Всегда "не ко времени": где искать помощь ЛГБТ-украинцам с востока Украины во время войны
Проблемы у украинского ЛГБТ-сообщества — такие же, как и у всех: бегство от войны, разрушенное жилье, безденежье, полная перезагрузка. Но есть и свои моменты — вопросы безопасности, которые на фоне войны обострились и стали менее заметными. Где ЛГБТ-украинцы могут найти временное убежище и получить гуманитарную помощь?
В 2022 году украинское общество стало значительно лояльнее относиться к согражданам из ЛГБТ-сообщества, чем шесть лет назад, об этом свидетельствует опрос Правозащитного центра “Наш мир”, проведенный социологами КМИС.
“Полученные результаты удивляют скоростью изменений: за шесть лет, что прошли с предыдущего опроса, количество дружественных к ЛГБТ ответов выросло в два-пять раз!” — отчитываются правозащитники.
Координаторка шелтера от ОО “КиевПрайд” Ольга Онипко пересказывает историю двух транс-девушек, которым пришлось ехать через блокпосты оккупантов из-под Луганска в Киев.
“Это был ужас. Представьте, если над обычными людьми издеваются, то на них реагировали как на зверушек. Били, унижали, угрожали, что убьют. И в то же время наши блокпосты — никакой проблемы, даже словесно не оскорбляли. Смотрят лицо, паспорт: “Это вы?” “Я транс-человек”. “Господи, езжай”, — рассказывает Ольга.
Однако случаи гомофобии в украинском обществе происходят до сих пор, из-за чего ЛГБТ-украинцы скорее будут сплачиваться с сообществом и будут искать поддержки в его узком кругу.
“Проблемы, как и у всех. Доступ к медицине или админуслугам. Транс-люди постоянно принимают гормональные препараты, но это чувствительный вопрос, не к каждому врачу пойдешь. Усложнилось переоформление документов. Право на отцовство. Наши оппоненты не представляют, сколько ЛГБТ-граждан воспитывают детей и как это усложнилось во время войны. Вопросы безопасности. Есть случаи, когда ТРО злоупотребляют властью, когда полиция вяло реагирует на факты избиения. Недавно в Киеве был скандал. Парень похоронил своего партнера, погибшего на фронте под Харьковом. А его избили с комментариями: “Ах ты же, п****, иди воевать!” И полиция не торопилась даже регистрировать это”, — рассказывает координаторка шелтера от ОО “КиевПрайд” Ольга Онипко.
Правозащитница уверена, что критическая риторика, касающаяся проблем ЛГБТ во время войны, разъединяет общество.
“Знаете, проблемы уязвимых групп постоянно “не ко времени”. Хоть ЛГБТ, хоть маломобильные люди, хоть жертвы домашнего насилия. Но права людей есть права людей. И они всегда актуальны. Каждый из нас может оказаться на месте человека, которому скажут: “Не сегодня2, — говорит Ольга.
“КиевПрайд” — общественная организация, которая в большинстве занималась просветительской деятельностью по осведомленности украинского общества о проблемах ЛГБТ-сообщества. Самое известное мероприятие, организатором которого является КиевПрайд, это Марш равенства, который собирает тысячи участников ежегодно. Поскольку организация предварительно работала больше в информационной сфере, гуманитарное направление стало для нее новым вызовом.
“В первые дни войны мы перебрали наши коморки, что есть полезного с Марша (Марш равенства — прим.). Есть рации, есть лекарства — сразу передали на армию. Наши ЛГБТ-военные, с первых дней ушедшие на фронт, уже через неделю делали запросы на спальные мешки, бандажи, турникеты. Многое тогда собирали на фронт. А с другой стороны, появились новые запросы от сообщества, людей, живущих на востоке и юге — писали нам в «Инстаграм», что хотят уехать, спрашивали, где можно остановиться, где есть безопасные пространства, как выезжать транс-людям».
Самый частый запрос к психологам от ЛГБТ-людей — это проживание смерти
Тогда у команды “КиевПрайда” и появилась идея убежища. По замыслу шелтер должен стать транзитным местом размещения, поскольку в столицу прибывает много людей.
“Первое время мы обустраивали людей прямо в офисе на карематах и “спальниках”, и поняли, что шелтер крайне необходим”, — вспоминает Ольга.
Остановиться в шелтере можно на две недели, хотя бывают и исключения с учетом личной ситуации человека. Шелтер рассчитан на комфортное расположение 25 человек одновременно, и за месяц работы здесь остановились уже более 150 человек. Ради безопасности жителей шелтера все анкеты тщательно проверяются, Ольга говорит, что в шелтер пытаются попасть, в том числе, и недоброжелатели ЛГБТ-сообщества.
“Смотрим соцсети человека, есть ли рекомендации от кого-либо. 98%, да нет, могу сказать уверенно 100%, что радикалы в шелтер не пройдут. Их по анкетам видно, пишут: А чего поддержка только своим? А где же под**** тусуют?” — говорит Ольга.
После проверки анкета переходит к социальному работнику, который выясняет личные запросы человека — нужны ли вещи, есть ли клетка для животного, нужна ли помощь с работой. “КиевПрайд” уже потратил более 400 тысяч гривен на адресную помощь сообществу (лекарствами, едой и прочим), которую получили более 650 квир-людей.
“А третий этап человек проходит с психологом. Он должен выяснить, находится ли человек в суперостром состоянии. Варианты помощи таким людям тоже есть, но в шелтере нестабильное психологическое состояние одного человека может навредить другим”, — говорит координаторка шелтера.
Чтобы предотвращать критические ситуации, в шелтере круглосуточно находятся два работника.
“Самый частый запрос к психологам — это проживание смерти. Многие мариупольцы у нас были, это очень жестокие истории. Как умирали люди, как они шли мимо умерших, как они выезжали. У нас останавливался парень из Мариуполя, он би. Его брат военный, а сам он был корректировщиком огня. Когда наши войска начали стягиваться на “Азовсталь”, он решил уехать, потому что если бы его схватили, это было бы плохо и для него, и для брата. Они же выискивают родственников ВСУшников. Он рассказывал, как уничтожали город, очень много боли и смерти”, – рассказывает Ольга.
Жители Дружковки вынуждены готовить еду на кострах
Среди подопечных шелтера от КиевПрайда — 19-летний Дмитрий из Дружковки, что на севере Донецкой области. Этот город входит в Краматорскую агломерацию и находится в 25 км от Славянска, что на севере. Жители окрестностей уже страдают от обстрелов россиян — в начале июня здесь ракетными ударами было разрушено много домов и погиб один человек.
Дмитрий рассказывает, что от вторжения россиян страдает весь город — в Дружковке постоянные перебои подачи электроэнергии, воды, газа.
“Воды не было месяц, до середины июня точно, газа нет в большинстве районов до сих пор”, — рассказывает парень. Из-за разрушенных коммуникации жители Дружковки вынуждены готовить еду на кострах.
“Люди готовят всем двором или выходят на природу к реке, парку. Но нам повезло больше — у бабушки частный дом”, — говорит Дмитрий.
Близость фронта к Дружковке ощущается не только на бытовом комфорте горожан. В городе буквально исчезла привычная жизнь — больше не курсируют трамваи, становится меньше сетевых супермаркетов, не работают развлекательные заведения. Дружковка — небольшой город с 55-тысячным населением, поэтому вычеркивание любого сервиса из повседневности сразу бросается в глаза.
“У нас и так было только два АТБ, остался один. Еще работает “Чудо-маркет”, а так в основном остались маленькие магазинчики. Популярная в городе пиццерия сейчас обложена мешками с песком. Из парикмахерских работает теперь только одна. А у банкоматов огромные очереди, с наличными большие проблемы, как и с работой терминалов”, — рассказывает Дмитрий.
Полномасштабное вторжение россиян в Украину полностью обескровило экономику города, которая на 60% зависела от промышленного производства. Все заводы Дружковки приостановили работу, в том числе и завод металлических изделий, крупнейший и единственный в Украине производитель креплений.
“Там работает мой папа, делают гайки и болты для железнодорожных путей. Но завод больше не работает из-за проблем с электроснабжением. В городе абсолютно прекращена деятельность всех заводов”, — рассказывает Дмитрий.
Поскольку семья Дмитрия осталась без заработка, он даже не думал просить у родителей деньги на выезд из города. Сам он до войны работал баристой, но его кафе тоже прекратило работу еще в апреле.
“У папы задержки зарплаты, а у мамы инвалидность. Поэтому занял у друга 270 грн, это в принципе все, что у меня было на пути в Киев”, — говорит Дмитрий.
Эвакуацию местные власти, по словам Дмитрия, начали еще в марте, и сейчас Дружковка почти опустела.
“У меня такое ощущение, будто там осталось не больше 5000 человек. И людям сейчас тяжело. Я звоню часто родителям, говорят, что чувствуют себя нормально. Но очень не хватает воды. Ее развозят машинами, и люди берут побольше, потому что не знают, когда привезут еще. Развозят гуманитарную помощь волонтеры. Что касается больниц, то работает теперь только одна, а “скорая” приедет скорее военная”, — рассказывает парень.
Читайте также: "Повесившихся в детском саду хоронили в воронке от бомбы". Месяц выживания на окраине Мариуполя
На эвакуацию молодой человек решился благодаря своему партнеру, проживающему в Киеве. Тогда же под грохот ракетных ударов решился и на каминг-аут — поговорить с родителями.
“Если бы не личная жизнь, возможно, я остался бы с родителями. Но я понимал, что не скоро смогу вернуться в родной город, и не хотел обманывать их. Мама где-то 15 минут не понимала, о чем идет речь. А потом сказала, что любит меня. Папа более консервативен, саркастически пробормотал моим сестрам: “Теперь на вас вся надежда”. Я не стал спорить, что ребенка если что можно усыновить или суррогатное материнство упоминать. Все сложно да и ни к чему сейчас”, — говорит Дмитрий.
Дмитрий — выпускник музыкального колледжа и планирует поступить в столице в эстрадно-цирковую академию, чтобы получить профессию эстрадного певца, но сейчас в активном поиске работы. Именно из-за безденежья Дмитрий и его парень в поисках приюта обратились в шелтер “КиевПрайда”: “У парня закончились аренда жилья и деньги тоже. Пока будем здесь три недели, потом будем у родителей партнера, а там увидим”.
Дмитрий уехал из Дружковки 19 июня на автобусе от религиозной организации. Поездами дружковчане эвакуироваться больше не могут — железнодорожные пути уничтожены, и ближайшие поезда отбывают из Покровска, что в 50 километрах.
“Я доехал до Днепра, а 270 грн потратил на плацкарт до Киева. Я оставил все вещи в общежитии, взял самое важное — телефон, документы. Иногда сожалею, что не взял некоторую обувь и одежду, потому что не знаю, смогу ли я впоследствии купить. Но я не жалуюсь. В шелтере дружеская атмосфера, в Дружковке с этим было строго. Коммьюнити не было никакого, город консервативный, избить могли легко. Буквально год назад гопники парня избили до полусмерти”.
В Мирнограде остались пенсионеры и несколько десятков шахтеров
В шелтере строго следят за безопасностью жителей, однако приют — не режимный объект, и его жители могут приглашать к себе близких в гости. Когда мы говорим с Дмитрием, к беседе присоединяется его подруга — 18-летняя Дарья из шахтерского города Мирноград, она также имеет среднее музыкальное образование, однако сейчас в Киеве вынуждена работать в KFC.
“Людям сейчас не до музыки и не до искусства. Их мысли заняты войной. Я думаю сменить профессию и стать педагогом”, — говорит девушка.
Город находится в восьми километрах от железнодорожного узла Покровска, поэтому Дарье удалось выехать эвакуационным поездом в Днепр. Из вещей Дарья взяла с собой самое дорогое: фотографии, рисунки и любимую книгу Канта “Критика чистого разума”.
“Поезд был заполнен настолько, что мы ехали, стоя в тамбуре. Очень много людей было с животными. Мы тоже везли с собой таксу на руках, могу только посочувствовать соседним пассажирам, моя собака, как раздражительный вахтер, обругать может кого угодно”, — шутит Дарья.
Мирноград чуть меньше Дружковки, в нем проживает 45 тысяч человек. Девушка говорит, что в ее родном городе осталась где-то пятая часть населения.
“Преимущественно это пожилые люди, которые не хотят ехать как их не уговаривай. И специалисты по шахтам, несколько десятков инженеров, которые обязаны оставаться. Они перегоняют воду в шахтах”.
Дарья уехала в начале апреля, когда ситуация в городе начала ухудшаться:
“Когда городской глава сказал: “Валите из города!”, тогда и уехали. В апреле в Мирнограде все стало гораздо хуже, отключение воды, газа, света. Продуктов в магазинах мало, только самое необходимое. Сигареты стали дефицитным продуктом. Какая-то бестолковая пачка контрабандных сигарет, которая раньше двадцатку стоила, теперь 60-70 гривен”.
Девушка говорит, что чувствует фрустрацию, но к психологам обращаться не хочет.
“Они пытаются сказать, что понимают меня, но мне это не помогает. Есть такая легкая растерянность. Из-за переезда, из-за работы, все заново — это выбивает землю из-под ног. Но мне легче, чем маме. Она хочет вернуться, там ее друзья, ее квартира, которая для нее вся жизнь. Я отговариваю ее, потому что ни одни материальные ценности не важнее жизни. Наш город маленький, не нужно даже много техники, чтобы стереть его с лица земли”, — говорит Дарья.
Где искать помощь ЛГБТ-людям, пострадавшим в результате войны
КиевПрайд
Сайт: kyivpride.org
Инстаграмм: @kyivpride
- Адресная помощь
- Психологическая поддержка
- Шелтер в Киеве для ЛГБТ+ людей и их семей
Заявка здесь
ГендерЗед
Сайт: genderz.org.ua
Инстаграмм: @gender.z
- Финансовая помощь
Заявка здесь
Точка опоры
Сайт: to.org.ua
Электронная почта: office@belokobylskyto.org.ua
Инстаграм @fulcrumua
- Психологические консультации. Онлайн-запись здесь
- Обучение (английский и другие навыки, необходимые для профессиональной реализации, например, курсы по менеджменту, IT-курсы). Заявка здесь
- Страница со всеми услугами, где можно оставить заявку
Когорта
Сайт: cohort.com.ua
Инстаграмм: @cohort.ngo
Электронная почта: [email protected]
- Гуманитарная помощь транс-персонам
- Финансовые средства
- Лекарства ЗГТ
Объявление о новых заявках искать в закрепленных страницах “Помощь” в Инстаграм
Gender Stream
Сайт: genderstream.org
Инстаграм: @gender_stream
Электронная почта: [email protected]
- Шелтеры в Братиславе (Словакия) и Ужгороде. Заявка здесь
- Временная релокация и поддержка. Заявка здесь
- Помощь Т*персонам эвакуироваться за границу на законных основаниях. Список всех услуг здесь
Инсайт
Сайт:insight-ukraine.org
Инстаграмм: @insight_ngo
Электронная почта: [email protected]
- Адресная помощь (вещи, лекарства, детские товары). Заявка здесь
- Шелтеры в Черновцах и Львове. Заявка здесь
- Выезд за границу и сопровождение (Польша, Венгрия, Словакия, Чехия, Германия, Румыния, Молдова, Грузия, Швеция, Франция, Италия, Израиль, страны Балтии, Канада). Заявка здесь
- Гормональные препараты для транс*людей. Заявка здесь
- Психологические консультации (5-10 консультаций). Заявка здесь
- Правовая помощь. Телефон юриста Анны Литвиновой 0682468878
АльянсГлобал
Сайт: linktr.ee/alliance.global
Инстаграмм: @alliance.global
- Шелтеры в Киеве, Днепре, Черновцах. Заявка здесь
- Тестирование на ВИЧ и ИППП. Заявка здесь
- Продуктовые, медицинские, гигиенические наборы. Заявка здесь
- Список всех услуг здесь