Круговорот угля в природе
Вместо угля – другие виды топлива. Такая перспектива в ближайшем отопительном сезоне может возникнуть перед многими украинскими шахтерами-льготникам. Действующий Горный закон предполагает, что шахтер, вышедший на пенсию, может рассчитывать на бесплатный уголь. На деле же социальная программа профинансирована лишь частично. В одном только Красном Луче, в том числе в 26 населенных пунктах, входящих в его состав, около 30% населения зависит от своевременных поставок льготного угля.
ОКТЯБРЬСКИЙ: ПОСЕЛОК ШТЫБОВЫХ КУЧ
Чтобы попасть в посёлок Октябрьский (входящий в состав Красного Луча), нужно сначала проехать нескончаемые вереницы нелегальных угольных разработок (или, «копанок» - кому как больше нравится). Этот населённый пункт, как и многие другие горняцкие поселения, появился сразу после строительства шахты, в данном случае – «Новопавловской». И живут здесь преимущественно работники угольной отрасли.
Семья Кищак – тому подтверждение. У проходчика-пенсионера Григория Ивановича – 32 года подземного стажа, а его жена Галина Ивановна работала на обогатительной фабрике. В день нашего приезда супружеская пара «отмечала» большой праздник: им наконец-то привезли 6 тонн топлива.
«Теперь, - говорит горняк-пенсионер, - нужно привезенное тщательно просеять, отделив уголь от штыба» (так угольщики именуют непригодную для обогрева горную массу, – прим. авт.)
«А сколько из этой кучи уйдёт в отходы?» - спрашиваю, указывая на лежащее у ворот «черное золото».
«Здесь где-то полтонны, не больше. Этот уголь хорошо просеян», - радостно отвечает пенсионер.
«Кищакам еще повезло, - уточняет Петр Попов, живущий на соседней улице: то, что им привезли еще можно назвать углем. У меня же - сплошной штыб. Теперь придется докупать на рынке».
Ему, забойщику на пенсии, 5 тонн топлива привезли еще в марте. Пока были холода, куча лежала у ворот. Как потеплело - решил привезенное перебрать. Результаты работ расстроили: угля набралась всего одна тонна.
Стоимость одной тонны угля - около 1 тысячи гривен. Чтобы нормально обогреть жилище в среднем на отопительный сезон нужно 5-6 тонн. Вот и подсчитайте, сколько придется откладывать, чтобы зимой не мерзнуть.
Такая ситуация типична для всего поселка: в Октябрьском возле дворов рядом с кучей угля можно увидеть еще одну – со штыбом.
«У нас 240 человек пенсионеров, и у всех такие кучи», - продолжает сопровождавший нас заместитель председателя поселковой ветеранской организации Анатолий Михалев. В перечень его общественных обязанностей входит и контроль за отгрузкой твердого топлива односельчанам. Бывший шахтер признается, что мало кто из жителей Октябрьского жаловался на качество привезенного угля. «Несколько лет, начиная с 2006-го, его почти не возили. Теперь народ боится, что после жалоб снова возить перестанут», - объяснил пенсионер.
ПЛАЧ О ПРЕЖНИХ ТРУДОВЫХ ПОБЕДАХ
В местном угольном предприятии «Донбассантрацит» с наличием задолженности перед льготникам согласны. Но когда её полностью погасят - сказать не могут.
Директор по социальным вопросам Юрий Вислогузов жалуется на то, что за последние годы количество добытого на краснолучских шахтах угля сократилась в несколько раз. Между тем, объемы, которые нужно отгрузить пенсионерам, никто уменьшать не планирует. В частности, в этом году ГП «Донбассантарцит» должно поставить своим льготникам 62,5 тысячи тонн топлива. И это без учета долга прошлых лет. А план пока выполнили всего лишь на 34%. Теперь, чтобы обеспечить углем почти 7,5 тысячи льготников и выполнить годовые задачи добычи, придется увеличить производственные показатели. Иначе угольный долг перед пенсионерами будет увеличиваться с интенсивностью снежного кома. «Такое положение сложилось в связи со снижением добычи угля, обусловленным несвоевременным введением в работу новых очистных забоев, – оправдывался Вислогузов. - Допустим, при плане добычи угля на май в 102 тысячи тонн реальная добыча составила 82 тысячи. Отсюда пропорционально и вывоз бытового топлива зависит».
«Если у нас ГП («Донбассантрацит», - прим. авт.) должно работать только на вывоз бытового угля, но тогда как же закрывать те государственные обязательства, под которые выделяются деньги? Это же и зарплата шахтеров, и стабильность предприятия, – вторила Вислогузову Краснолучский городской голова Марина Филиппова. - Вы понимаете, какая ситуация: В ГП «Донбассантрацит» работает 9 600 человек, а за 5 месяцев они обязаны обеспечить углеполучателей в количестве 7500 человек. То есть получается, это фактически численность всех работающих в ГП «Донбассантрацит».
По заверению мэра Филипповой, она всеми силами пытается разгрузить угольщиков. Так уж сложилось, что 26 населенных пунктов, входящих в состав Краснолучского горсовета, газифицированы лишь на 30%.
Марина Филиппова утверждает, что работа по газификации продолжается. По ее словам, только за последние 4 года 5 тысяч углеполучателей перешли на газ. Если запланированные работы продолжатся, то к концу года число «отказавшихся от угля» увеличится еще на 3 тысячи человек. Но для этого нужно, чтобы проект строительства краснолучских газопроводов получил соответствующее финансирование из Киева.
«ТЕРИТОРИЯ ОХОРОНЯЕТСЯ», ИЛИ ПОТЕРЯННЫЕ ГОФы
Выданное шахтами на-гора представляет собой смесь угля с пустой породой, горной массой или штыбом. Соответствующую сортировку добытое топливо должно пройти на горно-обогатительных фабриках (ГОФах). Их потому и строили рядом с шахтами, как целостный комплекс. И тут самое интересное. ГОФов на «Донбассантрацит» вообще не осталось. Вернее, они есть, но на протяжении 2009-2010 годов перешли к частным владельцам. Потому-то и страдает качество краснолучского «льготного» угля. Не хотят частники тратить время на пенсионеров.
«ТЕРИТОРИЯ ОХОРОНЯЕТСЯ», - гласила надпись, сделанная мелом на заборе ГОФ «Миусинской», расположенной рядом с одноименной государственной шахтой. В том, что «охороняется» мы убедились буквально через несколько минут. «Кто вам позволил здесь фотографировать?» - сурово вопрошал идущий нам навстречу охранник. Повертев в руках наши удостоверения, страж немного замешкался, не зная, что с нами дальше делать. А потом вообще затерялся в фабричных дебрях.
В 2010 году на входе в здание фабричной администрации появилась табличка, информирующая, что теперь фабрика принадлежит загадочной структуре под названием «Донуголь-Альянс». Еще год назад газета «Деловая столица» писала, что на 20 лет мощности ГОФ «Миусинской» взял в аренду экс-начальник Главного управления МВД Украины в Луганской области Владимир Гуславский. Последний это утверждение публично не опровергал.
Кроме охранников на «Миусинской» мы общались с группой местных пенсионеров, бывших работников фабрики. От смены собственника они пострадали больше всего.
В тот момент, когда на фабрику пришел «Донуголь-Альянс», фабричным пенсионерам, которые с 2008-го и так не получали положенный им уголь, прозрачно намекнули, что рассчитывать на бесплатное топливо от нового собственника не стоит и отправили их в «Донбассантрацит». Там не согласились и посоветовали идти назад к частному собственнику. В итоге пенсионеры устали блуждать между двумя организациями и обратились в Краснолучский суд. Там решили, что обеспечивать их углем должен новый собственник фабрики. Тот, в свою очередь, опротестовал это в Донецком апелляционном суде. Там решение было в его пользу: по мнению донецких судей, давать уголь должно ГП «Донбассантрацит». Пока продолжается эта тяжба, фабричные пенсионеры с «Миусинской» вынуждены покупать уголь за свой счет. «У меня пенсия 850 гривен, я проработала 37 лет. Могу я купить тонну угля, которая 900 гривен стоит?!» - спрашивала у нас местная жительница Людмила Масляк.
НАКОПИЛОСЬ
Вопрос поставки некачественного бытового угля шахтерам в Луганской области стал публично обсуждаться в 2008 году. Депутаты Луганского областного совета на сессии в сентябре 2008-го обсуждали этот вопрос с подачи коммунистов. Общий смысл обвинений заключался в том, что уголь, который покупается и доставляется горнякам, плохого качества. Намекали и депутаты на коррупцию в этой сфере. Более точные цифры чуть ранее - в августе 2008 года - привел начальник управления промышленной политики и развития инфраструктуры ЛОГА Валерий Безлепкин.
«Суть его претензий Безлепкина была простой: уголь для горняков за госсредства покупают по завышенной цене. Тендер на поставку бытового топлива был проведен в феврале, и выиграло его ООО «Металлтрейдинг», зарегистрированное в Антраците и имеющее лицензию на сбор металлолома. За бюджетные 286 миллионов гривен нужно было купить 312,5 тыс. тонн угля. Спустя полгода Безлепкин посчитал, что тонна угля для льготников, купленного у посредника, обошлась в 917 гривен (в то же время любое местное ГП было готово продавать уголь по 420 гривен за тонну, но ни одно госпредприятие к тендеру не допустили), - писало интернет-издание «Остров».
После смены власти в 2010 году, когда Юлия Тимошенко перетсла быть премьер-министром, Виктор Полтавец ушел с поста главы Минуглепрома, а Наталия Королевская перестала быть «куратором» отрасли, все разговоры о коррупции в этой сфере прекратились. Однако проблема как была, так и осталась.
Например, 25 сентября 2010 года в ходе рабочей поездки в Луганск тогдашний министр угольной промышленности Юрий Ященко требовал от руководителей угольных предприятия обеспечить льготников углем вовремя. По состоянию на сентябрь 2010 года госпредприятия «Ровенькиантрацит», «Свердловантрацит», «Лисичанскуголь», «Антрацит», «Луганскуголь», ОАО «Краснодонуголь» в целом соблюдали графики отгрузки и их руководители гарантировали министру, что к началу отопительного сезона все горняки будут обеспечены топливом в полном объеме.
Проблемными с точки зрения обеспечения шахтеров бытовым топливом были все те же два государственных угольных предприятия – «Первомайскуголь» и «Донбассантрацит». Тех, кто не выполнит задачи Ященко обещал «выгонять с работы».
В 2010 году руководство области пообещало горнякам качественный уголь – его поставляли из шахт госпредприятий «Ровенькиантрацит» и «Свердловантрацит». Но, судя по всему, вопрос по качеству угля до сих пор актуален. Впрочем, как и по количеству.
В конце апреля 2011 года генеральный директор ГП «Областная дирекция «Луганскуглереструктуризация» Виктор Рябичев сказал, что на обеспечение бытовым топливом горняков закрытых шахт было выделено всего 72% от необходимой суммы – 105 млн. грн.
«Хотелось бы отметить, что этих средств не хватает, чтобы закрыть полностью, нужно еще 40 млн. грн.», - сказал Рябичев.
«НА ГРАНИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОЛЛАПСА»
3 июня 2011 года краснолучская организация Профсоюза работников угольной промышленности заявляла о том, что ГП «Донбассантрацит» находится на грани производственного коллапса». Только 2 шахты - «Краснолучская» и «Хрустальская» - ведут нормальную работу по добыче угля. Остальные 5 угледобывающих предприятий ГП «Донбассантрацит» практически «остановлены», нет средств на техническое перевооружение.
Тем временем, бороться с чиновниками и в Красном Луче устали. В поселке появился новый вид бизнеса. Местные жители продают отобранный штыб на копанки. Там, по их рассказам, подпольные предприниматели смешивают его с добытым углем, чтобы больше заработать при последующих продажах. Одна тонна штыба стоит 300 гривен. Как объяснили жители Октябрьского, немногим более 3 тонн проданной угольной массы позволяют купить 1 тонну качественного угля.