Общество

«Движение на улицах воспринимается россиянами как цель»: как в Константиновке под прицелом оккупантов выживают горожане

0
«Движение на улицах воспринимается россиянами как цель»: как в Константиновке под прицелом оккупантов выживают горожане

Сейчас, когда до линии боевого столкновения остается около 7,5 километров, более 7 тысяч жителей Константиновки пытаются выжить — и почти не допускают мыслей об эвакуации, пока россияне не окажутся на самых подступах к городу.


Ежедневно населенные пункты Константиновской громады находятся в зоне высокого риска обстрелов со стороны российских оккупантов. Только за вчерашний день, 6 июля 2025 года, по данным Донецкой областной прокуратуры, в результате российских атак погибло 4 человека, еще один человек получил ранения.

Люди под открытым небом, без укрытия над головой, почти не перемещаются — дают о себе знать дроны, которые постоянно контролируют город. Фото: Восточный Вариант

Несмотря на постоянные обстрелы, в разговоре с журналистами Восточного Варианта константиновцы говорят, что в основном не видят смысла выезжать. Признаются, что некоторым некуда ехать — утрачена связь с семьей из-за переезда или же родственники находятся на временно оккупированной территории или вообще на территории рф. Но есть часть горожан, которые хотят больше всего остаться — и считают, что пока в городе есть уцелевшие подъезды или дома — это возможно.

Время, когда Константиновка становится безлюдной

На сегодняшний день на территории города Константиновка проживают более 7 тысяч человек, рассказывает в интервью “DW” глава Донецкой ОВА Вадим Филашкин. Подавляющее большинство молодых жителей — так называемые “дневальные”, которые приезжают на работу или в родные стены, а на ночлег уезжают в соседние населенные пункты — не такие “перенасыщенные” дронами и ракетами, говорит Дмитрий Кирдяпкин, начальник полиции Константиновки. Поэтому обычно город оживает только тогда, когда позволяет комендантский час с 11-ти до 15-ти часов дня.

“Сейчас, в двенадцать, здесь самое оживленное время. Хоть кто-то выходит на улицу, бабушки сидят у подъездов, люди ходят в магазины. А где-то в 14:30 все заползают в свои дома, подвалы — кто куда. Потому что по статистике, именно в это время начинаются самые сильные обстрелы, увеличивается количество дронов. Вылетает авиация”, — комментирует правоохранитель.


По словам Дмитрия Кирдяпкина, комендантский час для Константиновки написан буквально кровью — с прошлого лета, когда наступление на город набрало обороты, именно в обеденное, послеобеденное и ночное время было больше всего пострадавших. Тем более, под открытым небом, когда оккупанты обстреливали город (и продолжают это делать) запрещенными кассетными боеприпасами.

“Здесь никто не «шастает», хотя контролировать всех было бы трудно. Просто люди понимают, что будут обстрелы, а они во время них — цели, и именно в них будут пытаться попасть. Будь то дроном или ракетой. И любое движение на улицах города воспринимается россиянами как цель”, — добавляет полицейский.

Люди, которые по несколько раз вставляли в выбитые окна стекла, уже на второй или третий раз опустили руки — поэтому обычно они у них забиты чем угодно, но не стеклом. Фото: Восточный Вариант

63-летняя жительница Константиновки Валерия Олеговна возле своего или соседнего дома, где живут подруги, сидит по 2-3 часа. Говорит, что в первые часы комендантского часа пытается “закрыть” базовые потребности — идет в магазин за базовыми продуктами, забирает гуманитарную помощь или набирает воду, чтобы было что пить. И последующие несколько часов, если над головой тихо, пытается провести на улице.

“Подышать хочется. Наконец-то солнце, потому что было холодно... Но было тише немного, как будто меньше летали дроны. Может, потому что и ветер был. А сейчас солнышко светит, сидим – слышим: уже где-то гудит. Иногда заходим в подъезд, иногда сидим дальше. Как-то не верится, что оно упадет на нас, потому что над нами еще же ветки”, — говорит женщина.

Местный рынок и ярмарки появляются в городе всего на 1-2 часа — за это время продавцы стараются продать максимум, а затем быстро уехать с “точки”. Фото: Восточный Вариант

Правда, признается Валерия Олеговна, уже были случаи, когда гражданские страдали из-за ударов дронов. Например, несколько дней назад в несколько автомобилей подряд были направлены вражеские беспилотники, когда те ехали по улице. Погибли люди, машины сгорели дотла.

“Я поэтому только пешком хожу. Неизвестно, что будет в голове у того, кто управляет дроном. Может, я какой-то разведчицей им покажусь... Поэтому только пешком, если вижу, что много людей — то стараюсь как-то обойти их. Ну, такое и советуют вообще ребята — не ходить, где много людей и машин. Поэтому в магазин тоже так выскакиваю быстро, по списку все собрала — и все, убегаю”, рассказывает пенсионерка.

“Нас убивают, столько крови, а нам не верят!..”

Константиновцы говорят, что из-за полномасштабного вторжения многие родственники изменили свое мнение о том, что происходит в Украине и даже в их родном городе. В частности, родители 46-летней Ольги (имя изменено в целях безопасности — ред.) не просто решили остаться на оккупированной территории, а даже переехали в Мариуполь, когда тот уже был захвачен. С тех пор связь с ними есть — хоть и довольно редко. Однако и те разговоры обычно заканчиваются ссорами.

“Я не могу с ними говорить. Они не хотят слышать, что я им рассказываю. Говорю об обстрелах, что здесь людей убивают, которые просто по улице идут они говорят, что такого не может быть значит, это были переодетые военные. А когда в наш дом прилетел дрон то сказали, что в нем кто-то живет из военных. Я им говорю, объясняю нет, ничего не помогает. Ссоримся, но звонить надо. Они уже старенькие, надо узнавать, как они там, где…”, — говорит женщина.

Под собственными квартирами и домами местные боятся сидеть даже днем, но во время комендантского часа больше всего пугают летающие над головой беспилотники рф. Фото: Восточный Вариант

Женщина добавляет, что даже когда сама попала под обстрел и получила сопутствующие повреждения (разодрала колено и локти, поскольку пришлось срочно падать на асфальт), родители не поверили, что это произошло на самом деле.

“Они там совсем... промытые. Я им рассказываю, что человек посреди улицы стек кровью, столько ее было, а она говорит, что в людей не стреляют и не атакуют. Мама. Говорит, что я все выдумала”, вспоминает Ольга.

На сегодняшний день, говорит начальник Константиновской ГВА Сергей Горбунов, в городе до сих пор работает отделение почты, магазины, больница и банкоматы нескольких банков. Вместе с тем водоснабжение в городе частичное, электроснабжение частично восстановлено. Хотя из-за постоянных обстрелов два микрорайона города без света — Сантуриновка и район железнодорожного вокзала. Район “Гора” частично обесточен. Сейчас восстановление электроснабжения в этих районах невозможно, говорит глава администрации.

“В связи с ухудшением ситуации с безопасностью в городе, приближением линии фронта и постоянными обстрелами со стороны российских оккупантов из различных видов вооружения, перевозчики, которые  осуществляют пассажирские перевозки на городских маршрутах общего пользования, обратились в Константиновскую городскую военную администрацию с официальными сообщениями о приостановке работы общественного транспорта с 24 июня 2025 года до стабилизации ситуации”, — добавляет Горбунов.

“Константиновка — это большой клуб самоубийц”

Местные жители, которые в свое время уже эвакуировались из Константиновки, отмечают: на сегодняшний день город – это потенциальная гибель, возможно буквально каждый час. Единственный вопрос — кому сегодня повезет убежать от дрона, а кого тот догонит.

“Если отбросить всякую сентиментальность, типа тоски по родине и прочего сюсюканья, то я только двумя руками перекрестился, что уехал из этого пекла. Кроме прилетов невозможно жить в городе с разрушенной инфраструктурой, отсутствием элементарных благ цивилизации (воды, электричества или связи), фактическим отсутствием больниц, скорой помощи и прочего. Выехал и слава Богу. Тех, кто остался, не осуждаю и ни к чему не агитирую. Но лично мое мнение что это клуб самоубийц. Никакая вонючая тряпка или холодильник с телевизором не стоят жизни”, — говорит Владимир, житель Константиновки с 1984 года.


Константиновцы — гражданские, правоохранители и представители власти — отмечают, что выжить в городе становится с каждым днем все более невозможно. Однако от этого осознания количество желающих эвакуироваться не слишком высоко. И цена жизни каждого жителя с каждой неделей равна все большему количеству людей, которые будут рисковать ради них собственной жизнью — волонтерам и “Белым ангелам”, которые вытаскивают людей даже из пекла в считанных метрах от линии боевого столкновения.

Последняя из кофеен города закрылась 4 июля — та, которая работала в центре Константиновки и до последнего делала кофе, напитки и десерты посетителям. Фото: Восточный Вариант

***

Осуществлено при поддержке Ассоциации "Независимые региональные издатели Украины" и Amediastiftelsen в рамках реализации проекта Хаб поддержки региональных медиа. Взгляды авторов не обязательно совпадают с официальной позицией партнеров

А
0
07 июля понедельник
«Движение на улицах воспринимается россиянами как цель»: как в Константиновке под прицелом оккупантов выживают горожане
Репортаж«Движение на улицах воспринимается россиянами как цель»: как в Константиновке под прицелом оккупантов выживают горожане

PROMOTEDКак буллинг в школе формирует потребность в изменении внешности во взрослом возрасте?

Subscription: Plane Paper

Подписуйтесь на рассылку

Популярные новости

Подписуйтесь на рассылку