Восстановление правды. Козацкая история Мариуполя
Какая настоящая дата основания Мариуполя? Когда на территории современного города возникло козацкое поселение? И действительно ли здесь существовал запорожский форпост Домаха? Ответы на эти и другие вопросы дает Восточный Вариант в рамках исторического проекта “Деколонизация. Восстановление правды”
И до сих пор установление точной даты основания Мариуполя вызывает дискуссии как среди рядовых жителей, так и среди ученых. С 1977 года официальной датой отсчета приазовского города принято считать 1778 год, когда на его современных территориях был основан уездный город Павловск. Но это не значит, что до этого здесь никто не жил. Наоборот: территория современного Мариуполя стала частью Кальмиусской паланки, которая была административно-территориальной единицей Войска Запорожского. Подробнее об этом в материале
Истоки Кальмиусской крепости. Но существовала ли козацкая Домаха?
В 15-16 веках Надазовье находилось под сферой влияния Крымского ханства. По этой территории пролегал один из путей, которым татары пользовались для военных походов на Московское царство, — Кальмиусская сакма (с татарского сукмак — тропа, дорога).
Кальмиусский путь отделялся от Муравского пути (еще один степной путь на территории Украины — авт.) правым берегом реки Кальмиус — землями Кальмиусской паланки Вольностей Войска Запорожского низового, простирался через Слободскую Украину и возле крепости Тор (современный Славянск), пересекал Северский Донец, проходил вблизи крепостей Старобельск, Сватово, Валуйки, Новый Оскол. А название этот путь получил непосредственно от реки Кальмиус, которая впадает в Азовское море. Об этом отмечает кандидат исторических наук Владимир Пришляк.
Для жителей донецких степей походы татар заканчивались грабежами и нападениями. Поэтому вскоре здесь появляются козацкие форпосты, задачей которых было защищать прилегающие территории от набегов врагов. Одним из таких форпостов называют и Домаху, которая, по рассказам некоторых историков, существовала на берегу Азовского моря — на территории современного Мариуполя.
Нет однозначного взгляда на факт существования Домахи. Исследователи по-разному подходят как к трактовке этого запорожского форпоста, так и к факту ее возможного основания.
О запорожских поселениях на берегу Азовского моря в 16 веке упоминал в своем труде 1846 года “История Новой Сечи, или последнего Коша Запорожского” историк времен Российской империи Аполлон Скальковский. Он писал:
“Военные посты для защиты границ и рыболовства поставлены в Гарду на Буге и у реки Кальмиус со стороны Азовского моря, «где зимовники козаков, еще со времен Предслава Лянцкоронского (то есть с 16 века) находились»”.
Исследователь А. М. Черногор в работе “К истории основания города Жданова” 1971 года подчеркивал, что примерно в 1500 году на территории современного Мариуполя возник запорожский зимовник Домаха. Этот год автор предлагал годом основания города, “поскольку развитие нового населенного пункта уже не прекращалось”.
Само название “Домаха” могло пойти либо от имени проживавшей здесь козачки, либо от древнего города Адамаха, существовавшего на берегу Азовского моря на правой стороне устья реки Кальмиус.
Как писал А. М. Черногор, зимовник Домаха постепенно превратился в запорожский пост, который защищал промышленников, ходивших на Бердянское озеро за солью, и козаков, которые занимались рыболовством, от нападения крымских и ногайских татар. Когда часть запорожцев переселилась после Северной войны, зимовник временно сняли, однако вернули после возвращения запорожцев в 1734 году.
Доктор исторических наук Василий Пирко в своих работах также упоминал о Домахе и указывал, что возведение этого запорожского укрепления приходится на начало 17 века. Укрепление было построено на месте венецианско-генуэзского форпоста XIV-XV веков Адомахи.
“Сейчас с ее существованием не хотят согласиться сторонники «указанной концепции» основания г. Мариуполь в 1779 году на основании грамоты Екатерины II об отводе запорожских земель под поселение выведенным осенью 1778 г. А. Суворовым из Крыма грекам, грузинам и молдаванам. Именно благодаря оживленным связям запорожских и донских козаков в конце 16 — начале 17 века на реке Волчьей при истоках Кальмиуса, Торца и Крынки и других, появилось немало запорожских пикетов, зимовников, которые впоследствии переросли в села и города Донетчины”, — писал Василий Пирко в своей работе “Заселение Донетчины в XVI- XVIII вв.”
Мариупольский краевед и исследователь Николай Руденко в свое время объяснял, что в 1500 году козаки (потомки бывших бродников) построили в устье Кальмиуса зимовник Домаха, а в первой трети 16 века там же возникло запорожское городище с таким же названием Домаха.
Однако не все исследователи соглашаются с существованием Домахи. Кандидат исторических наук и доцент кафедры истории и археологии Мариупольского государственного университета Вадим Коробка отмечает, что на сегодня нет ни одного исторического документа, который свидетельствовал бы о существовании “козацкой Домахи”. А территории, где она якобы находилась, в 16-17 века находилось под властью Османской империи, что исключало свободное проживание здесь украинского козачества.
Неоспоримый факт Кальмиусской паланки
Во время Северной войны запорожские козаки во главе с гетманом Иваном Мазепой поддержали шведского короля и выступили против Московского царства. Но козаки с союзниками потерпели поражение в Полтавской битве 1709 года. За такую “измену” царское правительство запретило козакам оставаться на их исторических землях. Поэтому они были вынуждены покинуть свои территории.
Следующие 25 лет они обращались к царской, а затем и имперской администрации с просьбой вернуться на земли своих отцов и дедов. И все же имперская администрация в Петербурге удовлетворила эту просьбу в 1734 году. Козаки вернулись, основали Новую Запорожскую Сечь, а по обе стороны от Днепра начали возникать козацкие поселения.
Именно после 1734 года на берегу Азовского моря у реки Кальмиус сформировалось поселение, где проживали козаки и их семьи. А. М. Черногор писал, что укрепление в устье реки Кальмиус козаки называли сначала постом, а позже, учитывая значительные размеры, крепостью. Между 1734 и 1756 годами крепость стала центром одной из шести паланок Войска Запорожского.
Вадим Коробка и его жена Юлия (также кандидатка исторических наук, доцентка кафедры истории и археологии МГУ) отмечают, что крепость-поселок Кальмиус был основан украинскими козаками на правом берегу реки Кальмиус у ее впадения в Азовское море. Этот населенный пункт был центром административно-территориальной единицы Вольностей Войска Запорожского низового времен Новой Сечи (1734 — 1775 гг.) и центром заселения и хозяйственного освоения Северного Приазовья.
“Правда, в описательных источниках, которые происходят от начальника Азовской губернии В. Черткова и канцелярии губернского правления, встречается название центра паланки — «Домаха», которое употребляют отдельные авторы, даже в энциклопедических изданиях и в публицистике. Впрочем, в опубликованных до нашего времени документах козацкого делопроизводства (переписка Коша с паланкой) такое название ни разу не встречается)”, — объясняют исследователи.
По словам историков, при Кальмиусе находился гарнизон из сечевиков, на который возлагалась задача обеспечения безопасности козаков-промышленников от нападений крымских и ногайских татар, а также донского козачества. Здесь были случаи козацкого суда по обычному праву, существовала первая в регионе православная парафия, которую опекал Митрополит Киевский и Галицкий. Центром парафии была деревянная церковь в честь святого Николая. В 1767 году церковь была перевезена в село Каменка напротив Нового Кодака (сейчас город Днепр), а на ее месте построили каменный храм.
“Во главе паланки стояла старшина, которую комплектовали во время выборов в Запорожской Сечи. Она назначалась Кошем из числа заслуженных козаков; в ее состав входили полковник, писарь, возможно, некоторые другие должностные лица. Известны имена старшин Кальмиусской паланки, это, в частности, полковники А. Черный (1746 г.), М. Ус (1747 г.), Г. Якимович (1748 г.), Чуб (1753 г.), А. Порохня (1754 г.), П. Ногай (1756 г.), Л. Череда (1763 г.), И. Засуха (1767 г.), П. Велегура (1772 г.); писари: А. Петруша (1745 г.), Д. Малиновский (1754 г.), И. Сербинов (1756 г.), Г. Швыдкий (1761 г.)”, — пишут Вадим и Юлия Коробка.
К тому же существовала паланковая символика, которую применяли в печатях. В ее центре скрещение козацкой сабли со стрелой. А по бокам этого изображения в две строки располагалась аббревиатура “ППКП” (то есть Полковая печать Кальмиусской паланки).
После ликвидации Запорожской Сечи в Кальмиусе продолжали жить люди. В 1776 году здесь жили один козацкий старшина, 311 козаков и 23 рабочих. Имперская администрация Азовской губернии декларировала основание на месте городка Кальмиус города Павловск. В 1778 году начальником губернии В. Чертковым здесь была заложена православная церковь во имя Марии Магдалины. Как отмечается в губернских статистических ведомостях 1779 года, из 74 жителей города 57 были запорожскими козаками.
Вскоре императрица Екатерина II пожаловала грамоту о привилегиях переселенцам из Крыма, в результате чего на территорию Надазовья начали прибывать греки.
“В целом мариупольские греки начинали строить город Мариуполь не на пустом месте. Им были переданы 55 деревянных домиков и Свято-Николаевская церковь, которая принадлежала козакам Кальмиусской паланки. Преемственность с козацким периодом (особенно в начале освоения края переселенцами из Крыма) заключалась в непрерывности в украинском этническом компоненте развития продуктивных сил края”, — пишут Вадим и Юлия Коробка.
Какая же дата основания Мариуполя?
Павел Мазур, почетный краевед Донетчины, вспоминал, что весной 1978 года Николая Руденко вызвали в горком Мариуполя (который тогда еще назывался Жданов) и предложили ему дописать и отредактировать очерк по истории города, который в свое время написал преподаватель местного металлургического института Дмитрий Грушевский.
Краевед выполнил поручение, результатом которого стала изданная книга об истории города, на обложке которой стояли фамилии Грушевского и Руденко. С тех пор официальный годом основания Мариуполя считался именно 1778 год. Хотя сам Николай Руденко был сторонником ведения отсчета истории города именно с 1734 года.
“Руденко отстаивал, так называемую, «козацкую версию» основания поселения в устье Кальмиуса в 1734 году, которая, несмотря на ряд документальных (письменных) и материальных источников, до сих пор не воспринимается местной властью. Демонстративный переход Руденко на новое место работы был своеобразным актом протеста”, — писал Павел Мазур.
“Исходя из того, что в кругах краеведов существуют четыре даты основания Мариуполя: 1734, 1778, 1779, 1780 годы, — доказывает, что город Кальмиус-Мариуполь основан в 1734 году”, — отмечал Николай Руденко.
Вадим и Юлия Коробка писали, что в мировой практике для определения даты основания города или поселения применяются такие критерии, как первое упоминание в письменных источниках, начало непрерывной истории поселения, а также одно и то же его расположение. По таким критериям начало Мариуполя следует вести с момента основания украинскими козаками крепости-поселка Кальмиус.
Уже во время полномасштабной российско-украинской войны, в 2023 году, городской голова Мариуполя Вадим Бойченко высказался об установлении “исторической справедливости относительно основания Мариуполя в X-XII вв., которое имеет давние козацкие корни”.
Однако Вадим и Юлия Коробка отметили, что составленное “Экспертное заключение по установлению украинских корней Мариуполя, его исторических истоков, периода основания города” от Научно-исследовательского института украиноведения Министерства образования и науки Украины содержало признаки фальсификации. В частности, неправдоподобное определение даты основания города.
“«Экспертное заключение» — настоящая «медвежья услуга» для Мариуполя и мариупольцев, которая в итоге наносит вред, а не принесет пользу. Она отзывается в отравленной рашистской оккупацией мариупольской историоведческой атмосфере, которая строится рядом лиц — носителей дипломов о высшем историческом образовании, которые перешли в своих мыслях, убеждениях и действиях на сторону захватчиков (...) Они будут иметь немало дельных аргументов для опровержения выводов экспертной группы. Можем быть уверены, что появятся контрэкспертные выводы, море комментариев в пабликах, издевок и язвительных насмешек над несостоятельностью украинской исторической науки”, — резюмируют Вадим Коробка и Юлия Коробка.
***
Осуществлено в рамках проекта при поддержке Посольства США в Украине. Взгляды авторов не обязательно совпадают с официальной позицией правительства США / Supported by the U.S. Embassy in Ukraine. The views of the authors do not necessarily reflect the official position of the U.S. Government