Первая реакция: “Нет, нам ничего не нужно”. А потом начинаешь говорить, оказывается, что есть и такая проблема, и такая. Очень часто, когда говоришь о жилье, люди начинают плакать. В процессе разговора успокаиваются и могут уже трезво обо всем рассказывать».
Мечты детей-переселенцев и новые проекты от мариупольцев
Тяжелее всего войну переносят дети. Они замыкаются в себе, плохо питаются или даже не разговаривают. Кирилл Долимбаев стал свидетелем двух случаев, когда малыши перестали говорить из-за боевых действий. Мужчина уверен, ребенка следует подвести к работе с психологом. Как? Сделать счастливым с помощью исполнения мечты. Такой проект был запущен при резиденции.
Пожелания от малышей Кирилл получает через соцсети. Обязательно проверяет данные пишущих людей. Для закупки подарков завел две банки — одну для сбора в интернете, другую — физическую, стоящую на барном столе в кафе. Шестерых детей уже порадовали: купили желанные вещи — велосипеды, планшеты, телефоны.
«Один ребенок мечтал о хомяке. Я ведь не местный, не знаю, где в Днепре можно купить животное. Нашел зоомагазин на другой стороне города, договорился, чтобы дистанционно показали того пушистика. Он должен быть исключительно женского гендера, потому что ребенок мечтал назвать его Кариной. Если бы попался хомяк-мальчик, вы представляете, какая психотравма осталась бы у малышей?»
На очереди еще четыре мечты: планшет, телефон, велосипед и качели — но на это средств еще не собрали.
Вместе с резиденцией Кирилл арендовал еще одно помещение — там будут заниматься исключительно точечной гуманитарной помощью для переселенцев: раздавать продукты, лекарства, средства гигиены. О втором будущем проекте Кирилл пока подробно не рассказывает, кроме того, что хотят помогать и бизнесу, совершившему релокацию в Днепр или Днепровский район.
«Многие компании приехали к нам, но, к сожалению, не имеют нормальной поддержки. Они либо закрывают ФЛП, либо возвращаются на оккупированные территории и начинают бизнес там, уплачивая налоги. А я хочу, чтобы они оставались здесь. И поддерживали экономику у нас».
Дверь резиденции открыта для всех с понедельника по субботу. Если вы живете в Днепре, приходите на кофе и сладкое, здесь всегда рады гостям. Кирилл Долимбаев обещает: можно почувствовать сердце его родного Мариуполя.
Как помочь?
Чтобы помочь развивать пространство и детские мечты, можно прислать деньги. Вот счет активистов:
PayPal: [email protected]
МоноБанк: 5375 4115 0092 2880
ПриватБанк: 4731 2191 1479 2710