Культ Победы
День Победы – любимый праздник отечественных политиков. Чтобы это ощутить, достаточно пройтись по любому городу Украины в преддверии 9 мая. Например, по Луганску. «С Днём Победы» - по-спартански лаконично поздравляет луганчан с биллбордов мэр Сергей Кравченко. «Поклониться великим тем годам» призывает нас мужская половина семьи Гончаровых. «Память о Ваших подвигах будет жить вечно» - заверяет ветеранов Владимир Струк. «Мы победили! Мы победим!» - с пионерским задором сообщает КПУ. К сожалению, именно стараниями политиков 9 мая можно по праву считать и самым лицемерным праздником в году.
Ключевыми фигурами мероприятий по случаю Дня Победы считаются ветераны – именно к ним обращаются ораторы, именно им дарят цветы и именно им наливают «фронтовые» 100 грамм. На деле же ветеранам отведено примерно такое же место, как котятам или щеночкам в телевизионной рекламе. Их назначение – вызывать у потенциального потребителя положительные эмоции и формировать устойчивые ассоциации с предлагаемым товаром, в нашем случае – товаром политическим. Но если о судьбе котят из рекламы мы можем только догадываться, то положение ветеранов всем известно: нищенские надбавки к пенсиям, единоразовые выплаты-подачки к праздникам и бесконечные очереди за порцией пофигизма в поликлинике. И это – судьба ещё живых.
Мёрвым повезло не намного больше (если мёртвым вообще может везти). Каждый год государственные мужи и политические лидеры возлагают цветы к могилам павших. А вот поиском останков этих самых павших, разбросанных по лесам и полям, занимаются на общественных началах добровольцы-«поисковики». Вспомним, с какой помпой в прошлом году происходило перезахоронение полутысячи солдат, защищавших Киев в 1941-м: Президент красиво говорил о долге, святых обязанностях и светлом будущем, хотя останки нашлись чисто случайно во время строительных работ… Наша область – не исключение: прошлогодние перезахоронения в п. Успенка (Лутугинский район), в с. Стрельцовка (Меловской р-н), в с. Анновка (Перевальский р-н) и в г. Приволье (Троицкий р-н) стали возможны благодаря работе местных поисковых отрядов, а не тех, кто по случаю Дня Победы ежегодно создаёт себе политический капитал. Впрочем, политиков можно понять: с мёртвыми (тем более, ещё не найденными) на публике не покажешься. То ли дело с живыми: и обняться в кадре можно, и благословение перед выборами получить.
Вообще, потребительски-наплевательское отношение со стороны власти преследует ветеранов буквально всю жизнь. До войны им приходилось существовать в условиях тоталитарного государства, в котором от ГУЛАГа отделял один донос. Во время войны им выпало быть пушечным мясом, которое советские полководцы не экономили, практикуя, например взятие городов к дате – чтоб символично было. А уж сколько солдат придётся ради этого символизма положить – дело десятое, мы за ценой не постоим. После войны государство обошлось с фронтовиками с максимальным цинизмом и жестокостью: тысячи инвалидов войны были депортированы из крупных городов в Сибирь – чтоб глаза не мозолили. Сегодня, слава Богу, ветеранов никто на убой не гонит. Нет и государства, которое делало это. Но солдаты той страшной войны – живые и мёртвые – по-прежнему остаются разменной монетой в руках власть предержащих. На фоне этого государственный культ, в который давно превратилась победа в Великой Отечественной войне, приобретает отчётливые черты абсурда.
Да и культ этот появился не в знак благодарности и благоговения перед подвигом фронтовиков, а для идеологических потребностей брежневского СССР. Сейчас в это трудно поверить, но 9 мая стало официальным красным днём календаря только спустя 20 лет – в 1965-м. Ни Сталин, ни Хрущёв этого праздника не признавали. Брежнев вспомнил о Дне Победы не случайно. Каждому обществу нужна некая высшая цель, которая будет оправдывать государственный строй и вокруг которой будет солидаризироваться общество. В сталинские времена такой идеей было коммунистическое мировое господство: достаточно посмотреть на советский герб – земной шар под сенью серпа и молота. Во времена хрущевской «оттепели» СССР жил идеей мирового лидерства – «догнать и перегнать Америку» (ну и построить коммунизм к 1980-му году). В эпоху застоя уже никто не собирался никого перегонять – место глобальных целей в будущем заняло воспевание свершений прошлого. «Война стала для советского сознания главным символом и инструментом самоутверждения. Тут всё, что хочешь. Для интеллигентного сознания — экзистенциальная, моральная проблематика, вопросы оправдания войны и своей в ней роли. Для официоза — закрепление заслуг партии и государства и всей иерархической структуры тоталитарного общества. Для национального сознания — миф о том, что бедный народ-жертва в минуту испытаний справляется с врагом. В эти годы образ войны и Победы, легитимность руководства и легитимность мобилизационного устройства общества оказались увязаны в единое целое» ,- поставил диагноз эпохе один из ведущих российских социологов Лев Гудков.
После распада СССР новая украинская государственная элита оказалась неспособна предложить обществу новый проект будущего. Поначалу, в пылу десоветизации и перехода к капитализму, обходились без этого. Когда же идеологический вакуум стал очевиден, государственные мужи вернулись к знакомым со времён комсомольской молодости приёмам. Президент Ющенко пытался провести ревизию культа Победы и вывести на первый план другие фигуры и события. Поэтому Януковичу досталась хорошо подготовленная почва: украинское общество, взбудораженное идеологическими экспериментами «пасечника», охотно ввязывалось в исторические ссоры.
В условиях тоталитарного государства культ Победы опирался на всепроникающий и всемогущий админресурс, который обеспечивал хотя бы формальное единодушие общества. Современное украинское государство не располагает таким аппаратом духовного и физического принуждения, поэтому вынуждено вести более изощрённую игру. Если советская власть просто подавляла любое альтернативное мнение, то украинская политическая элита превратила плюрализм мнений в средство манипуляции общественным сознанием. Вспомнить хотя бы прошлогодний конфликт во Львове, когда празднование Дня Победы привело к столкновениям и беспорядкам. Достаточно было откомандировать группу русских националистов из Крыма и Одессы поднимать красное знамя во Львове и дело в шляпе: за полдня нация раскололась на два непримиримых и разобиженных друг на друга лагеря. Одни стали ещё большими антисоветчиками-бандеровцами, другие испытали тяжёлое обострение памяти и гордости и все почувствовали себя, как в осаждённой крепости. Тут-то и выходят на сцену политические дельцы, предлагающие народу услуги: одних они обещают защитить от «ползучей бандеризации», других – от стирания национальной памяти.
Но главная опасность для общества и государства состоит в том, что культ прошлого подменяет видение будущего, которого у украинского правящего класса просто нет. Нет его и у украинского интеллектуального класса, вынужденного обслуживать интересы политических группировок. Поэтому украинская нация находится в абсурдной ситуации: стоя на историческом перепутье, она размышляет о тяготах пройденного пути, вместо того, чтобы продумывать свой следующий шаг. Чем подобные размышления закончились для СССР, известно. Неизвестно, осознают ли это украинские государственные мужи. Как говорится, поживём – увидим.