Реинтеграция через культуру: какой контент о востоке Украины нужен людям
Процессы, происходящие во время реинтеграции оккупированных территорий, можно и нужно доносить людям через культурное выражение. Но готовы ли к этому люди?
Эксперты школы политической аналитики Киево-Могилянской академии провели исследование, в котором выясняли, нужны ли украинцам продукты из сферы культуры, рассказывающие о событиях российской агрессии в Украине. Речь идет о фильмах, телепередачах, искусстве, культурно-просветительные мероприятия и прочее.
«Восточный вариант» поинтересовался результатами исследования, а также расспросил о культурных запросах пару вынужденных переселенцев, которые в настоящее время проживают в подконтрольном Украине Сватово.
Реинтеграция на языке культуры: кто что смотрит о востоке
Аналитики проводили опрос людей по всей Украине. По словам научной директорки политической школы аналитики Анны Осипчук, всего опросили около 2 тысяч человек, а Луганская, Донецкая и Херсонская области были целевыми.
Как отметила Анна Осипчук, Госкино поддерживает около 50 проектов в год, большая часть из которых касается событий российской агрессии, в частности событий на Востоке и в Крыму. Людей спросили, слышали ли они хотя бы об одном сериале или фильме, сделанном при поддержке Госкино. Примерно половина людей сказали, что не слышали о таких фильмах.
«Фактически есть большая проблема с осведомленностью. На фокус-группах мы замечали, что люди просто не знают о фильмах, или не знают, что это украинские фильмы. Но с другой стороны 43,9% сказали, что они слышали хотя бы об одном таком фильме. Очень показательно, что 3,3% людей назвали фильм “Киборги”. При том, что в опросе можно было как не указывать вообще название, так и назвать по своему усмотрению любой фильм. Так же часто называли сериал “Мама”», — рассказала Анна.
Отметим, что фильм «Киборги» рассказывает об украинских военных — защитниках донецкого аэропорта. А сериал «Мама», что выходит на телеканале «СТБ», рассказывает о женщине из Житомира, сын которой ушел добровольцем и попал в плен.
По словам Анны Осипчук, здесь не было региональных различий. Фактически во всех регионах одинаковый процент людей говорили, что знают об украинских фильмах, которые раскрывают тему российской агрессии.
При этом аналитики увидели влияние уровня образования и уровня достатка на знание украинских фильмов.
«Чем выше люди оценивали свой уровень образования и уровень достатка, тем больше они слышали об украинских фильмах, они чаще их называли. Так же оказалось влияние языка. Например, среди тех, кто язык своего общения определил как русский, примерно на 10% больше сказали, что они не слышали о таких фильмах», — сказала Анна Осипчук.
Во время исследования людям также предложили выбрать, что бы они хотели посмотреть: исторический фильм, комедию или мелодраму.
«Чем ниже уровень образования и достатка, тем больше выбирали комедию. Чем выше уровень образования или достатка, тем больше выбирали исторические фильмы. Примерно в три раза больше женщин назвали мелодраму, чем мужчин», — говорится в исследовании.
О ком и для кого делать культурные продукты
Люди с востока меньше поддержали идею того, что в школьную программу нужно включить книги и фильмы, посвященные событиям в Украине от 2014 года, в частности войне, оккупации Донбасса и Крыма. Также низкий уровень поддержки такой инициативы на юге.
А вот когда встал вопрос, о ком снимать фильмы и другие культурные продукты, то вынужденные переселенцы получили меньше всего поддержки. Оккупация Крыма — немного больше, а проекты непосредственно о войне на Донбассе хотят видеть почти 50% опрошенных людей.
В конце концов, опрошенным людям задали конкретный вопрос: интересны ли им фильмы, сериалы, книги о жизни отдельных людей в контексте событий на Донбассе и в Крыму от 2014 года. Более 60% ответили утвердительно.
«Здесь интересно влияние регионального и языкового распределения. Те люди, которые сказали, что они русскоязычные — единственная категория, в которой преобладают ответы, что им это не интересно. Если смотреть по региональному распределению, то люди на юге и востоке немного меньше заинтересованы. Кстати, меньше всего заинтересованные у нас в Киеве, как ни странно. С другой стороны, все равно преобладает количество тех, кто заинтересован», — резюмировала Анна Осипчук.
Она также отметила, что ситуация с самой молодой возрастной категорией, 16-24 лет, достаточно сложная во всех регионах. Люди этого возраста, согласно опросу, меньше всех осведомлены, хуже знают об украинских культурных проектах, но чаще ходят в кино.
Кодирование украинских каналов для некоторых стало проблемой
После того как крупнейшие медиа группы Украины закодировали свои телеканалы для спутника, большинство людей воспользовалась альтернативными источниками, например цифровым телевидением Т2. Это и отразилось на результатах опроса. 36% людей сказали, что для них кодирование украинских каналов не стало проблемой, еще 45% отметили, что вообще не заметили, однако 16% назвали это проблемой.
Еще ранее эксперты называли главным риском такого кодирования то, что люди пойдут потреблять контент с российских телеканалов. Особенно это касается людей с востока.
«Один мужчина из Луганской области рассказал, что у них было украинское спутниковое телевидение, за которое они не платили, и затем эти каналы закодировали. Он сказал, цитирую: “Теперь украинское телевидение это для богатых”. Получается так, что если у людей есть возможность смотреть российское телевидение на этом спутнике и нет возможности делать это с украинским телевидением, то вопрос коммерческой составляющей преобладает», — отметил аналитик Школы политической аналитики Антон Суслов.
«Не нужно жить стереотипами»
Пара пенсионеров Николай и Евгения со Сватово говорят, что регулярно потребляют украинский патриотический контент. А говорить о том, что люди с востока смотрят исключительно российские фильмы и передачи, неправильно.
Николай и Евгения большую часть своей жизни прожили в Антраците. Потом переехали к детям в Луганск. А после начала российской агрессии всей большой семьей выехали на подконтрольную Украине территорию. Дети переехали в Киев, а родители остались на Луганщине.
«У нас вся семья такая, что не воспринимает российские фильмы и все, что показывается по российскому телевидению. Мы смотрим украинское, читаем украинские книжки. Муж любит Василия Шкляра. Даже еще из Луганска перевез несколько книг. Я предпочитаю классику, но и новинки некоторые могу купить», — рассказала «Восточному варианту» Евгения.
Она отметила, что чаще с мужем читают, чем смотрят телевидение. О самых громких украинских фильмах пара также знает.
«Раньше, возможно, было сложно смотреть что-то о войне. Но сейчас уже есть интерес и стараемся смотреть то, что получается. Видели “Киборги” и “Дикое поле” о Луганщине. Если бы где-то поблизости был кинотеатр, то однозначно ходили бы на украинское. А так ждем, пока дети приедут и скачают несколько фильмов», — рассказала Евгения.
Она подытожила, что на Луганщине и Донетчине, по ее мнению, людям также нужны украинские фильмы и книги. И даже те, кто пока отрицает, что им это интересно, постепенно могут изменить свою позицию, убеждена женщина.