9 тысяч новых саженцев: как восстанавливаются леса Донетчины и какие существуют проблемы
Из-за активных боевых действий и пожаров на Лиманщине было повреждено около 6,5 тысяч гектаров лесов. Но несмотря на сложную ситуацию из-за российской агрессии ГП “Лиманское лесное хозяйство” занимается восстановлением лесов
Восточный Вариант побывал на месте и узнал, как происходит высадка нового леса, и как действующее законодательство может мешать дать ему новую жизнь.
Многие деревья останутся стоять засохшими и мертвыми
Воспроизводство леса — это целое отдельное направление работы, рассказывает директор ГП “Лиманское лесное хозяйство” Алексей Приходько. Сначала нужно подготовить территорию — освободить от поврежденных деревьев путем сплошной рубки. Затем по документам эту площадь надо перевести из “покрытых лесом земель” в “земли, которые не покрыты лесом”. Далее происходит планирование лесовосстановительных работ, что в соответствии с законодательством осуществляется за год до их выполнения.
“Законодательством предусмотрена процедура воспроизводства лесов. Я должен подать документы в межрегиональное управление лесным хозяйством, где утвердят ведомость проекта лесных культур, что позволяет высадить именно эти породы и это количество деревьев по указанной в проекте схеме. И я не могу запланировать лесовоспроизведение на площадях, где все еще стоит даже мертвый лес”, — рассказывает Алексей Приходько.
Как оказалось, не на всей территории предприятия с уничтоженным в результате войны лесом можно проводить лесовосстановление. И причина тому — законодательство.
“Часть лесов предприятия отнесена к природно-заповедному фонду — Национальному природному парку “Святые горы”. На территории, не входящей в природно-заповедный фонд, комиссионно обследуется участок леса. И если деревья повреждены и уже сухие, назначается сплошная санитарная рубка, а дальше уже можем готовить площадь для новых насаждений. Но на территории природно-заповедного фонда сплошные рубки запрещены”, — говорит Алексей Приходько.
Леса природно-заповедного фонда, поврежденные пожарами, накапливают мертвую древесину и являются источником распространения вредных насекомых. Это может привести к возникновению масштабных лесных пожаров и уничтожению здоровых лесов вредителями.
“На площади, являющейся природно-заповедным фондом, предприятие проводит выборочные санитарные рубки, снижая полноту насаждения до 0,4. То есть тоже производим рубку, но не сплошную. Деревья на участке леса уже усохли полностью, но срубить все сухие деревья нельзя, и мы оставляем большую часть мертвых деревьев”, — говорит Алексей Приходько.
Это все потому, что законодательством не предусмотрены меры по ликвидации последствий лесных пожаров и других чрезвычайных ситуаций в рамках национальных парков.
Новые высадки во Всемирный день лесов
На территории, где провели сплошную рубку поврежденных во время активных боевых действий деревьев, посадили новые саженцы. А точнее, 9 тысяч саженцев сосны обыкновенной на 3-х гектарах земли. Высадка прошла во Всемирный день лесов, 21 марта.
Посадочный материал выращен во Львовском лесном семенно-селекционном центре из семян, которые собрали лесники на территории Лиманского лесхоза.
За несколько недель до полномасштабного вторжения россии в лесничестве начал работу собственный семенно-селекционный центр, но во время проведения боевых действий теплица была полностью разрушена.
Алексей Приходько говорит, уже через несколько лет на этой территории будет новый молодой лес. В случае необходимости работники лесного хозяйства заботятся о территории соответственно правилам.
Конечно, не все саженцы приживутся, но большинство уже сейчас адаптируется к новым условиям.
Алексей сам продемонстрировал, как это происходит — вырыл и показал новые беленькие корешки одного из саженцев. Это значит, что лес уже “приживается”.
Чтобы показать, как может вырасти новый лес за несколько лет, Алексей Приходько показал другую площадь леса, где деревья были сожжены во время боевых действий в 2014 году. Тогда работники лесного хозяйства тоже высадили новые саженцы. А сейчас здесь уже понемногу произрастает новый молодой лес.
С прошлой недели в Лиманском лесном хозяйстве заработала собственная пилорама. Это позволит готовить доски из поврежденных и сухих деревьев, которые позже пойдут на восстановление кровли в населенных пунктах, пострадавших от войны.
Так что даже в непосредственной близости к фронту боевых действий лесничество Лиманщины начинает понемногу возобновляться, а работы по разминированию площади леса продолжаются постоянно. И все же для восстановления леса до довоенного состояния понадобятся десятилетия.
***
Читайте также о том, как Лиманский лесхоз возобновлял свою работу сразу после деоккупации