Коронавирус в ОРДЛО: что скрывают оккупационные "власти" и как местные реагируют на вакцинацию
Оккупационные власти бодро отчитываются о вакцинации российским «Спутником», но местные почему-то не в восторге от перспективы испытать на себе непроверенный препарат.
Главари боевиков утверждают, что больных не так много, но даже по их статистике умирает от коронавируса чуть ли не каждый десятый пациент. Узнали, что происходит.
Так называемая «ДНР»: главарь боевиков как «лицо» вакцинации
Точной информации о заболеваемости оккупированной территории нет. В ОРДО состоянием на 27 февраля оккупационная власть признает 24301 случай коронавируса, а также 2029 смертельных случаев. Причем сами боевики заявляют, едва ли не трети пациентов диагноз ставят без теста, а просто по симптомам.
С 1 февраля в оккупированной Донецкой области начали вакцинировать людей российской вакциной «Спутник V». Показательно перед камерами сделали прививки и предводителю боевиков Денису Пушилину, а местные «СМИ» кичились тем, что его фотографию даже использовало зарубежное издание.
Однако местные жители в соцсетях сомневаются, что главарю так называемой «республики» вкололи именно российскую вакцину. Считают, что это пиар-ход и предполагают, что «прививку» могли сделать просто физраствором или какими-то витаминами.
С 22 февраля так называемый «Минздрав ДНР» анонсировал начало второй волны вакцинации. Людей приглашают онлайн записываться на прививку. И местные сомневаются в качестве вакцины, которая не прошла достаточно испытаний, в ее составе и эффективности. А некоторые вообще опасаются, что вколют другой препарат, который в лучшем случае будет неэффективным, а в худшем — вредным.
В соцсетях также пишут, что боевики заставляют вакцинироваться, есть и побочные эффекты.
Так называемая «ЛНР»: принудительная вакцинация врачей
Если верить данным оккупационных властей в ОРЛО, там с начала пандемии коронавирус диагностировали лишь у 3058 человек, а 269 пациентов умерли от осложнений. На оккупированной Луганщине также отчитываются о том, что начали вакцинацию российским препаратом 1 февраля.
Второй этап, уверяет оккупационная власть, должны начать 1 марта. Так называемое профильное «министерство здравоохранения» отчитывается о хороших результатах и отсутствии осложнений, а вот местные в соцсетях настроены не так оптимистично.
По данным «Восточной правозащитной группы», на оккупированной Луганщине жители отказываются от вакцинации. Такие случаи есть в Красном Луче, Антраците и Лутугино. Уже в первые дни вакцинации известно о 27 людях, которые отказались. Это врачи скорой помощи, медсестры, сотрудники так называемой «Народной милиции» и городских организаций.
На них давит оккупационная администрация: медикам угрожают не платить надбавки за работу с коронавирусными больными и не госпитализировать в случае болезни. Силовиков обещают уволить или отправить на передовую, других бюджетников — также уволить или не оплатить больничный, если человек подцепит COVID-19.
Смертность — одна из самых высоких в мире
Информация о заболеваемости ВОТ достаточно ориентировочна, говорит заместительница министра по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины Инна Драганчук. Есть данные оккупационных администраций и международных организаций, которые имеют доступ ко временно оккупированным территориям. Число подтвержденных случаев зависит от количества тестов, которые завозят в псевдореспублики.
«По последней информации, которой мы располагаем, в ОРДО обнаружено около 25 000 случаев, а в ОРЛО около 3 тысяч. Соответственно, разница в 8 раз. Это может говорить только о том, где больше оккупационные администрации обеспечили тестирования. На этих территориях есть самая высокая статистическая смертность от последствий COVID-19 в мире. Когда готовили статистику, мы увидели, что больше только в Йемене. По данным международных организации, медицинская помощь фактически не предоставляется из-за нехватки медикаментов и врачей», — объясняет Инна Драганчук.
По поводу вакцинации, добавляет, у населения нет большого желания делать прививки российским препаратом. Вариантов два: либо это происходит принудительным путем, потому что надо показать защищенность врачей, учителей и других работников. Или, наоборот, это больше политические призывы.
«Когда мы разрабатывали вопросы доступа к вакцинации, российский Фонд прямых инвестиций, который фактически имеет исключительное право на поставки вакцин за границу, отмечал, что поставок в ОРДЛО не будет. Мы можем предполагать только то, что вакцины могут распределяться из Ростовской области», — говорит заместительница министра.
Вакцинация на КПВВ
Со своей стороны Украина пытается дать жителям ОРЛО доступ к вакцинации качественными препаратами. Планируют начать вакцинацию на КПВВ, механизм разрабатывают совместно с Минздравом. Речь идет прежде всего о людях старше 60 лет.
«Возможно, это будут мобильные бригады по вакцинации. Или ее будут проводить в сервисных зонах на КПВВ, где есть медицинские кабинеты. Вопрос доступа наших граждан с оккупированных территорий к медицинским услугам всегда актуален. Мы со своей стороны максимально адвокатируем приближение этих услуг к линии разграничения. Но люди остаются в заложниках, и не от нас зависит, кого в конце концов выпустят из ВОТ, чтобы они могли получить эти услуги. Даже если они будут полностью отсутствовать на тех территориях», — добавляет Инна Драганчук.
Оккупационные власти, прикрываясь заботой о здоровье людей и эпидситуацией, уже не один месяц блокируют полноценную работу КПВВ на Донбассе. Жители, нуждающиеся в медицинской помощи, часто не могут выехать на подконтрольную Украине территорию.
«По нашему мнению, такой гуманитарный кризис создается, возможно, и специально российскими оккупационными администрациями. Для того чтобы в будущем ввести очередной “гумконвой” под видом помощи и установить больший контроль на этих территориях. Мы предполагаем и такой вариант», — резюмирует представительница минВОТ.