Кузница лжи: как оккупанты воспитывают новое поколение “экспертов по дезинформации” на ВОТ востока
Захватническая российская власть активно формирует медиапространство, ориентируя его на пропаганду своих политических целей. С помощью тренингов и форумов россия готовит кадры для распространения фейков на временно оккупированных территориях Луганщины и Донетчины. Особое внимание уделяется обучению по созданию “материалов”, которые должны подкреплять вымышленные образы “освобождения”, “восстановления” и “процветания” городов и поселков, разрушенных самими россиянами. Подробнее об этом расскажет Восточный Вариант далее в статье.
Россияне придают большое значение контролю над сознанием местного населения на временно оккупированных территориях, ведь это является основой для достижения их целей — легитимизации оккупационного режима и увеличения политического влияния.
Поэтому они систематически финансируют и создают новые методы, направленные на формирование кадров, которые распространяют пропаганду и поддерживают выгодный им нарратив. Эти инициативы включают не только образовательные и культурные проекты, но и создание “альтернативных” медиа, которые должны манипулировать общественным мнением, способствуя укреплению лояльности к захватническому режиму.
Манипуляция: Украинские СМИ врут и работают по темникам, а оккупационные медиа являются “рупором правды и справедливости”
Российские пропагандисты пытаются дискредитировать украинских журналистов и СМИ. Один из наиболее распространенных инструментов — это распространение ложной информации, целью которой является создание негативного имиджа украинских медиа, снижение к ним доверия и посеять сомнения в их независимости от влияния украинской власти и Запада.
Кремлевские “рупоры пропаганды” могут манипулировать контекстом публикаций или даже создавать фейковые аккаунты в социальных сетях, чтобы распространять мнения, которые усиливают образ “нечестных” или “пропагандистских” медиа, которые специально подают события в стране в искаженном свете, что соответствует политическим интересам Запада или украинской власти.
Что на самом деле?
Зато именно оккупанты делают все возможное, чтобы лишить жителей временно оккупированных территорий востока Украины альтернативных источников информации и погрузить их в информационный вакуум, где только одна правда — российская.
Для достижения этой цели российские захватчики недавно провели рейды, направленные на изъятие так называемого “нелицензионного телевизионного оборудования” у местных жителей, в частности спутниковых антенн.
“Россияне изымают его, чтобы взамен люди устанавливали оборудование “русский мир”. Последнее предоставляется бесплатно, ведь никто платить за это не будет, и имеет доступ к более 20 рупоров кремлевской лжи. Это является частью информационной доктрины кремля, которая предусматривает изоляцию населения от альтернативной информации и максимальный охват кремлевской ложью”, — сообщил Центр национального сопротивления Украины.
Кроме того, захватническая власть стремится сформировать новую волну “медиаактивистов”, которые будут продвигать пропаганду, навязывая местным жителям контролируемую версию событий.
Одной из таких инициатив стал медиафорум “Герой будущего времени”, организованный союзом журналистов россии, который провели в нескольких временно оккупированных городах, в частности в Донецке. Участие в форуме приняли молодые люди с ВОТ, которые имеют интерес к журналистике. Они стали слушателями “лекций” и “тренингов” от так называемых “наставников” — медиаменеджеров из россии и временно оккупированных территорий, а также представителей российского союза журналистов.
Ранее подобные мероприятия проводились и на ВОТ Луганщины, в частности, “мастер-класс” по производству нужной информации был организован для представителей российского медиахолдинга “Луганьмедиа”.
Главная цель таких инициатив — научить своих “журналистов” новым методам искажения правды и распространения информации о “победах в сво”, а также героизации российских преступников. А пропагандистам, которые отмечаются “особо циничными заслугами”, даже выдают удостоверения членов “союза журналистов рф”.
Так, недавно 40 фейковых журналистов так называемой “днр” получили такие удостоверения. Главным критерием для вступления в союз стало написание “материалов” об “освобождении” украинских городов и их “возрождении” после прихода россии. Также кандидаты должны были продемонстрировать работы, которые освещают процесс восстановления и отстройки городов, уничтоженных российскими войсками, таких как Мариуполь.
Военные преступления россии против украинских медийщиков
Пока захватчики продолжают пытаться создать своеобразную медиаармию из людей, которые никогда не имели опыта в журналистике и стали “журналистами” только во время оккупации, настоящие украинские медийщики остаются под постоянной угрозой.
По данным Института массовой информации (ИМИ), по меньшей мере 112 украинских и иностранных журналистов стали жертвами плена или заложниками пророссийских сил и россиян с начала российско-украинской войны 2014 года и до сих пор.
Такие данные были озвучены на пресс-конференции “Накажут ли россию за преступления против свободы слова в Украине?”, на которой побывал Восточный Вариант.
Руководительница отдела мониторинга свободы слова ИМИ, Екатерина Дячук, отметила, что многие медийщики попали в плен или стали заложниками еще во время оккупации Крыма, Луганской и Донецкой областей в 2014 году. Сроки содержания медийщиков были разные — от дня до полугода и двух лет.
“С начала полномасштабного вторжения рф россияне похитили ряд медийщиков на новооккупированных территориях Украины, некоторые из них до сих пор находятся в плену. Для Виктории Рощиной плен закончился смертью. Многим медийщикам россия инкриминировала или инкриминирует участие в террористических организациях, обвиняет в терроризме, шпионаже в пользу Украины.
Общая тенденция — многие из них подвергались пыткам, издевательствам, избиениям. Их технику уничтожали, отбирали документы”, — отметила Екатерина Дячук.
Деятельность российских пропагандистов на временно оккупированных территориях Украины является частью системной стратегии кремля, направленной на изоляцию населения от альтернативной информации и навязывание нарративов “русского мира”. Создание “рупоров-путинистов” среди местных жителей является одним из элементов этой пропагандистской машины. В то же время реальные украинские журналисты продолжают подвергаться серьезным преследованиям, пыткам и похищениям со стороны российских оккупантов.
***