Экс-губернатор Луганской области Данилов: «В Украине нет ни власти, ни оппозиции»
Бывший губернатор Алексей Данилов намерен побороться за мандат депутата парламента в Луганске, однако особых иллюзий насчет чистоты выборов у него нет. У Данилова в этом вопросе богатый опыт – став в 31 год мэром Луганска в 1994 году, он потерял должность в 1997-м, в 1998-м практически выиграл мажоритарные выборы в парламент, но внезапно стал вторым (тогда мандат получил известный парламентский перебежчик Александр Борзых). В 2002 году его сняли с выборов Луганского городского головы за два дня до голосования, в 2004 году Данилов возглавил штаб кандидата на пост Президента Украины Виктора Ющенко, в 2005-м стал губернатором, но потерял кресло сразу же после первой отставки Тимошенко с поста премьер-министра. В 2006-2007 гг. он был народным депутатом. В последний раз Данилов появлялся в местных СМИ во время выборов Луганского городского головы – тогда он высказывался поддержку главы областной организации «Фронта змін» Игоря Лиски. Впрочем, Данилов в ходе предварительного обсуждения тематики и вопросов интервью категорически не согласился с тезисом о том, что «исчез из политики». Он уверяет, что следит за ситуацией в городе Луганске, в курсе всех последних событий.
«С 2010 ГОДА Я РАБОТАЮ СОВЕТНИКОМ АНДРЕЯ КЛЮЕВА»
- Алексей Мячеславович, вы официально подтвердили свое намерение баллотироваться в ВР в 2012 году по мажоритарному округу. Будет ли это округ в Луганской области? Как вы намерены его выбирать, по каким критериям?
- Я официально не подтверждал это, официально подтверждают только в ЗАГСе. Луганские сайты написали неизвестно откуда взятую информацию о том, что я буду баллотироваться от партии «Удар» Виталия Кличко в Верховную Раду. Все это называется политическими технологиями: люди, занимающие должности в Луганской области с 1994 года сегодня отрабатывают технологии по выборам осени-2012. Они вбрасывают через сайты информацию и ждут реакции. Реакция последовала незамедлительно, мне сразу стали звонить журналисты, которые имеют непосредственное отношение к этой группе, вот вы позвонили.
Я сказал, что буду баллотироваться после вашего звонка. Однако официально все это будет только тогда, когда начнется кампания. Будет ли это округ в Луганской области? Наиболее вероятно, что это будет округ в городе Луганске. К сожалению, в нашей стране перед каждыми выборами меняются правила игры, это началось с 1994 года, когда Кучма побоялся избранных всенародно губернаторов и тогда издал указ об их назначении единолично. Я считаю, что это было большой стратегической ошибкой, губернаторов должен избирать народ, а не назначать президент. Те люди, которые находятся у власти думают, что, поменяв правила игры, они смогут решить все свои проблемные вопросы, сохранить свое присутствие в ВР. Это касается всех, кто в данное время находится в парламенте и при должностях. Так было заведено со времен Кучмы и продолжается до сих пор.
Поэтому, пока нет критериев нарезки округов и понимания, каким образом они будут формироваться, говорить об этом преждевременно. По этому поводу уже высказалась Венецианская комиссия, ей, как и мне, очень многое непонятно с «нарезкой» округов.
- То есть вы будете готовы заявить об этом, когда будут «нарезаны» округа и вам будет из чего выбирать?
- Не мне будет из чего выбирать. Будет полная информация, и можно будет понимать, как принимать решение. Уникальным образом прописан закон, который соединяет несоединимое, но мы уже такое проходили: у нас были не округа, а своеобразные анклавы, и это может повториться. Давайте дождемся, когда будут «нарезаны» округа, когда избирательная комиссия их утвердит, тогда и получим ответ на ваш вопрос. Я слежу за этим процессом, и сейчас он, к сожалению, застопорился.
- После отставки с поста губернатора в 2005 году в 2006-м вы стали нардепом, затем после роспуска Рады в 2007 году надолго пропали из сферы публичной политики. С чем это связано? Можно ли сказать, что в каком-то смысле «возвращаетесь» в Луганск?
- Политика – это особенное состояние, и если человек пришел в политику, то он оттуда никуда не уходит, находится в ней постоянно. Я никуда не пропадал, следил и слежу за всеми процессами, которые происходят на Луганщине.
Вы упомянули роспуск Рады - я считаю, что это был не роспуск, а разгон, осуществленный Виктором Ющенко антиконституционным способом, и история обязательно еще даст этому оценку. Игра с такими вещами в демократических странах категорически запрещена. Смешно писать заявление о сложении с себя полномочий народного депутата и в тот де день писать заявление о желании стать народным депутатом снова. Серьезные и ответственные политики так не поступают.
Я был категорически против роспуска Рады, я считал, что когда ПР и СПУ сформировали большинство (в 2006 году, - ВВ), БЮТу и «Нашей Украине» нужно было уходить в оппозицию и бороться до следующих выборов в именно в оппозиции. Но кому-то очень хотелось «порулить» страной, и они почему-то решили, что таким образом можно «поиграть». Чем это закончилось, всем известно.
- И все-таки, чем вы занимались с 2007 года?
- За это время мы выпустили три больших издания из серии «Державне зібрання України». Это - издание о нашей истории, наших традициях, искусстве. В планах 28 томов. Это очень тяжелый и сложный труд, на одно издание уходит от 2 до 4 лет. Мы эту работу начали в 2003 году, ее не бросаем до сих пор. На нее никто не обращает внимания в нашей стране, но мы убеждены, что пройдет время и она будет оценена потомками.
В ходе подготовки второго издания – «Украинская икона XI-XVII столетий» - исколесили всю Украину, были везде, где есть иконы, которые представляют историческую ценность, все было отснято, обработано, описано. Это кропотливый труд, и уже на момент выхода издания некоторые реликвии были утрачены - сгорела старая деревянная церковь. Таких деревянных церквей, как Украине, нет нигде в мире и, не боюсь этого слова, это наши сакральные корни, это наша история. Но, к сожалению, отношение у нас к этим корням, как и ко всем нашим предкам, своеобразное: мы не хотим помнить нашего прошлого, постоянно его искажаем, более того, даже к близким родственникам на кладбище абсолютное большинство жителей Украины приходит либо на Пасху, либо на Красную Горку, помянуть «оковитой». А то, в каком состоянии находятся кладбища, могилы наших предков, мало кого интересует. Это и есть наше истинное отношение к сакральным корням.
Кроме того, с 2010 года я был советником первого вице-премьер-министра Андрея Петровича Клюева – до тех пор, пока он работал на этой должности. Для кого-то в Луганске это может быть большой новостью. Но те мысли, которые есть у меня в голове, я никогда не скрывал и не скрываю, и если кто-то меня спрашивает – всегда говорю свое мнение, публично и открыто. В последнее время очень много вопросов, связанных с поставками российского газа в Украину. В 2005 году в Луганске мы провели первую международную конференцию по газификации углей, но абсолютное большинство так называемой «луганской политической элиты», говорило о том, что Данилов сумасшедший, что это никому не надо. Прошло так мало времени и те же самые люди сейчас говорят об этих технологиях, но уже совершенно по-другому. А завод нужно было начинать строить еще в 2006 гг. Это так, к слову.
- Вы являетесь членом какой-то партии? Последнее, что публично звучало – Партия вольных демократов.
- Я могу вас либо огорчить, либо обрадовать, но считаю, что политических партий в Украине нет. Старая партийная номенклатура времен СССР быстро сообразила, как можно «сохраняться» при власти, группы людей, которые объединялись для достижения своих целей, называли свои проекты политическими партиями, хотя они таковыми в чистом виде не являются. У нас все партии вождистского типа: есть вождь – есть партия, нет вождя – нет партии. И найти какое-либо отличие между ними практически невозможно. все говорят одно и то же: выберите нас и будет вам счастье. Но никто не говорит, как этого «счастья» достичь.
- И все-таки, вы имеете отношение к каким-то политическим партиям?
- Иметь отношение можно только к тому, что есть. Я ответил на ваш вопрос. Я считаю, что политических партий в Украине нет. Не было в истории случаев, чтобы демократическим путем страны выходили из кризисов. Обычно это делает лидер, которому верят и доверяют. Примеров сотни. Даже иногда, когда прикрываются парламентом, решение все равно принимает либо лидер, либо узкий круг доверенных лиц.
- То есть вы беспартийный?
- Я вам четко ответил на данный вопрос.
- Какими мотивами вы руководствовались, принимая решение о выборах-2012? Зачем вы возвращаетесь в политику?
- Сохранился юношеский максимализм, несмотря на то, что в этом году мне уже будет 50 лет. Школа жизни, которую я прошел, достаточно непростая, но очень интересная. Я благодарен всем тем, кто меня учил, прямо или косвенно, я благодарен всем, кто вольно или невольно заставлял меня собираться в кулак, и в самых непростых жизненных ситуациях находить правильный выход. Люди, которые боролись со мной, думали, что на этом заработают авторитет или влияние, но рано или поздно все становится на свои места. Я считаю, что у меня есть определенные опыт и знания, которые могут мне позволить направить силы на достижение моей мечты, чтобы государство Украина стало авторитетным и сильным, чтобы его стали уважать в мире. Сейчас, к сожалению, мы очень слабы, и это факт. А если государство слабо, то его периодически унижают тем или иным способом со всеми выходящими отсюда последствиями. К большому моему сожалению, люди, которые находятся у власти, никогда не говорят правды об истинном положении вещей в государстве. Это самая большая и стратегическая ошибка. Люди, имеющие искаженную информацию, принимают искаженные решения. Это очень тяжело сказывается на всем нашем государстве - это и вопросы ядерного разоружения, и нашей энергетической, продовольственной, финансовой безопасности. Например, когда в экономике страны свободно «разгуливает» сразу одновременно несколько валют мира, то ни о каком прогрессе и наведении порядка в экономике речи быть не может.
- Как вы думаете, помнят ли о вас луганчане?
- Это не у меня нужно спрашивать, а у луганчан. У нас помнят про тех, кого показывают по телевизору. Берете любого персонажа, «засовываете» его в телевизор, в газеты, в интернет, и видите эффект через 3-5 месяцев, в зависимости от количества подач.
И то, что вы говорите про мое отсутствие в Луганске, на самом деле является моим отсутствием в луганских СМИ. И я не считаю, что это одно и то же. Я достаточно хорошо знаю все процессы, которые происходят в городе и области, политические движения, всех лидеров в прямом и в переносном смысле этого слова. Иногда, безусловно, меня эти люди очень сильно удивляют. По-доброму.
- При поддержке какой политической силы вы будете баллотироваться в ВР?
- Для того, чтобы баллотироваться в депутаты ВР, не обязательно баллотироваться от какой-то партии. Можно идти самовыдвиженцем, и я думаю, у этих людей будут самые высокие шансы на успех.
- Вы поддерживаете отношения с людьми из своей политической команды образца 2004-2005 гг.? С кем именно? Они снова составят костяк вашей команды, или это будут другие люди?
- Я общаюсь со всеми людьми, которые общаются со мной, я никогда в жизни не менял номера своего телефона, и те, кто желает, всегда могут мне позвонить. Я общаюсь со многими людьми, с кем начинал работать еще в 1987 году. За это время очень много честных, хороших и порядочных людей я встретил в своей жизни, людей, с которыми я не прекращал общаться и по сей день. Это общение не является публичным, я же не в театре на сцене с ними общаюсь, но нет ни одного дня, чтобы у меня не было контактов с этими людьми, о которых вы говорите, «луганской командой». Часто бывает, что говорится «мы команда», а когда доходит до дела, все рассыпается. Есть люди, с которыми я десятки лет иду по жизни и я очень этому рад.
- Есть ли у вас бизнес на территории региона?
- Мой бизнес в Луганской области закончился в 1997 году (в 1997 году Данилов был отправлен в отставку с поста Луганского городского головы, позднее Конституционный суд признал ее незаконной, - ВВ). На меня тогда по указанию Виктора Николаевича Тихонова сотоварищи каждый день в Киев писали доносы: такой-сякой, молодой, не из комсомола, то школу достроит, то кукольный театр, то эстакаду, то какие-то мини-котельные придумает, ну и так далее. Реакция была всем известная, органам СБУ была дана прямая команда заняться мной и моей семьей. Грустно было не то, что они мной занимались, а то, что они никогда не занимались страной, и, как по мне, не занимаются и сейчас. Если бы они занимались страной, такого тяжелейшего договора по газу с Россией у нас не было бы. И это только один маленький штрих в их «работе».
Бизнесом в Луганской области я не занимаюсь.
- Мажоритарная кампания – это всегда достаточно большие финансовые вливания. Кто будет ее финансировать?
- Большие суммы стали требоваться тогда, когда выборы стали покупать. К большому моему сожалению, после прихода к власти Кучмы политика стала самым большим бизнесом в Украине и продолжает им быть сейчас. И до тех пор, пока это не прекратится, выборы будут покупать, покупать и еще раз покупать.
Моя мэрская кампания в 1994 году обошлась мне в $6,5 тыс. Сегодня, чтобы стать мэром Луганска, кандидат должен потратить минимум $500 тысяч.
У меня еще не сформирована конструкция, как это все (предвыборная кампания, - ВВ) будет выглядеть. Но поверьте, мне есть что сказать и как объяснить, и если меня поймут – будет так, если нет – плакать и переживать не буду.
Я помню, что сделали с результатами выбора луганчан в 1998 году (выборы народных депутатов по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе, Данилов баллотировался по округу 103, в него входили Артемовский и Каменнобродский районы Луганска, - ВВ), когда мне «дали» почетное второе место. Каким образом, что и как происходило, все теперь известно. Все меня поздравляли с победой на тех выборах, но в 16-00 понедельника, на следующий день, голосов у меня вдруг стало меньше чем у кандидата от партии власти Александра Борзых. Эту ситуацию хорошо, я думаю, помнит Надежда Чернова (экс-глава Артемовского райсовета г. Луганска, секретарь горсовета во время первой каденции Луганского мэра Кравченко, - ВВ), и все, кто принимал в этом участие.
Аналогичная ситуация была в 2002 году, когда в пятницу перед голосованием меня сняли с выборов (на пост Луганского городского головы, - ВВ) из-за того, что в декларации я не указал 234 гривны, и это повлияло на мнение луганчан, я ввел их «в оману»! Когда людям говорят, что они избирают себе депутатов и мэров – это, начиная с 1998 года, уже не совсем правда. Часто решения принимаются вместо них – а дальше это уже технология.
- Вы думаете, что-то изменится в 2012 году?
-Да, изменится. Все будет еще более цинично, гораздо более прагматично. Людям будут рассказывать «сказки», сейчас начнут обязательно «кормить» и рассказывать про манну небесную.
- … и про русский язык.
- Что касается языка… Разговоры об этом - это просто желание уйти от острых и проблемных тем, которые есть в нашей стране. Вопрос языка нужно решить раз и навсегда и перестать дурить людям голову.
- Есть какая-то обратная реакция от вашего заявления о намерении баллотироваться в ВР?
- Вы сразу же позвонили, вот и обратная реакция. Все эти вопросы – проверка реакции. Советская партхозномерклатура привыкла «править» в Луганской области, ни за что не отвечая. Но радости им это не приносит, уважения не приносит. Я думаю, что и финал будет не очень радостным. Время все расставляет на свои места.
«ДОЛЖНОСТЬ - ЭТО НЕ ВЛАСТЬ»
- Можете ли вы уже говорить о том, на каких тезисах будет построена ваша избирательная кампания?
- Весь вопрос не в том, что сказать, а в том, чтобы услышали то, что ты будешь говорить. Я не зря вспомнил про кампанию 1994 года – тогда реально были равные условия для всех. Была возможность выступить на телевидении, в прессе, трудовом коллективе, учебном заведении. На выборах-2012 абсолютное большинство кандидатов, которые не имеют отношения к власти, будут этого лишены. Попробуйте организовать встречу в каком-нибудь вузе: сначала ректор должен это согласовать с управлением образования, управление образования с министерством, министерство с министром, в итоге встреча у вас не получится. Например, не так давно лидер партии «Удар» Виталий Кличко был в Днепропетровске, и в одном из вузов должен был встречаться со студентами. Встреча не состоялась, ректор решил, что зал нужно срочно закрыть на ремонт и это притом, что Виталий Кличко является Героем Украины, вот такое отношение у нас к нашим Героям.
Если вы помните 2004 год, то была такая же комедийная ситуация в Луганске, кандидату Ющенко, начальником штаба которого я был, отказали в предоставлении помещения ДК им. Ленина, потому что оно находилось «в аварийном состоянии», а на следующий день там состоялся концерт Верки Сердючки. Этот процесс с одной стороны веселый, с другой – грустный, потому что они обижают не этих кандидатов, а, прежде всего, избирателей. Если будет прямая, открытая конкурентная борьба, борьба идей, мыслей – будет результат. Если опять будет очковтирательство, будем иметь то, что имеем сейчас: Ленин, партия, комсомол.
- Луганск с 2004 года не сильно изменился, и есть все основания предположить, что с доступом кандидатов к помещениям, например, будет то же самое.
- Конечно, будет то же самое, люди от власти будут говорить, что любят своих избирателей, работают для них… Но если они считают, что у них есть власть – они глубоко ошибаются, у них есть только должности, а должности - это не власть. Если тебя народ уважает – тогда у тебя есть власть, и только тогда народ воспринимает твои слова как аксиому, только тогда народ готов тебе верить, власть – это доверие. У нас некоторые товарищи путают власть с должностями. Если нет доверия избирателей, то нет и власти. В моем понимали власти нет не только в Луганской области, но и в Украине. Есть только люди, занимающие государственные должности.
- Да, есть люди, которые в силу должности могут не допустить Данилова до выборов, как в 2002 году, не дать ему доступа на телеканал, не дать помещении для встречи с избирателями.
- Данилову от этого не станет ни холодно, ни жарко. Данилов в своей жизни прошел очень много. Я знаю одно – если ты кому-то желаешь зла, зло обязательно к тебе вернется. Я не знаю, зачем они это делают, уже могли бы и помудреть.