Экс-губернатор Луганской области Данилов: «Я считаю себя молодым политиком»
«Восточный вариант» публикует продолжение интервью с экс-губернатором Алексеем Даниловым. Первую часть «В Украине нет ни власти, ни оппозиции» читайте здесь. Во второй части интервью Данилов рассказал о том, как вел совместный бизнес с Александром Ефремовым и о том, какие видит перспективы для политика Королевской.
«ЛУГАНЩИНУ «ЗАКОНСЕРВИРОВАЛИ»
- Есть ли, по вашему мнению, в луганском политикуме «новые лица»?
- Луганщину «законсервировали», к моему большому сожалению. Мне бы хотелось видеть больше динамики во многих процессах. После Владимира Васильевича Шевченко в Луганской области не было первых руководителей, которые видели бы глобальную перспективу развития региона. Новым лицам очень сложно пробиться сквозь плотные ряды старой партхозноменклатуры, которые со времен СССР руководят, руководят, руководят, и никак не наруководятся.
- Если ли смысл предполагать, что на этих выборах что-то изменится? Наши люди традиционно пассивны и лояльны к властям.
- Нет, они не лояльны и не пассивны, они воспитаны на старых славянских сказках про лежание на печи, которая куда-то самостоятельно поедет, золотую рыбку, которая выполняет любые желание, скатерть-самобранку и так далее. На самом деле если ты не занимаешься трудом, то успехов не достигнешь. Я в 15 лет поступил в техникум и у нас был гениальный преподаватель, он заставил нас всех написать в тетради фразу: «Только в труде ты найдешь свое счастье». Нам было по 15-16 лет, мы иронизировали на этот счет, тогда было смешно и весело: где труд и где счастье. В 1987 году мне было 24, я начал самостоятельно заниматься предпринимательством, и когда стало получаться, и я начал видеть результаты своего труда, то понял, что самое большое счастье - именно в труде. Если человек не работает – это очень тяжелое состояние, и в таком состоянии находится огромное количество наших сограждан. Они и хотели бы работать, и могли бы, но негде – заводы закрыты, фабрики не работают, о новых высокооплачиваемых рабочих местах можно только мечтать, системно в нашей стране этим вопросом никто не занимается.
Экономический мир достаточно жесток. Когда люди не знают правды об экономическом состоянии страны, региона, города, они принимают неправильные и нелогичные решения. Это очень большая проблема. Люди, которые занимают государственные должности, всегда приукрашают действительность, их статистика лукавая. Необходима публичная информация об экономическом положении в разрезе всех территорий, чтобы люди смогли сравнить, правильно делать выводы, и после этого принимать верные решения. Оценивать работу чиновников на тех или иных должностях необходимо по четким, ясным и прозрачным критериям, которые должны быть максимально публичными. У нас существует легенда, что одни территории «кормят» другие – на самом деле это большой украинский миф, единственная самодостаточная территория в Украине – это город Киев в связи с его спецификой, все остальные являются дотационными, все без исключения… Вот такая грустная картина.
«В СВОЕ ВРЕМЯ Я ДАЛ ДЕНЬГИ НА ПОКУПКУ 25% АКЦИЙ «УКРАИНСКОГО КОММУНАЛЬНОГО БАНКА»
- Давайте поговорим про Партию регионов. Список «лиц» луганской ПР за последнее время очень сильно изменился, из него фактически выпал Тихонов, имидж Владимира Ландика очень сильно пострадал из-за прошлогодних скандалов с ГАИ и сыном, в ПР наблюдается явный кадровый голод, нет новых лиц. Повлияет ли это на ход кампании и на ее результаты? Возможно, это приведет к росту шансов кандидатов из других партий?
- Что касается Партии регионов, то в 2003-2004 гг., и для меня это очевидно, их выбрали «мальчиками для битья», причем никто иной, как Леонид Данилович Кучма со своими товарищами, которые сейчас опять, похоже, пытаются вернуться в политику. Это был крупномасштабный эксперимент, как сделать Кучму президентом в третий раз. Итог должен был быть таким: выборы 2004 года отменяются, и Леонида Даниловича просят, чтобы он в третий раз правил страной. Это была очень опасная игра, потому что раскол в стране, который тогда сделали по личному указанию Кучмы, остается до сих пор. Если мы единая страна, у нас не должно быть ни бело-голубых, ни оранжевых, ни «донецких», ни «луганских» ни «львовских». Правда, пока так не получается.
Партия регионов находится в очень сложной ситуации - им уже пора нести ответственность за пребывание на должностях, но рапортовать особо не о чем. Вместо того, чтобы говорить о необходимости всем работать, засучив рукава, они продолжают рассказывать о плохом хозяйстве, которое они получили. У меня был предшественник (на посту мэра Луганска, - ВВ) Владимир Пантюхин, и я ни разу не позволил себе сказать в его адрес что-либо плохое. К большому моему сожалению, в последнее время у нас судят не по делам, по словам. А надо как раз наоборот. По поводу луганских регионалов… Виктор Николаевич (Тихонов, - ВВ) никуда не «выпадал», разве может «глыба» куда-нибудь выпасть…
- Но существует же легенда о расколе.
- Я знаю, как Александр Сергеевич Ефремов появился в политике после развала СССР. Точно знаю, что его за руку привел Виктор Николаевич Тихонов. Мы в свое время были бизнес-партнерами. Тогда модно было создавать региональные банки, и считалось, что в каждом регионе он должен быть. Анатолий Путинцев, мой друг и соратник (Путинцев был заместителем губернатора Данилова в 2005 году, - ВВ) меня с Александром Ефремовым и Эдуардом Лозовский (бывший председатель правления «Украинского коммунального банка», сейчас – первый заместитель председателя Луганской ОГА, - ВВ), которые пришли ко мне с предложением стать акционером «Украинского коммунального банка». В свое время я дал деньги на покупку 25% банка. Но когда я через полгода попросил отчета – партнерство прекратилось. Я считаю, что партнеры обязаны быть открытыми друг перед другом. Г-н Лозовский, на котором в принципе и держался весь «Украинский коммунальный банк», эту историю знает точно, в деталях.
- Насколько я знаю, в 2005 году УБОП пытался заниматься вопросом приобретения «Укркоммунбанком» здания в центре города. Это по вашему указанию?
- Во времена министра Юрия Луценко никто ни УБОПу в частности, ни всему УМВД в Луганской области никаких команд давать не мог. Кроме того, по моему глубокому убеждению, поставив Луценко министром внутренних дел, Виктор Андреевич Ющенко сыграл с ним злую шутку: Юрий Витальевич мог бы быть лучшим министром культуры, чем министром внутренних дел. После Кравченко назначать Луценко в МВД - это было, мягко говоря, алогично.
- Вы наверняка были знакомы по бизнесу с Пристюком?
- Мы были партнерами с Владимиром Пристюком, для меня он очень положительный пример. В отличие от Ефремова, Владимир с партнерами, по крайней мере, со мной, всегда вел себя порядочно. Он в свое время ушел из комсомола на вольные хлеба, и не стал держаться за комсомольское кресло, и для меня это позитивный фактор. Я к нему всегда хорошо относился и отношусь. Он когда-то мечтал стать мэром Луганска, но у него не получилось, хотя меня ради этого Тихонов, Ефремов и компания сняли с выборов в 2002 году, но им это не помогло, стал мэром Бурлаченко…
У нас с Владимиром Пристюком всегда были хорошие отношения, я никогда не путал личные отношения с общественными, и когда его супруга Татьяна говорит, что, дескать, когда пришли «оранжевые», «терзали» ее магазин (об этом супруга Владимира Пристюка заявила в интервью газете «Молодогвардеец накануне 8 Марта, - ВВ), кроме улыбки у меня это ничего не вызывает. Я очень хорошо знаю Танечку, но она точно знает, что к ней никто не приходил и проверок не проводил во время работы Данилова на посту главы Луганской областной государственной администрации. Возможно, когда областью руководил друг Володи по комсомолу Александр Кобитев – не знаю, это нужно спрашивать у него.
Нет таких вещей, которые не становятся публичными рано или поздно. Мне достаточно легко и комфортно – я всегда говорю то, что думаю. Может, кому-то неудобно – ну извините, меня так воспитали.
- Наталия Королевская начала работать с БЮТом, когда вы были главой областной госадминистрации. Вы имели отношение к этому?
- Дело в том, что я никогда не был членом партии «Батьківщина», и никогда не рвал на себе рубаху, рассказывая что «мы с Юлей единое целое». Как вы помните, Наталия Юрьевна была депутатом Луганского областного совета, и, если мне не изменяет память, членом ПР. В БЮТ тогда можно было попасть тремя путями – по уму, за деньги и по должности… Наталия Юрьевна сейчас - большая новая «звезда», очень способная (пауза)… С большим будущим, если вовремя не остановят.
- Насчет «большого будущего» - это сарказм?
- Когда Наталия Юрьевна в интервью «Украинской правде» сказала, что Азаров приказал Путину, чтобы уволили ее брата в работы в России, я очень долго смеялся. Хотел бы я посмотреть на это, как это было, как Азаров на встрече с Путиным вообще может поднимать такие вопросы? Я думаю, в данном случае у Наталии Юрьевны явно мания величия. Рано или поздно все станет на свои места: и про «любовь» Наталии Юрьевны к Юлии Владимировне, и про ее оппозиционность, и про ее причастность к работе в угольной отрасли во времена министра Виктора Полтавца, и про многое другое. Дай ей Бог здоровья и больших успехов в этом нелегком труде под названием «Как стать «звездой» в украинской политике».
«ПОЧЕМУ «СВЯЗЬ С ДОБРОСЛАВСКИМ» СЧИТАЕТСЯ КОМПРОМАТОМ?»
- По Артемовскому и Каменнобродскому району Луганска в Раду, вероятно, будет баллотироваться помощник Александра Ефремова Владимир Гончаров. В интернете уже есть на него компромат, про связи с Доброславским. Вы не пересекались никогда?
- Хотелось бы уточнить, почему «связь с Валерием Доброславским» считается компроматом? Как-то неудобно получается – при жизни Валеры для всех судей, прокуроров, работников силовых структур было за счастье с ним пообщаться, все поздравляли его с днем рождения, с праздниками, дарили дорогие подарки, а как его не стало, все сразу стали кричать про него Бог весть что.
С Владимиром Гончаровым я лично не знаком.
- В своем интервью депутат Александровского горсовета Игорь Гуменюк подробно перечислил всех тех, кто в 90-х имел отношение к структурам Валерия Доброславского. Как вы считаете, сейчас наличие таких фактов в биографии – минус для политика или плюс?
- Из жизни ничего выбросить нельзя, я хорошо знал Валеру начиная с 1989 года и ничего плохого о нем сказать не могу. И когда некоторые «товарищи», один раз с ним сфотографировавшись, начинают рассуждать на тему «Есть ли жизнь на Марсе», выглядит это смешно и глупо. Про покойника - только хорошо или ничего. К сожалению, мы до сих пор не знаем, кто действительно был заказчиком убийства Валеры. И стыдно, когда люди с большими звездами на погонах сначала жали ему руку, а потом рассказывали какой он нехороший человек.
- Как вы думаете, смогут ли луганские регионалы удержать ситуацию с контролем в комиссиях, с «рисованием» нужным кандидатам нужных результатов?
- Это никакого значения не имеет. Я уже говорил о том, что таким образом ни авторитета, ни власти им не видать.
- Как вы оцениваете шансы кандидатов от непровластных партий?
- Для этого нужно дать ответ на вопрос какие партии провластные, а какие - нет. Все смешалось. Фактически в каждой партии есть люди, которые сотрудничают с властью, а в ПР есть люди, которые находятся к оппозиции к власти. Такие у нас партии. КПУ – это власть или оппозиция? Наташа Королевская и ее партия – это власть или оппозиция? И дальше можно перечислять до бесконечности. Политическая борьба в Украине мне часто напоминает борьбу нанайских мальчиков.
- Луганские регионалы любят вспоминать про то, как их «давили» в 2005 году. Скажите, после отставки с губернаторского поста у вас были какие-то явно политические проблемы, возможно, в бизнесе? Возможно, против вас были уголовные дела, как против Авакова сейчас?
- Против меня не было никаких уголовных дел, а насчет того, что их давили – это выглядит немножко странно. Кто их мог давить? Луценко?! Смешно!
- Вы считаете себя молодым политиком?
- Конечно! В 31 год я стал мэром областного центра, к 50-ти я был уже и главой областной администрации, и народным депутатом, у меня еще все впереди. Такой возраст для политика – это не просто молодой, а очень и очень юный. Мы живем в молодом государстве, Украине только 20 лет, лет через 40-50, если Украина не утратит свой шанс на государственность, в таком возрасте люди будут только начинать заниматься политикой.