Крестный марш
Пока внимание общества всецело поглощено выборами, которые всё никак не закончатся, 4 ноября в ряде украинских городов прошли незамеченными так называемые «русские марши», посвящённые Дню народного единства – государственному празднику в Российской Федерации.
Напомним, этот праздник был введён в РФ в 2005-м году, дабы «перекрыть» годовщину Октябрьской революции, припадающую на 7-е число. Получилось это не очень убедительно. К тому же, праздник был перехвачен российскими националистами, которые приурочили к нему свои «русские марши», собирающие самую разную публику – от невинных патриотов России до отмороженных наци. В целом же, по данным российских социологов, россияне просто радуются ещё одному выходному дню, не слишком вникая, по какому он поводу. Что касается стран СНГ, здесь праздник позиционируется как день единства русских – эдакий диаспорный сабантуй.
Изначально праздник был приурочен к годовщине изгнания «польских интервентов» из Москвы народным ополчением под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского в 1612 году. Как это обычно происходит с политическими праздниками, реальные исторические события пришлось изрядно «причесать». Во-первых, так называемые «польские интервенты» были призваны в Россию-матушку законным царём Владиславом (по крайней мере, все формальности были соблюдены). Во-вторых, это самое ополчение щедро профинансировал английский король Яков І, за что новые хозяева московского престола расплатились русскими городами, 9 из которых были отданы под английский протекторат на долгих 30 лет. В общем, 400 лет назад в России произошла первая «оранжевая революция на деньги Запада»…
И, наконец, самая пикантная подробность: вместе с «польскими интервентами» по российским просторам прошли и 20 тысяч запорожских казаков легендарного гетмана Петра Конашевича-Сагайдачного! Их участие вовсе не было формальным – по выражению тогдашних хронистов, вели себя наши как «змии лютыи и волцы хищницы», оставляя за собой в буквальном смысле кровавый след. Сегодня официальные российские идеологи предпочитают умалчивать, фокусируя внимание россиян лишь на поляках, поскольку Украина на данный момент рассматривается как дружественная страна. Но случись нам когда-нибудь вступить в ЕС или НАТО, северные соседи станут праздновать 4 ноября годовщину «освобождения России от польско-украинской оккупации» или что-нибудь подобное.
Но оставим российские дела россиянам. В Украине «русские марши» проводятся тихонько и как можно более незаметно. В Киеве они обычно превращаются почти в историческую реконструкцию: потомки тех самых русских вновь получают по лицу от потомков казаков Сагайдачного (только польской делегации для пущей достоверности не хватает). В этом году немногочисленный (в полсотни человек) «русский марш» прошёл в столице практически незамеченным – даже драки как таковой не было.
А вот Луганск отличился: около полутысячи человек прошли от библиотеки имени Горького до Свято-Казанского храма (ул. 7-я линия). Поскольку День народного единства припадает на церковный праздник Дня Казанской иконы Божьей Матери, марш провели в виде крестного хода. Ну а где православие, там и самодержавие: на марше было немало портретов царя Николая ІІ, имеющего весьма смутное отношение к событиям 1612 года. Примечательно, что шествие происходило не под российскими триколорами, а под чёрно-жёлто-белыми знамёнами – государственным флагом Российской Империи во время правления царя Александра ІІІ, а сегодня – неофициальным флагом русских националистов (вроде красно-чёрного у украинских).
А где самодержавие – там и разнообразные казаки, сверкающие кокардами на фуражках и папахах, а также медалями за неизвестные заслуги перед непонятно чьим Отечеством – то ли исчезнувшей Российской Империей, то ли мифической Святой Русью, то ли Украиной, то ли Российской Федерацией.
После окончания крестного хода на территории Свято-Казанского храма состоялось «народное собрание» (в переводе с православно-патриотического – митинг). Кроме казаков, духовенства и рядовых луганчан, в мероприятиях приняли участие лидеры разных пророссийских организаций. Например, представитель Движения Владимира Мономаха «Русь» Тихон Гончаров, ратующий за единство «древней тысячелетней Руси». Издаваемый их силами альманах «Русское слово» пестрит фразами вроде «лживый принцип западной демократии», «магия, исходящая от русскости» и гамлетовскими вопросами типа «Почему на российских телеканалах нет ни одного русского?!» Гармонично смотрелся на его фоне и Андрей Щебитченко из «Союза Русского Народа», недавно отметившегося пикетированием выступления группы «Kazaky». Дополняли картину представители Русского Имперского Движения, официальный сайт которого украшает эпиграф «Демократия в аду, а на Небе – Царство».
Как бы кто ни относился к идее братства народов и прочим панславянским и монархическим идеям, Украина – демократическая страна, в которой свобода выражения даже самых экстравагантных взглядов защищается Конституцией. Так что к представителям вышеназванных организаций формальных вопросов нет.
Но вот к Луганской епархии УПЦ МП один вопросик есть: доколе Церковь будет освящать своим присутствием политические мероприятия? Неужто многоуважаемые представители духовенства, проводившие крестных ход (по благословению архиепископа Луганского и Алчевского Митрофана) не знали, что церковный праздник «вдруг» возымел политический оттенок? Ведь в отличие от хоругвей, без которых крестный ход – не крестный ход, знамёна российских националистов – совсем не обязательный атрибут действа.
Ведь здесь напрашиваются далеко идущие размышления о том, не желает ли кто-то пронести в Украину под поповской рясой русский национализм (неужто украинского нам мало?) И – чуть далее – неужто многоуважаемое духовенство не чувствует под полой сей инородный предмет? А может он вовсе и не такой уж инородный?... В общем, это именно та грань, за которой аналитика плавно переходит в конспирологию, и её мы преступать не будем.
По всей видимости, низшие чины «церковнослужащих» действуют по примеру начальства. Во время интервью 2 ноября архиепископа Митрофана спросили, пытаются ли священников Луганской епархии «втянуть в политическую деятельность». На что владыка ответил: «За четыре месяца моего пребывания в Луганской епархии таких случаев не было».
В общем, этот «крестный марш» вышел хотя и спокойным, но неоднозначным. Выскажем робкую надежду, что епархия поможет луганчанам разобраться, где грань между православием и русским национализмом.
Фото организаторов Крестного хода.