Манипуляции и "комплекс неполноценности": почему россияне пытаются уничтожить украинскую культуру
Почему пропагандисты заявляют, что украинская культура побочная от российской? Как манипуляция “Великая русская культура” влияет на Украину? Зачем россияне хотят “стереть” Тараса Шевченко из истории? Восточный Вариант узнал ответы у кандидата философских наук Евгения Ворожейкина.
российская пропаганда работает через общие нарративы
Евгений Ворожейкин — кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философской антропологии, философии культуры и культурологии Учебно-научного института философии и образовательной политики Украинского государственного университета имени Михаила Драгоманова.
Евгений объясняет, что российская пропаганда работает через общие нарративы, которые вписываются в отдельные истории. Например, манипуляция о том, что украинская культура является побочной от российской. По версии россиян, сначала была русская культура, а украинскую сформировали искусственно. И уже под эти общие нарративы подстраивают все фейки о языке и искусстве.
“По моему мнению, культурные манипуляции влияли на восточную часть Украины, так же как и на центр, юг и север”, — отметил преподаватель.
Манипуляция “Великая русская культура”
Евгений подчеркнул, что российский тезис “Великая русская культура” — это манипуляция, которая целенаправленно создана для негативного влияния на украинскую культуру.
“Сама формулировка “Великая культура” — это уже миф. Добавление прилагательного “великая” к слову “культура” свидетельствует об империалистической позиции. В контексте культуры нет показателей, которыми можно измерить, какая культура является лучшей или худшей. Это не точные науки. Даже если мы будем пытаться это сделать, то каким образом? Количеством написанных произведений? Если говорить о том, что у россиян много писателей, чьи произведения стали вдохновением для художников других стран, то тоже самое можем сказать и о других культурах. Любые категории, которые будем предлагать для измерения, не подойдут”, — пояснил культуролог.
Преподаватель подчеркнул, что культура не может быть большой или маленькой, она уникальна. И должна определяться только в зависимости от внутренних характеристик, а не внешних.
По словам Евгения, такая позиция была у империй в конце XIX в начале XX века. Однако большинство стран отошли от этого, в то время, как россия продолжила манипулировать с помощью этой фразы.
“И если уж играть по их правилам и говорить об определенном величии и так называемой духовности, то будет ли великая культура та, которая строит памятник Михаилу Калашникову? Человеку, который разработал автомат, чтобы уничтожать другие культуры”, — поделился мыслями он.
Преподаватель отметил, что культура — это больше, чем искусство. Культура включает экономические, социальные и образовательные аспекты. И манипуляция “Великая русская культура” влияла на Украину именно на этих базовых уровнях:
“Например, если вы хотите быть кинорежиссером, то нужно учиться только в Москве. Если вы хотите зарабатывать съемкой фильмов, то тоже нужно ехать в Москву. Если появлялся человек, который казался ключевым или важным для определенной сферы, то он пересылался в центр. То есть, в Москву. Не было разнообразия в областях, происходило экономическое и образовательное центрирование. Еще один пример. Если вы хотите писать музыку и иметь большую аудиторию, то нужно петь на русском языке”.
Еще один важный момент, это комплекс неполноценности который развивается у представителей украинской культуры через манипуляцию “Великая русская культура”.
“Если постоянно рассказывать творческим людям о том, что есть определенный стандарт, как нужно творить, а все остальное неправильное, то люди будут двигаться в сторону указанных стандартов. Потому что двигаясь в другую сторону, они не будут услышаны, а будут репрессированы. Экономически или физически. И если они двигаются в “нужную” сторону, то работают по четкому шаблону. А в искусстве, делая по шаблону, ты никогда не сможешь развиваться”, — рассказал преподаватель.
Восточный Вариант предложил Евгению разобрать заявление так называемого философа с пропагандистского канала “Донбасс решает”. “Философ” заявил, что “Нужно убрать все токсичное из украинской культуры, например, Тараса Шевченко”.
“Это опять об определенной выборке, но культура — это не выборка! Культура — это как суп или салат, где все перемешано вместе. Это некорректно, пытаться что-то “убрать” из культуры. Заявление этого “философа” подтверждает, что россияне ищут творцов, которых могут встроить в “Великую русскую культуру”. А если такие личности, как Тарас Шевченко, Иван Светличный, Василий Стус для них “слишком токсичны”, то они стремятся “выбросить” их из нашей культуры”, — прокомментировал заявление Евгений.
Культуролог добавил, что россияне постоянно противоречат своим же идеям. Потому что тезис “встраивать украинскую культуру в русскую” свидетельствует о существовании украинской культуры, как чего-то отдельного, что нужно специально встраивать. То есть, противоречит их известной манипуляции, что “Украинская культура косвенна от русской”.
Манипуляция “Украинская культура косвенна от русской”
Евгений рассказал, что россияне весь период существования советского союза создавали внутреннюю миграцию. Перемешивали людей из разных областей России, всего пространства Украины и других стран, которые входили в состав советского союза.
Часто это происходило таким образом, что россиянам давали предложения по работе, а коренное население депортировали в разные уголки Советского Союза. После этого заявили, что на территории Украины живут этнические русские. Эта политическая стратегия была создана для того, чтобы разрушить национальные общности. россияне это делали со всеми областями Украины, но особенно с теми, чье единство боялись больше всего. Например, территории Донетчины и Луганщины. И на этом они строят нарратив об общности украинской и русской культуры.
“На самом деле это уникальный пример колониализма, который отличает россию от европейских империй. Они рассказывают о том, что мы одинаковые “У вас в стране живут этнические русские, и мы их спасаем”. Ни одна из империй этого не делала. Великобритания никогда не говорила, что создала Индию”, — пояснил культуролог.
По словам преподавателя, манипуляция “Украинская культура является побочной от российской” является определенной политической концепцией, которую удачно используют россияне. Они вписывают этот нарратив в уроки истории и литературу.
“У нас есть много противоречивых деятелей искусства и ситуаций из-за принудительной общности. И сейчас мы делим имущество, как при разводе мужа и жены. То есть, истории Украины и россии в определенные моменты переплетались, но являемся ли мы от этого одинаковыми?” — задал риторический вопрос Евгений.
Культуролог привел пример российской статьи, где упоминался тезис о том, что “Донбасс русский”:
“Пропагандисты апеллировали к тому, что Антон Чехов писал рассказы, где упоминается территория Донетчины и Луганщины. И у Александра Куприна есть литературные герои с Донетчины и Луганщины. Однако писатели и писательницы пишут истории о разных странах, и это не определяет их принадлежности к стране творца”.
Присвоение украинских деятелей искусства
Евгений подчеркнул, что национальность — это сознательный выбор человека считать себя причастным к определенной нации. То есть, добровольно выбирать, кем себя позиционировать.
“Кто-то жил на территории современной россии год или даже несколько недель, а российская пропаганда уже присваивает творца, и заявляет, что он россиянин. Но даже в таком варианте, мы не можем определить, кем является этот деятель искусства. Единственное, когда мы можем точно сказать, это когда человек самостоятельно проговорил или записал: «Я являюсь украинцем, я являюсь россиянином или советским гражданином»”, — рассказал Евгений.
Исследователь отметил, что сложно говорить о национальности в контексте советского союза. Вспомнить шестидесятников, если ты говорил о себе как про украинца или украинку, то был репрессированным. А если признавал себя “советским человеком”, и сохранял жизнь... то возникает вопрос, насколько это было добровольно?
Евгений отметил, что присвоение россиянами украинских деятелей искусства помогало пропагандистам усиливать нарратив о “Великой русской культуре”. И это было сделано несмотря на самоопределение деятелей искусства как украинцев. россияне уничтожали или засекречивались архивы и упоминания о тех, кем россия хотела дополнить свою культуру. Например, как было с работами Казимира Малевича или скульптурами Александра Архипенко.
“Это опасно, потому что забирает нашу историю. А история помогает нации помнить. Также это влияет на международное сообщество, и демонстрирует наших выдающихся личностей как российских. Например, такая личность как Дзига Вертов. Он родился в Польше и имел еврейские корни, но много снимал в Украине, и в том числе на территории Донетчины и Луганщины. Исследовал процесс индустриализации. Значительно повлиял на украинский кинематограф. Но с другой стороны, некоторое время работал в Москве. И снял такие пропагандистские работы как “Кино-правда” и “Шестая часть мира”. В общем трудно определить, кто он”, — пояснил культуролог.
Опасность российских культурных манипуляций
Евгений подчеркивает, что культура — это о понимании страны и ее определенных черт. Через нее идет формирование образа страны у международного сообщества. И это влияет на экономические инвестиции, взаимоотношения и договоренности:
“Это понимание общности в контексте определенных ценностей. Украине важно, чтобы нас воспринимали такими, как мы есть. Но если россия будет продолжать вести активно пропагандистскую работу, то как международное сообщество узнает о нас настоящих? Восприятие нас будет оставаться на уровне мифов и “побочной от российской культуры”. Поэтому нужно популяризировать украинскую культуру. Общаясь с иностранцами, выступая на международных конференциях и работая с зарубежными донорами, важно опровергать российские манипуляции об украинской культуре”.
Также культуролог подчеркнул, что необходимо коммуницировать с людьми, которые поддерживают Украину или потенциально хотят это сделать.
“Еще один важный момент, что россияне, говоря о своей культуре, строят специфический образ. Когда с одной стороны они равняют целые города с землей, убивают и насилуют, но с другой — творчество Александра Пушкина и Михаила Лермонтова. Они продвигают своих деятелей искусства международному сообществу, из-за чего на россиян начинают смотреть иначе. Якобы их культуру нужно сохранять, идти на договоренности, подписывать мирные договоры... Это дает возможность россиянам общаться с теми людьми, от которых нам сейчас нужна помощь. Например, средства и поддержка от международного сообщества, которые могли пойти в Украину, будут направлены на сохранение русской культуры. Сейчас для нас это большая проблема”, — отметил Евгений.
Культуролог резюмировал, что культура является важным представителем ценностей и смыслов страны. Поэтому нужно говорить и показывать, что украинская культура есть, и она отличается от российской.
***