
"Спільнота Відновлення": как краматорчане релоцировали в Днепр коворкинг и открыли производство одежды
Елена Кучерук — из Краматорска. В 2018 году она основала общественную организацию “Молодіжний рух Shift”, способствующую развитию молодежи в городе. Через два года был создан хаб Art Coworking, где все желающие могли изучать для себя что-то новое. После начала полномасштабного вторжения Елена и ее муж Александр выехали в Днепр, куда релоцировали коворкинг и организовали швейное производство. Сегодня супруги — амбассадоры “Спільнота Відновлення” и лауреаты награды “Незламні зі сходу”.
“Спільнота Відновлення” — основанное “Восточным Вариантом” комьюнити несокрушимых жителей востока, которые заново поставили на рельсы свою деятельность в сфере бизнеса или в общественном секторе. Люди, которыми мы восхищаемся и о которых хотим рассказать как можно большему количеству читателей. Ведь такие истории стоят вашего внимания и поддержки. Поддержите создание таких историй — присоединяйтесь к “Спільнота Відновлення” и поддержите “Восточный Вариант” донатом.
***
“Хотелось добавить интереса и разнообразия в жизнь горожан”
В 2018 году Елена Кучерук основала в Краматорске общественную организацию “Молодіжний рух Shift”, целью которой было развитие возможностей молодежи, в частности, предпринимательского мышления и культурного подъема. Позже в рамках проекта Art Coworking Елена организовала оснащенное оборудованием пространство, где молодежь могла учиться новым навыкам и создавать собственную продукцию.
“Тогда мне хотелось научиться шить, но я не нашла таких курсов в Краматорске на тот момент. И мы решили с подругой Аней создать коворкинг, где любой может приходить и учиться разным навыкам. Было место с оборудованием, где проходили разные мастер-классы по созданию бижутерии, валянию, рисованию, печати на ткани. Нас поддержало в этом USAID”, — вспоминает Елена Кучерук.

Создательница коворкинга говорит, что тогда это была полностью социальная инициатива, не ставившая перед собой цель заработать денег:
“Хотелось добавить интереса и разнообразия в жизнь горожан, которые, как я, хотят учиться. У нас были разные активности. Это было место, где люди не только обучались, но и общались”.

В преддверии полномасштабного вторжения команда думала о том, как зарабатывать самостоятельно. Спланировали модель, по которой трижды в неделю будут проводить курсы по обучению, а еще трижды в неделю — производить собственный продукт на продажу. Начали работать над созданием сайта, но изготовить фотоконтент так и не успели.
Шили спальники для военных и постельное белье для шелтеров
Елена делится, что перед полномасштабным вторжением было предчувствие чего-то недоброго. Женщина думала, что это будет так, как в 2014 году:
“Но и мысли не было, что оно будет с использованием всего оружия, что будет такая бездумная стрельба и разрушение инфраструктуры, и экологические катастрофы. Мы не могли этого представить”.

С первых дней полномасштабного вторжения краматорские волонтеры активизировались и начали помогать всем, кто в этом нуждался. Елена видела, что тогда был запрос на спальники для защитников и защитниц. Она поняла, что они могут этим заняться.
“У нас не было много промышленного оборудования. Но наш ресурс был в наших связях. Мы собрали около себя более десяти швей. Мы делали для них крой в коворкинге, они разбирали домой и шили, приносили нам спальники. Мы многим раздавали: военным, полицейским, пограничникам. Этот труд объединял людей и отвлекал от печальных мыслей. Девушки к нам самостоятельно приходили, говорили, что хотели помогать”, — рассказывает Елена.
Некоторые тогда помогали тканью, некоторые деньгами — все шло на дальнейшее производство спальников. Елена говорит, что, учитывая предыдущий опыт военных действий, понимала, насколько важно было тогда объединиться и помогать защитникам и защитницам:
“В 2014 году Краматорск был освобожден, он начал жить своей жизнью. Но я помню те времена… Я буду за себя говорить, насколько я была несознательна. Я старалась этого не замечать. Мне казалось, что кто-то другой должен это решать. А после 2014 года мы начали больше вникать в то, как развивается город, и насколько люди могут влиять на решение и сознание”.
Елена отмечает, что сейчас в Украине совсем другое общество, чем было в 2014 году. Все смогли очень быстро объединиться и оптимизировать свою работу, понимая, что началась полномасштабная разрушительная война и каждый может вносить свой вклад в нашу победу.
Переехав в Днепр, начали коммерческое шитье
Волонтеры продолжали изготовление спальников. Но в один момент заметили, что в городе почти не осталось ресурсов для работы. Магазины были закрыты, услуги доставки не работали, получить материалы было почти невозможно.
Елена и Александр сначала ездили в Днепр за тканями. Тогда они смогли договориться, чтобы ее доставляли в Краматорск эвакуационным автобусом, пустующим в город за людьми. Но со временем все больше и больше людей покидало Краматорск. Финансовые ресурсы тоже заканчивались. Потому приняли решение выехать в Днепр.
Эвакуировать оборудование Александр и Елена смогли преимущественно самостоятельно, но помогали и хорошие друзья. Некоторое время супруги искали для техники подходящее место в Днепре, ведь с этим тогда были трудности. К счастью, их приютил Днепровский центр современной культуры, предоставивший бесплатное помещение. Семья понимала, что тогда коворкинг был не ко времени, поэтому решили начать швейное производство. Так заработала “Промка.ua”.
“Сначала мы делали как промышленный коворкинг. Люди приходили без опыта и умений. А когда что-то зарабатывали — то делили это между собой, как-то так. Но потом мы поняли, что так нельзя, что нужны люди с определенными навыками для систематической работы, поиска заказов, усовершенствования моделей”, — вспоминает Елена Кучерук.

Впоследствии Елена получила от USAID грант, позволивший коворкингу заработать так, как раньше в Краматорске. Тогда обособились две мастерские — одна для коммерческого производства “Промка.ua”, а вторая — как пространство для занятий и обучения.
“Мы организовали курсы шитья, печати на ткани, использования 3D принтера и так далее. Люди собираются учиться. Это все работает параллельно. Все эти ресурсы поддерживают друг друга. К примеру, коворкинг дает нам вдохновение и новые идеи для пошива. Мы общаемся со многими креативными людьми, находим какие-то интересные модели, исследуем вместе рынок, придумываем какие-то принты”, — говорит владелица.

Сейчас “Промка.ua” преимущественно шьет по заказам других клиентов, вместе с тем работает над созданием собственной коллекции одежды. Есть даже небольшой шоурум, где все желающие могут посмотреть и примерить одежду. Среди ассортимента — футболки, брюки, рубашки и худи.
Собственная коллекция и будущее расширение
Недавно Елена прошла обучение у украинской дизайнерки Ксении Шнайдер, понимая, что ей не хватает таких знаний. Это послужило толчком к созданию собственной коллекции одежды и позиционированию бренда.
“Мы хотим создавать одежду, которая будет на пересечении стилей рабочей и уличной одежды. Это прямые контуры, карманы, приятные ткани. И цвета мы выбрали такие серые и оранжевые оттенки, которые напоминают нам наш Краматорск. На одежде планируем такой растительный принт. К сентябрю, я надеюсь, мы уже сделаем небольшой дроп, в котором будет полный лук”, — говорит Елена.

Планируют запустить в “Промка.ua” собственный департамент декора, который будет состоять из дизайнеров и иллюстраторов. Они помогут создавать принты для одежды. В ближайшее время предприятие закупит и установит специализированное оборудование, помогающее реализовывать все идеи.

Елена говорит, что Краматорск всегда будет городом, который она очень любит. Но сейчас точно не может сказать, будут ли возвращать производство после победы. Ведь первый переезд получился сложным, второй станет еще тяжелее из-за расширения и увеличения количества техники.
“Будет ли там потребность в нас, будут ли условия, чтобы мы смогли развиваться? Я точно знаю, что с коворкингом мы будем, если не возвращаться навсегда, то периодически создавать проекты, которые позволят создавать такие активности. Но Краматорск остается и навсегда останется моей любовью”, — говорит Елена.

Женщина уверена, что восстановление Украины будет иметь не только национальный масштаб, но и международный:
“Я не хочу, чтобы об Украине говорили только с точки зрения войны. Я верю, что то, кем мы становимся сейчас, проходя такой непростой опыт, поможет нам создавать новые продукты, которые будут известны далеко за пределами. И тогда Украина будет не только страной, победившей врага, который территориально и военно мощнее нас, но и экономически привлекательной. Мы сможем транслировать новые ценности, новые смыслы для культуры и в целом”.
Поэтому пока “Промка.ua” продолжает работать в Днепре. А дальнейшую судьбу определит только время.
Как связаться?
Увидеть анонсы и события коворкинга можно на их Facebook-странице или в Instagram.
Продукцию “Промки” можно увидеть в Instagram.
***
Читайте также: "Спільнота Відновлення": как предпринимательница с Луганщины возобновила швейное производство во Львове
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Огнеборцы Донетчины ликвидировали 4 пожара, 2 из которых вызваны российскими обстрелами (фото)

Для переселенцев с Луганщины в Киеве открыли новое молодежное пространство (фото)
Знай наших Спортсмен из Славянска получил "бронзу" чемпионата Украины по пляжной борьбе
На фронте уже произошло 81 боевое столкновение с российскими оккупантами
Из обстрелянной Куртовки на Донетчине "Белые ангелы" эвакуировали 13 детей: подробности (видео)

В скором времени у военных будут приоритетные даты для брака-онлайн благодаря "Армия+"
Будут судить двух судей, принимающих незаконные решения в оккупированных Донецке и Докучаевске
Дронари Киевской бригады уничтожили танк, автомобили и укрытия врага на Краматорском направлении (видео)
В результате обстрела Родинского возник пожар: во время тушения обнаружили тело мужчины (видео)
