"Тяжелораненые люди выезжали под обстрелами": как в Киеве работает гуманитарный хаб для переселенцев с Луганщины
Куда обращаться вынужденным переселенцам с Луганщины за поддержкой? «Восточный вариант» нашел ответ и рассказывает, как работает гуманитарный хаб в Киеве.
У жителей Горской громады, которые эвакуировались в столицу, теперь есть небольшая ячейка, где можно получить помощь как гуманитарную, так и юридическую. Речь о гуманитарном хабе, об открытии которых недавно рассказывал глава Луганской ВГА Сергей Гайдай.
Журналисты «Восточного Варианта» решили исследовать, как работает хаб в Киеве, кому помогает и кто этим занимается. Для этого побывали в самом хабе и пообщались с его координатором.
Эвакуировались всем отделом
Киев, центр города в двух минутах ходьбы от Майдана Незалежности. Именно здесь, в помещении кафе, где до полномасштабного вторжения отдыхали многие киевляне и гости столицы, расположился гуманитарный хаб Горской громады. Координатор хаба Виталий Коваленко нашел это помещение через своих друзей.
Застаем Виталия в хабе одного. Он принимает заявки и регистрирует людей для получения гуманитарной помощи. Параллельно отвечает на десятки звонков — люди консультируются в телефонном режиме.
«Я лично являюсь начальником отдела правового обеспечения Горской ВГА, — говорит Виталий журналисту «Восточного варианта».—– И мы всем отделом эвакуировались, разъехались по всей стране. Мои коллеги работают в разных гуманитарных штабах, принимают людей по правовым вопросам».
В хабе помогают не только вынужденным переселенцам, но и людям, оставшимся в оккупации. Поскольку Горская громада ныне оккупирована, а люди все же хотят получать украинские документы, чаще всего они обращаются к специалистам, чтобы установить факты смерти или рождения на временно оккупированной территории.
В сложных случаях людям помогают подавать заявления в суд. В частности, когда речь идет о наследстве.
То, чем отличается Горская община среди других — материальная помощь пострадавшим.
«У нас и до полномасштабной войны было положение о предоставлении материальной помощи из средств городского бюджета, но мы его переориентировали на военные реалии», — объясняет Виталий.
В новой редакции утвердили помощь из городского бюджета пострадавшим людям, выезжающим из оккупации. Часть людей попадали под страшные обстрелы и получали тяжелые ранения. Эти люди нуждаются в дорогостоящем хирургическом вмешательстве и дорогих препаратах.
В течение месяца Горская громада принимает заявки на такие компенсации. Их, говорит Виталий, можно приносить лично в гуманитарный хаб в Киеве или в других городах, или отправлять документы по электронной почте с наложением электронной подписи. Вот здесь можно узнать подробнее.
Комиссия собирается раз в месяц и решает, кому нужно перечислить деньги. Ограничений по сумме нет — все зависит от индивидуальной ситуации.
В Киеве с гуманитаркой для переселенцев «все хорошо». Или нет?
Как ни крути, в гуманитарный штаб в основном ходят за гуманитарной помощью: продуктами или средствами гигиены. Чтобы их получить, можно заполнить онлайн-форму или же прийти со справкой ВПЛ и паспортом непосредственно в хаб.
Когда там появляется гуманитарная помощь, людей обзванивают и приглашают в хабы. Те же люди, которые не могут прийти физически без гуманитарки не останутся. Работники хаба отправляют им посылки по Укрпочтой. За доставку пока должны платить сами получатели.
Важно: хаб Горской громады обслуживает всех ВПЛ из Луганской области. То есть люди, имеющие справки ВПЛ и прописку на Луганщине, могут отправиться в любой из хабов громад Луганщины и попросить помощи. Их обязательно зарегистрируют.
Виталий Коваленко рассказывает, что у хаба есть два источника поставки гуманитарной помощи. Часть получают от Луганской областной ВГА. А также ищут напрямую через международные фонды.
“В Киеве и области возник парадокс, — говорит Виталий. — Вроде бы это столица, здесь много вынужденных переселенцев, большой запрос на помощь, но поставки гуманитарки сюда меньше, чем в регионах”.
По состоянию на момент общения хаб зарегистрировал более тысячи заявок от людей с Луганщины. Руководитель хаба говорит: чтобы покрыть этот запрос хотя бы один раз, нужна как минимум одна фура гуманитарной помощи. Ее хватит на две недели раздачи. Но фонды не спешат везти продукты и средства гигиены в Киев.
Причина может быть в политике городских властей. Как известно «Восточному варианту», власти Киева активно говорят об отсутствии потребности в гуманитарной помощи. Мол, могут обеспечить все своими силами. Следовательно, фонды воспринимают это за чистую монет уи на заявки хабов, подобных тем, которым руководит Виталий, реагируют менее активно, чем, скажем, на запрос аналогичного хаба в Днепре или Полтаве.
«Я такой же переселенец как и все, я сам из Попасной. И честно скажу, гуманитарную помощь получил два раза почти за три месяца. Я знаю, что, например, в Днепре гораздо лучше ситуация. Лично я писал 11 писем фондам, они отвечают: «Там же у вас в Киеве полно гуманитарки. Я говорю: не знаю, может, я живу в каком-то другом Киеве», — иронизирует Виталий.
Координировать работу хаба, говорит он, пока непросто. Кроме самой раздачи гуманитарной помощи и работы с людьми, на плечи хаба лег поиск той же гуманитарной помощи.
«Тяжелые истории людей трогают до глубины души»
Горская громада чрезвычайно пострадала от боевых действий — разрушены сотни жилищ людей. Часто местные выезжали без документов, не имея возможности за ними вернуться.
С такими людьми Виталий Коваленко регулярно общается и пытается помочь им.
«До глубины души трогают истории, когда люди были тяжело ранены, но смогли эвакуироваться и вынуждены пережить несколько операций в уже подконтрольных городах. А бывает, что люди спрятали документы в подвал, чтобы уберечь их. А потом под обстрелами сбегали вместе с детьми, не имея при себе ничего. Мы таким людям помогаем восстановить документы через государственную миграционную службу», — рассказывает Виталий.
За разрушенное жилье ВПЛ могут получить компенсацию. Для этого через «Дія» нужно подать соответствующее заявление и обратиться в правоохранительные органы. И если первое можно сделать без документов, то для второго нужно иметь выписку из ЕРДР в подтверждение того, что жилье принадлежало семье.
Кроме того, в гуманитарном хабе помогают обратиться в Европейский суд по правам человека. Здесь тоже нужны документы. Сопровождение в нелегком процессе их восстановления работники хаба берут на себя.
Всего, говорит Виталий, из Громады выехали около 80% людей. Некоторые остаются в громаде ждать освобождения, а некоторые стали коллаборантами.
«На видео появляются так называемые “ждуны”, которые рассказывают, как они ждали россиян, и как им плохо жилось под властью Украины. Среди них есть даже работники бюджетной сферы, к сожалению. Это коллаборанты, которые перешли и сотрудничают с оккупационными властями. Мы подали соответствующие сообщения в правоохранительные органы, и я думаю, когда Украина вернет все свои территории, их ждет реальное наказание или дорога в россию», — рассказывает Виталий.
Он добавляет: все эвакуированные работники Горской ВГА помогают землякам на подконтрольной территории, хоть и далеко от дома. Понимают их потребности и постараются помочь с самыми острыми вопросами.
Информацию о работе хаба можно найти на сайте Горской ОТГ.
***