"Эти люди не хотели жить": как горячая линия "Lifeline Ukraine" помогает жителям Донетчины и Луганщины
“Lifeline Ukraine” существует с 2019 года благодаря финансовой поддержке ЕС и Посольства Великобритании в Киеве. После начала полномасштабного вторжения на горячую линию звонят люди, которые столкнулись с ограблением, избиением, пережили сексуальное насилие и потерю близких. “Восточный Вариант” пообщался с основателем организации — Полом Ниландом.
Пол Ниланд родом из Ирландии. Однако прожил в Украине последние 20 лет. И в 2019 году основал “Lifeline Ukraine” — горячую линию по вопросам профилактики самоубийств и поддержки психического здоровья.
Горячая линия работает 24 часа, 7 дней в неделю.
“За 4 года мы оказали помощь около 73 тысячам людей”, — отметил Пол.
Основатель организации рассказал, что основная причина создать “Lifeline Ukraine” — это возможность оказать поддержку ветеранам и ветеранкам.
“Это распространенная международная практика: если человек становится на защиту родной страны, то после возвращения наблюдают за его ментальным состоянием. Потому что военные переживали тяжелый травматический опыт”, — поделился Пол.
По словам героя, он не ожидал, что его горячая линия станет национальной и будет помогать всем, кто в этом нуждается.
“Когда я готовился к тому, что начну помогать ветеранам, то даже не мог подумать, что горячая линия станет национальной в предотвращении самоубийств для любого в Украине! Однако это было особенно важно после того, как началось полномасштабное вторжение”, — рассказал основатель.
Пол поделился, что любая страна должна иметь горячую линию по помощи людям во времена эмоциональных кризисов.
“Горячие линии по предотвращению самоубийств нужны не только в контексте войны. Я вспоминаю историю на эту тему. Привык каждый день просматривать таблицу с регистрациями, почему люди звонят к нам. И однажды читал, и смотрю, что в причинах написано слово, которое я не знаю. Слово “одиночество”. И я обращаюсь к своей коллеге и прошу объяснить”, — рассказал Пол.
Мужчина отметил, что английский — это его родной язык, также он хорошо говорит по-русски. Однако пытается перейти на украинский. И уже 1503 дня изучает украинский язык. Тратит на это 30-40 минут каждый день.
Пол припомнил, что тогда его коллега перевела слово на русский, но он все еще не понимал, что оно означает.
“Я никогда не слышал это слово на русском. И одна из девушек говорила на английском и сказала “loneliness”. Это действительно был момент, который зацепил меня. Именно в понимании своей работы и того, что мы делаем”, — поделился основатель.
Пол отметил, что “Lifeline Ukraine” начали внедрять мгновенную поддержку. Важно, что один человек может звонить по несколько раз. И это может быть как телефонный разговор, так и общение через удобный мессенджер.
“Весной этого года у меня в команде работало 6 тысяч работников и работниц мгновенной помощи. Сейчас у нас 4 тысячи работников и работниц из-за финансовых вопросов. Если буду иметь больший бюджет, то буду иметь больше возможностей. Тогда будем отвечать на большее количество звонков”, — рассказал основатель.
Помощь Луганской и Донецкой области
Пол поделился, что с началом полномасштабного вторжения готовил “Lifeline Ukraine” к помощи украинцам и украинкам, пострадавшим из-за войны.
“Когда я читал об оккупированных территориях, я понял, что российская оккупация сделала с Украиной. Это сексуальное насилие, избиения, пытки и убийства. Я начал готовить “Lifeline Ukraine” к возможности помочь психологически и предотвращать самоубийства” — рассказал основатель.
По словам Пола, еще один тяжелый психологический фактор для украинцев и украинок — это потеря дома.
“Когда ты потерял все, что было в твоем семейном доме, а также работу, школу, друзей. Нужно сложить жизнь в один чемодан и уехать”, — поделился Пол.
Мужчина вспомнил, как находясь в Киеве, в начале полномасштабного вторжения, видел пожилых людей, которые эвакуировались с востока страны с одним чемоданом или сумкой.
“Мы готовились помочь людям пережить уничтожение собственных домов и переезд в незнакомые города. Поэтому внедрили подобного вида поддержку”, — рассказал основатель.
Пол поделился еще одной историей, когда на горячую линию позвонили с оккупированной территории Донетчины.
“Около 4 месяцев назад одна из моих операторок рассказала, что ей позвонил человек с оккупированной территории Донетчины. Мы оказываем помощь всем без исключения, поэтому девушка профессионально провела звонок. Человек мог увидеть информацию о нас в интернете, и написать или позвонить с оккупированной территории. Иногда такое случается, мы никому не отказываем в помощи”, — вспомнил основатель.
По словам Пола, с 2019 года и до 2022 года большой процент звонков поступал с прифронтовых территорий Донецкой и Луганской области. Потому что линия с самого начала была создана для военных, ветеранов и ветеранок.
После начала полномасштабного вторжения количество людей увеличилось в несколько раз. Преимущественно обращаются люди, которым пришлось эвакуироваться с востока в более безопасные регионы.
“Мы помогаем людям с Донетчины и Луганщины. Внедрили поддержку для любых людей из всех населенных пунктов Украины. Многие люди были эвакуированы из Бахмута, Соледара. Они пострадали от россиян и нуждаются в психологической поддержке”, — отметил основатель.
Мужчина отметил, что часто пишут одинокие матери, которым пришлось уехать из Мариуполя, Бахмута. Теперь женщины проживают в других украинских городах или за рубежом.
“Они рассказывают о детях, грусти по дому и непонимании, как жить дальше”, — поделился Пол.
По словам мужчины, сейчас много людей, которые нуждаются в помощи Lifeline Ukraine”.
“Каждый раз, когда ВСУ продвигаются на линии фронта и деоккупируют часть территорий на востоке и не только, мы получаем множество звонков. Они касаются ограбления, избиения, сексуального насилия. Эти люди не хотели жить”, — рассказал Пол.
Как ЕС помогает деятельности “Lifeline Ukraine”
Пол рассказал, что деятельность Lifeline Ukraine поддерживали доноры из ЕС, а также Посольство Великобритании в Киеве. Именно благодаря этой поддержке удалось запустить работу этого важного социального проекта.
“Количество регулярной мгновенной поддержки растет ежемесячно. Я уже сейчас планирую расширять нашу команду. Надеюсь, что “Lifeline Ukraine” снова получит финансовую поддержку от ЕС. Мы хотим взять больше людей в команду, чтобы была возможность эффективнее помогать украинцам и украинкам”, — рассказал Пол.
Мужчина отметил, что сейчас в “Lifeline Ukraine” работает 4 тысячи операторов и операторок, однако он хочет увеличить количество работников и работниц. И это возможно благодаря грантовым средствам от доноров из ЕС.
“Я хочу расшириться до 15 тысяч сотрудников и сотрудниц. Это уместно и важно сейчас. Психологическая травма от войны будет с нами еще много-много лет. Поэтому деятельность горячей линии по вопросам профилактики самоубийств и поддержки психического здоровья становится все более необходимой... Сейчас я общаюсь с 8 международными донорами, и надеюсь получить положительные новости. Обеспечить работу “Lifeline Ukraine” на следующие 12 месяцев”, — поделился основатель.
Пол вспомнил, как деятельность Lifeline Ukraine поддерживали доноры из ЕС. Оказать помощь 73 тысячам людей не удалось бы без их финансового и коммуникационного привлечения.
Доноры из ЕС помогали финансово: оплачивали работу операторов, аренду помещения, логистические нужды. А также помогали коммуникационно: предоставляли своих экспертов для создания информационных материалов, проведения образовательных событий и рекламы. Горячая линия имела рекламные онлайн-материалы, также распространяла их офлайн в разных городах Украины.
Например, в феврале 2023 года горячая линия “Lifeline Ukraine” вместе с коммуникационной кампанией Представительства ЕС в Украине “Прямуємо разом” провела несколько семинаров для женщин. Они были посвящены таким темам как: поддержка психического своего здоровья, взаимодействие с детьми, чувство потери и горевание.
***
Если вы чувствуете, что нуждаетесь в психологической помощи, то можете позвонить или написать по телефону 7333. Звонок будет полностью анонимным и бесплатным.