Кто такие луганские оппозиционеры. Часть 1. Шапито братьев Серпокрыловых
В Украине всего за пару дней произошла смена центральнойвласти, сейчас, постепенно, кадровые перемены начнут происходить и на местах.Может случиться так, что при принятии кадровых решений новые министры, или,допустим, политики, будут спрашивать мнение своих местных «побратимов». Врядли, конечно, их голос будет решающим, но, тем не менее, может на что-то иповлиять.
В 2005-м, после «Оранжевой революции», в Луганской области,где большинство избирателей проклинало «помаранчевых» с такой же силой, как сейчас– «майданутых» и мифических «фашисто-бендеровцев». Потом, когда Ющенко и еготогда еще команда получили власть, они столкнулись с тем, что желающих работатьхоть отбавляй, но в Луганске опереться ни формально, ни политически просто нена кого. Идейные сторонники малочисленны и зачастую к работе не приспособлены,подвержены влиянию сторонних сил, в том числе финансовому, часто прямо иликосвенно связаны с «прошлой властью», а в оппозицию ушли или после утратыстатуса в системе или из-за личных обид. По большому счету до «Оранжевойреволюции» партии Ющенко и Тимошенко в луганском регионе были абсолютномаргинальными. Потом – в 2005-2007 гг. - был ажиотаж, туда ринулись местныеамбиционные и не особо принципиальные Наталия Королевская, Владимир Медяник, ВладимирГончаров, Виталий Курило. Кто-то ушел раньше, не выдержав внутривидовой борьбы,а кто-то остался до 2010-го, и, проиграв вместе с Тимошенко, активно началинтегрироваться в ПР. Местная оппозиция опять стала идейно-маргинальной.Оживляет ее только Гражданский сектор – группа неполитических активистов.
«Восточный вариант» знакомит читателей с теми, ктопредставляет партии новой власти в Луганском регионе сейчас. Начнем с Виталия и Вячеслава Серпокрыловых, сейчас представляющих партию «Удар», которые устроили в Луганске провокацию с имитацией штурма обладминистрации «бендеровцами» в субботу, 22 февраля. На самом же деле, конечно, никакой попытки не было - это была попытка сыграть на стороне местной власти и создать нужное им истерическое настроение и панику среди радикально настроенных луганчан. У местных «ударовцев» все получилось на «пять баллов».
Итак, братья Виталий и Вячеслав Серпокрыловы хорошо известны влуганском политикуме. Их становление пришлось на «лихие 90-е», когда братьябыли связаны с самой влиятельной криминальной группировкой Луганщины«авторитета» Валерия Доброславского. Бывший соратник Серпокрыловых – нынедепутат Александровского горсовета Игорь Гуменюк называл Серпокрыловых «опричниками» «Доброслава».
После убийства Доброславского в 1997-м «птенцы гнезда его»ушли в вольное плавание – у Вячеслава Серпокрылова в 1999-м возникли проблемы с законом – 10 августа 1999 г. его арестовали захранение оружия, осудили на три года, из них он отсидел несколько месяцев. СамСерпокрылов впоследствии называл это уголовное дело «политическимпреследованием».
В начале «нулевых» братья Серпокрыловы занимались семейнымбизнесом в Луганске и Кировске. А после «Оранжевой революции» они неожиданно«всплыли» в качестве руководителей областной организации Гражданской партии«Пора» – Виталий стал руководителем областной организации, а Вячеслав – один изпубличных спикеров организации (впрочем, сайт «Полемика» сообщал, что доМайдана Вячеслав Серпокрылов состоял в СДПУ(о).
История этой партии очень любопытна сама по себе – ее лидерВладислав Каськив трансформировал привлекательный образ организации молодыхреволюционеров («Пора» была одной из движущих сил Майдана-2004) в политическийбренд, которым он как франшизой «торговал» в регионах. Последствия не заставилисебя долго ждать – «обновленная» «Пора», из которой ушел идейный костяк, сталаисточником ряда скандалов, в частности обещанная ею во время Майдана люстрациявыродилась в организацию заказных митингов и провокаций.
Основным объектом нападок луганской «Поры» сталипредседатель областного совета Виктор Тихонов и экс-губернатор АлександрЕфремов. Серпокрыловы организовывали пикетирования областных органов власти,требуя наказать главных сторонников Януковича во время выборов 2004 года. Ноподобным тогда занимались все «помаранчевые» активисты.
Гораздо более интересной была деятельность «Поры» вРовеньках. Там она в 2005-м занималась атакой на нардепа Астрова-Шумилова,которого обвиняли внезаконных операциях с углем на предприятии «Ровенькиантрацит» (Астров-Шумиловушел в парламент с поста гендиректора этого предприятия). Нардеп оказался в «черных списках» «Поры» входе явно коммерческого спора за право контроля над государственным угольнымпредприятием.
Вячеславу Серпокрылову пришлось тогда оправдываться поповоду подозрений в заказном характере их люстрационной деятельности. «Партия«Пора» не создавалась как кабинетный замысел и как «крыша» для лоббированиячьих-то интересов, мы организовали себя сами. Потому и наша политическая партияявляется самой настоящей среди всех, и самой правдивой. Все знают о наших«черных списках», и мы проводим длительную, кропотливую работу, чтобыудостовериться в своей правоте, прежде, чем внести в этот список новогочеловека», - говорилон.
После провала блока «Пора-ПРП» на выборах в парламент в 2006году (10-е место, 1,47% голосов избирателей в «общем зачете» по стране, 0,23%голосов в Луганской области), Серпокрыловы потихоньку начали сливать «Пору». Навыборах-2007 партия влилась в блок «Наша Украина–Народная Самооборона» - и хотяэтот блок прошел в парламент (автор «революционной франшизы» Каськив наконец-тостал депутатом), но на Луганщине штаб НУНС, возглавляемый киевским «варягом»Ильей Шевляком, которого старательно опекали братья Серпокрыловы, «добился»провального результата в 1,73%.
С этого времени Серпокрыловы занялись «общественнойдеятельностью», точнее - созданием общественных организаций, под прикрытиемкоторых они продолжили развивать ноу-хау «Поры» - под демагогическим соусомборьбы со старыми реакционными политиками заниматься политическимипровокациями.
В 2008 г.Вячеслав Серпокрылов преображается в защитника трудящихся, он возглавляетлуганскую ячейку Национального форума профсоюзов. Происхождение этойорганизации также интересно – киевский «профсоюзный босс» Мирослав Якибчукпредпринял фактически рейдерскую атаку на официальную Федерацию профсоюзов, пытаясьзавладеть ее имуществом, активно используя судебные тяжбы. Серпокрылов такжебезуспешно пытался оспорить в суде законность избрания местного руководителяФедерации профсоюзов Михаила Гайдукова.
В следующем году Вячеслав Серпокрылов оказывает в числесоздателей общественного объединения СССР (Союз «Социальная справедливость иразвитие») – его новыми соратниками были и тогдашний депутат горсовета, регионалНиколай Греков, и скандалистАрсен Клинчаев (еще недавно закоренелый враг Серпокрылова-«пориста»).Последний охотно принял участие впостановочной драке с нанятыми лицами, изображавшими украинскихнационалистов, «протестующих против возрождения СССР» на презентации новойорганизации.
Организация СССР имела откровенно провокационный характер и,что называется, «принимала заказы отнаселения». Так, во время мэрских выборов-2010 она выдвинулакандидатом однофамильца действующего городского головы «правозащитника»Владислава Кравченко (политтехнология «кандидатов-двойников», призваннаязапутать избирателя одинаковыми фамилиями в бюллетене). В 2011-м СССР участвовал в организации акций протеста вСтаханове, где к власти пришел неугодный Александру Ефремову мэр Юрий Борисов(протеже известного предпринимателя Сергея Шахова).
Обвинял в«наезде» Серпокрылова и нардеп Виктор Тихонов. Летом 2009 г. центр Луганска был обклеен провокационнойагиткой против этого политика (заказчиком «черного пиара» Тихонов называлсвоего старого недруга нардепа Ягоферова).
Серпокрылов отрицал свою причастность к этой акции: «Личномое отношение к таким разборкам – это полный фарс, разыгранный между людьмиодного и того же постсоветского номенклатурно-партийного происхождения, где воглаву угла всегда ставилась борьба за власть», - сказал он на специальносозванной пресс-конференции.
В 2011 г.братья Серпокрыловы вновь вернулись в «большую политику». На этот раз их выборпал на партию Виталия Кличко «УДАР».Виталий Серпокрылов возглавил областную организацию, а Вячеслав – городскую,хотя, как всегда, более привыкший к публичной деятельности Вячеслав стал«лицом» УДАРа в Луганской области. На парламентских выборах 2012 года штабУДАРа сотрясали финансовые скандалы, в частности, укомплектованный штат былвнезапно разогнан по домам в безоплатный отпуск, при этом руководстволуганского «УДАРа» ссылалось на указания из Киева. Неофициальные источники называли сумму «освоенных»Серпокрыловыми в ходе выборов денег в один миллион долларов. Итоги подобной«агитации» сказались на результатах «УДАРа» в Луганской области – 4,74%голосов, предпоследний результат по Украине (притом, что Виталий Серпокрыловбыл включен в партийный список УДАРа под номером 62).
Летом 2013 г. Виталий Серпокрылов принял участие в выборах мэра вАлчевске. Благодаря участию УДАРа выборы оказались достаточно конфликтными –Вячеслав Серпокрылов, защищая интересы брата, пыталсяподраться с оппонентами прямо на избирательном участке. В итоге ВиталийСерпокрылов пришел к финишу четвертым, набрав около 7% голосов алчевцев.Некоторые наблюдатели называли Серпокрылова «техническим кандидатом» своейбурной деятельностью игравшего на руку кандидату регионалов Косюге – победителювыборов.
В 2013-14 гг. в Украине начались массовые протесты противполитики Президента Януковича, которые привели к кровавому противостоянию. ВЛуганске также шли протестные акции, однако от других городов их отличал мирныйхарактер. И здесь в полной мере «раскрылись» таланты Серпокрыловых, которыепостарались «поддать огня». На одном из оппозиционных вече 26 января 2014Вячеслав Серпокрылов стал грозить местной власти покрышкой и имитацией«коктейля Молотова», призывая губернатора уйти с поста. Затем по его словам,СБУ возбудила против него дело. 3февраля машина, принадлежащая УДАРу, была задержана сотрудникамиправоохранителей, после анонимного сигнала о том, что в ней бомба. Затем вофисах УДАРа были проведены обыски, впрочем, все изъятое было возвращеновладельцам без суда. Все это вполне укладывалось в русло преследованийактивистов оппозиционных партий, развернувшееся по всей стране, и луганскимУДАРовцам можно было посочувствовать. Однако дальнейшие события показали, чтоСерпокрыловы с проторенной дорожки политических провокаций так и не свернули.
9 февраля во время акции «Инструмент свободы» (активистыЕвромайдана играли на пианино гимн Украины и Евросоюза), произошла стычка междусторонниками и противниками Евромайдана. В драке травму получил пожилойактивист «Свободы» Романюк, когда же пыль сражения улеглась - выяснилось, что «евромайдановец» получил вглаз от «своих» - активиста «Удара».
В январе-феврале луганская власть, потчуя зрителей местныхтелеканалов большими порциями абсурдных комментарием и беспочвенных слухов, усиленно готовилась к попытке захватагосучреждений, хотя любому здравомыслящему человеку было ясно, что луганскойоппозиции, во-первых, даже при желании не собрать нужного количества людей,во-вторых, радикальные течения Майдана, вроде «Правого сектора», никогда непользовались поддержкой в Луганске, а сам Луганский Евромайдан был сугубомирным.
Однако 22 февраля Серпокрылов с группой товарищей попыталсяимитировать «штурм» Луганской обладминистрации, устроив стычку с местнымиантимайдановцами, в ходе которой пострадали 2 человека. По городу мгновеннопрокатились панические слухи о том, что в Луганске начались кровавыебеспорядки. Учитывая, что «акция» Серпокрылова оказалась приурочена к приезду вЛуганск нардепа Ефремова, то вполне можно предположить, что такое совпадение неслучайно. Это была явная провокация, которая мгновенно мобилизироваларадикально настроенных фанатов включения Луганской области в состав России(люди реально пришли защищать обладминистрацию вооруженными цепями, битами иарматурой), создала благоприятный контекст для пиара Александра Ефремова (всеэто происходило еще до его позорного обвинения Януковича) запустила панику врядах более вменяемых жителей города, подвергла опасности настоящих мирных«евромайдановцев».
Все изложенные факты – достаточно широко известны в сферелуганского политикума, однако братья Серпокрыловы по-прежнему привечаютсялуганскими оппозиционерами в своем кругу, их воспринимают как приемлемыеполитические фигуры, профессиональным провокаторам жмут руки и избирают всостав разных оппозиционных комитетов – например, для представителей «Удара» оставилиместо в «Народной раде»
Во второй частитекста: Политическая история луганской «Батькивщины» и ее лидера ИриныВеригиной.