
Кадровый дефицит и проблемы финансов: как работают больницы на прифронтовой Донетчине
Совсем недавно они сражались с COVID-19, а сейчас работают под минами и ракетами. В самые критические моменты на фронте линия боя находилась в 5–10 километрах от этих больниц. Несмотря на это, они продолжали работать и принимать больных.
Восточный Вариант узнал, как во время полномасштабной войны работают больницы в Константиновке, Дружковке и Николаевке.
«Тяжелее всего сейчас — находиться в постоянном стрессе и неуверенности, что будет завтра», — Елена Руденко, директор Многопрофильной больницы интенсивного лечения Константиновского городского совета
Работа больницы в Константиновке существенно изменилась за последние полтора года.

В первую очередь речь идет о приоритетах, рассказывает директор Елена Руденко:
«До войны мы работали в условиях пандемии. Тогда прилагали усилия для ее преодоления и обеспечения надлежащих условий, защиты медицинских работников, обеспечения больниц кислородом. Сейчас все перевернулось на 180 градусов. Возросла нагрузка на травматологическое, хирургическое и отделение экстренной неотложки. Активность хирургического отделения превышает 70%, это очень высокие показатели. Это означает, что более 70 пациентов из 100 попадают на операционный стол».
С начала полномасштабного вторжения больница приняла более 1700 пациентов с минно-взрывными травмами: проникающие и осколочные ранения, переломы, контузии, ампутации конечностей. Принимать пациентов больница не прекращала даже при наступлении российской армии на Бахмутском направлении. Тогда в критические моменты фронт был в 10 километрах. Это сопровождалось постоянными артиллерийскими и ракетными обстрелами города.
Большое количество врачей эвакуировалось. С начала полномасштабного вторжения из больницы уволилось 190 работников и работниц, еще 100 находятся в безвозмездных отпусках. Если раньше работало около 750 человек, то сейчас 460-470 человек. Этого достаточно для обеспечения работы всех служб в больнице: хирургической, травматологической, родовой, неврологической, терапевтической и поликлинической. Продолжает работать компьютерный томограф, лабораторные исследования и УЗИ.

Сейчас в больнице нет узких специалистов в поликлинике, например окулиста. Из детского профиля также нет окулиста и невролога. По этим местным консультациям приходится выезжать в другие города. В Константиновке работает только один рентгенолог. И директор уверяет, что основные направления удается обеспечить врачами, и не только на дневные приемы, но и круглосуточно.

Роддом в Константиновке является наиболее приближенным к линии боевых действий. Во время обстрелов беременные женщины спускаются в обустроенные подвальные помещения, где все было готово для родов и новорожденного ребенка. Правда, Елена говорит, пока родов в подвалах не было.
«Сейчас мы принимаем большое количество пациентов не только из нашего города и громады, но и тех, где больницы попали под обстрелы, они полностью или частично разрушенные. Сначала мы принимали Бахмут, сейчас к нам поступают больные или травмированные от обстрелов из Часов Яра, Торецка и ближайших сел. Множество пациентов с мозговым инсультом. По-видимому, люди живут в постоянных условиях стресса, и не все выдерживают», — рассказывает директор.

С первых дней полномасштабного вторжения в больнице активно занимались безопасностью врачей и пациентов. В зданиях отделений обустроены подвальные помещения, где устанавливают необходимое оборудование, запасы пищи, воды и медикаментов, места для приема пациентов и лежачих больных.
Неоднократно здания больницы попадали под обстрелы. При содействии коммунальных служб и городской военной администрации преодолеваются последствия прилетов, иногда делают косметический ремонт.
Особенно ощутима сейчас проблема финансирования, говорит Елена Руденко. Денег не хватает, чтобы закрыть все нужды больницы. Здесь ищут разные пути преодоления этой проблемы:
«Оптимизируем наши расходы. Например, объединили гинекологическое и акушерское отделения и уменьшили количество коек в нем. Оптимизируем те вакансионные должности, долгое время не занятые».

Больница уже готова к зиме и обустроила альтернативные источники энергии. В прошлом году запустили две модульные котельные для отопления корпусов, пробурили две скважины для подачи воды, установили генераторы на хирургический, терапевтический и родильный корпус.
«В прошлом году мы не знали, будет ли газоснабжение. Поэтому установили свои котельные. Были перебои с водой – пробурили скважины. Должны быть независимыми от блекаутов и перебоев этой зимой. Сейчас уже все вопросы решены, к зиме готовы. Делали это своими силами, помогали волонтеры и городская администрация», – рассказывает Елена Руденко.

Труднее всего сейчас, говорит директор, находиться в постоянном стрессе и неуверенности по поводу завтрашнего дня:
«Люди нервничают, они в постоянном стрессе. Не знают, что будет завтра. Кому дом разбило, у кого вся семья уехала, у кого родственники воюют… Мы с одной гуманитарной организацией начали проект психологической помощи врачам и пациентам. За этим закреплен наш работник. Людям это полезно, им нужна такая помощь после обстрелов или перенесенных инсультов».
«Пытаемся создать максимально комфортные условия для пациентов», — Светлана Коплянок, директор Славянской центральной районной больницы, Николаевка
Уже более полутора лет рядом с фронтом работает и Славянская центральная районная больница, которая находится в Николаевке. Светлана Коплянок говорит, что основным вызовом для нее и персонала стали постоянные боевые действия рядом. До освобождения Лимана линия фронта проходила в 2-4 километрах. Несмотря на это, больница работала.

Часть персонала, конечно, уехала в более безопасные регионы. Прошлым летом здесь оставалась всего треть работников. Ситуация улучшилась после прошлогодней контрнаступательной операции ВСУ в Слобожанщине, когда были освобождены и территории возле Николаевки. В город вернулась часть врачей, что позволило запустить круглосуточный режим работы.

В больнице работает три отделения: терапевтическое, хирургическое и инфекционное. В полном объеме услуги оказывает рентгенологическая служба. По словам директора, почти все позиции врачей закрыты, кроме нескольких направлений.
«Недавно мы получили цифровой передвижной флюорограф по распределению Министерства здравоохранения. У нас работает очень мощная лаборатория, которой нет даже в соседних больницах. Есть аппарат для определения мокроты, туберкулеза, вирусных гепатитов», – говорит Светлана Коплянок.
Обстрелы города, к сожалению, не прекращаются. Часть зданий в Николаевке разрушена до основания, были вражеские прилеты и в больницу. Взрывной волной повредило инфекционное отделение, где не осталось ни одного уцелевшего окна. Сейчас идут активные ремонтные работы корпуса, а именно отделение перемещено в другое здание.
«Очень благодарны Красному Кресту, который помог строительным материалам. Надеюсь, сможем возобновить работу в полном объеме, потому что инфекционное отделение очень важно», — рассказывает директор больницы.

Вода и электроснабжение в Николаевке есть и больница все равно подготовила резервное обеспечение. Зимой могут включать мощные генераторы. Запасы воды находятся в больших бочках. Для посетителей и пациентов обустроены и оборудованы всем необходимым подвальные помещения.
Несмотря на финансовые затруднения больницы, ее работникам в полном объеме выплачивается заработная плата согласно Приказу Минреинтеграции на территориях возможных боевых действий: врачам – 23 тыс. грн, медсестрам – 15 тыс. грн, младшим медработникам – 8 тыс. грн.

«Все врачи работают на полторы ставки, поэтому получают нормальные заработные платы. У нас небольшое заведение. И проблемы с финансированием, конечно, есть. Мы, честно говоря, не очень отвечаем требованиям НСЗУ. Но ведь оставить людей без медицинской помощи на этой территории мы не можем», — говорит Светлана Коплянок.
Работая в условиях боевых действий, врачи в Николаевке уже привыкли к звукам обстрелов и вражеским прилетам. Иногда все это выдержать очень сложно морально, признается директор. Но все находят силы, овладевают и продолжают оказывать медицинскую помощь.
«Психоэмоциональное состояние врачей сложное», — Ольга Куницкая, и.о. начальника Дружковского городского отдела здравоохранения
Ольга рассказывает, что самой большой для больниц города проблемой является отток кадров. Большая часть местных врачей уехала в первые месяцы полномасштабного вторжения.

В критический момент в городе работало около 40 врачей, что составляет 30% от всего кадрового обеспечения. Но при всем необходимую медицинскую помощь оказывали людям круглосуточно.
«Потом наше руководство области, города и больницы начали пытаться возвращать врачей в город. И сейчас у нас работает уже 88 врачей, 18 из которых первичного звена. Мы оказываем амбулаторную помощь по 21 врачебной специальности. Это очень хороший показатель. На амбулаторном уровне оказываем всю необходимую помощь», — рассказывает Ольга Куницкая.
В первые месяцы полномасштабной войны в Дружковке были проблемы со снабжением лекарствами — аптеки уехали из города, а поставщики просто отказывались приезжать. Спустя время это удалось наладить, а помощь лекарствам первой необходимости больницам оказывали волонтеры и благотворительные фонды. Благодаря этому в городе заработал гуманитарный штаб лекарственных средств.
«Человек обращается к семейному врачу, у него перечень медикаментов, которые есть в гуманитарном штабе — и мы выдаем пациенту нужные ему медикаменты», — говорит Ольга.

Продолжается выдача медикаментов по назначению — это сердечные, успокаивающие препараты для лечения желудочных болезней, бронхиальной астмы, инсулин, тироксин.
«Мы выполняем маммографию, гистероскопию, цистоскопию, бронхоскопию, диагностируем, лечим и сопровождаем лиц с вирусами иммунодефицита человека. Есть стоматологическая помощь, ведение беременных, секционные исследования и оказание помощи в чрезвычайных ситуациях. Вопреки войне, у нас очень широкий спектр медицинских услуг», — рассказывает Ольга Куницкая.

Но дефицит специалистов и специалисток все равно есть. Ольга Куницкая уверяет, что это постоянное явление во врачебном деле. Из-за полномасштабной войны в Дружковке больше не работает урологическое отделение, а также преподаватели кафедр Донецкого национального медицинского университета.
К сожалению, больницы города неоднократно страдали от вражеских обстрелов: взрывными волнами выбивало окна, двери, повредило фасады. Ремонтировать помогают как коммунальные службы, так и работники больниц.
Прошлой зимой на базе больниц организовывали “Пункти незламності”, где жители и пациенты могли согреться, получить доступ в интернет или зарядить свои гаджеты. Больницы также были снабжены альтернативными источниками тепло- и электроснабжения. Уже с учетом следующей зимы усовершенствовали мобильные котельные, установили более мощные генераторы, обновили запасы воды.
Для безопасности пациентов и врачей обустроили подвальные помещения. Здесь можно пересидеть массированные обстрелы, а в случае необходимости оказать неотложную помощь. В одной из больниц есть укрытие, отвечающее всем требованиям, рассказывает Ольга Куницкая. Оно может использоваться при необходимости длительного оказания медицинской помощи.

Самое сложное в работе врачей Дружковки, говорит Ольга, это преодоление постоянного стресса, в котором находятся жители региона:
«Психоэмоциональное состояние врачей, медсестер сложное. Да и не только работников больниц, но и других служб. Мы как играем в рулетку, не знаем, когда и куда прилетит ракета. Иногда бывает, что ночью обстреляли, а утром уже нужно идти на работу. А люди не спали, а кто-то вообще дежурил на рабочем месте. Это психологическое давление — самое сложное».
***
Читайте также: "Самое страшное — когда ты уже ничем не можешь помочь": как медики з Донетчины спасают жизни защитникам и защитницам
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Эксклюзив Активистка из Донецка рассказала, как развивала правозащитную организацию для жителей Донетчины
Эксклюзив Переселенка с Луганщины рассказала, как популяризирует родную область
Огнеборцы Донетчины ликвидировали 4 пожара, 2 из которых вызваны российскими обстрелами (фото)

Для переселенцев с Луганщины в Киеве открыли новое молодежное пространство (фото)
Знай наших Спортсмен из Славянска получил "бронзу" чемпионата Украины по пляжной борьбе
На фронте уже произошло 81 боевое столкновение с российскими оккупантами
Из обстрелянной Куртовки на Донетчине "Белые ангелы" эвакуировали 13 детей: подробности (видео)

В скором времени у военных будут приоритетные даты для брака-онлайн благодаря "Армия+"
Будут судить двух судей, принимающих незаконные решения в оккупированных Донецке и Докучаевске
Дронари Киевской бригады уничтожили танк, автомобили и укрытия врага на Краматорском направлении (видео)
В результате обстрела Родинского возник пожар: во время тушения обнаружили тело мужчины (видео)
